УДК 378.14

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Погодина Татьяна Владимировна1, Булганина Светлана Викторовна2
1МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" (ЦРТ) г. Н. Новгорода, педагог I категории, руководитель Изостудии "Радуга"
2ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий: развивающего, личностно-ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий и технологий индивидуального обучения. Представлен мониторинг оценки навыков обучающихся. Приведены результаты анкетного опроса обучающихся.

Ключевые слова: анкетирование, коллективная творческая деятельность, компетенции, личностно-ориентированное обучение, маркетинговые исследования, мониторинг, технологии индивидуального обучения


EXPERIENCE OF USE MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AND MONITORING OF THE RESULTS WHICH ARE TRAINED

Pogodina Tatyana Vladimirovna1, Bulganina Svetlana Victorovna2
1Center of development of creativity of children and youth of Nizhny Novgorod, teacher of the I category, head Izostudii "Raduga"
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management

Abstract
In article questions of use of modern pedagogical technologies are considered: developing, the personal focused training, collective creative activity, health saving technologies, game technologies and technologies of individual training. Monitoring of an assessment of the skills which are trained is presented. Results of questionnaire of the trained are given.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Погодина Т.В., Булганина С.В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51028 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время под термином “педагогические технологии” понимают совокупность знаний, направленных на проведение учебно–воспитательного процесса. Специфика внедрения “педагогических технологии” в том, что конструируется и осуществляется такой процесс обучения (в тесном взаимодействии педагога и обучающихся), который нацелен на развитие компетенций обучающихся и прогнозируемый результат.

Рассмотрим опыт использования педагогические технологии в Изостудии “Радуга” МБОУ ДОД “Центр развития творчества детей и юношества” (ЦРТ) г. Н. Новгорода. Дополнительная образовательная программа “Палитра” (художественной направленности) сроком реализации три года, рассчитана на детей от семи до четырнадцати лет. Ее целью является удовлетворение интересов детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развитие у них художественных и творческих способностей. Программа “Палитра” базируется на использовании следующих педагогических технологий: развивающего, личностно-ориентированного обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий и технологий индивидуального обучения. В процессе реализации программы “Палитра” комплексно решаются такие педагогические задачи, как обучение, воспитание и развитие.

Дети поступают в Изостудию “Радуга” с различным уровнем подготовки, потому внедрение личностно-ориентированного обучения [1] актуально. Цель педагога пробудить интерес, раскрыть творческие способности каждого воспитанника, организовать их творческую деятельность с учетом физического и психического здоровья ребенка. В зависимости от технических навыков при поступлении педагогу необходимо гибко приспосабливается к возможностям обучающихся, и развивать их способности, повышать качество обучения [2]. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, на то, чтобы раскрыть и использовать ресурс гармоничного личностного становления воспитанников Изостудии “Радуга” посредством изобразительной деятельности, для этого в курс обучения вводятся новые темы, которые не изучаются на уроках ИЗО в школе, такие как граттаж, витраж и др. Оценка навыков изодеятельности за курс обучения проводится с помощью мониторинга [3] следующих тема: натюрморт, пейзаж, изображение животных и птиц, фигура человека, тематическая композиция.

Мониторинг используется для выявления уровня освоения детьми учебной программы “Палитра”. На каждого ученика, прошедшего двух-трехлетний курс обучения составляется информационный лист, куда заносятся оценки (по пятибалльной системе: 1 – минимальная оценка, 5 – максимальная) – обучающимся и педагогом до и в процессе обучения. Пример заполненного информационного листа в таблице 1, данные оценки необходимы для корректировки степени сложности заданий для дальнейшего выполнения.

Таблица 1 – Информационный лист мониторинга навыков обучающегося по темам

Название темы:

до обучения в Изостудии

в настоящее время

самооценка учащегося

оценка руководителем

самооценка учащегося

оценка руководителем

«Натюрморт»

3

3

4

4

«Пейзаж»

4

4

4

4

«Изображение животных и птиц»

3

3

5

5

«Фигура человека»

2

3

4

4

«Тематическая композиция»

4

3

4

4

Сумма баллов

16

16

21

21

По результатам мониторинга, проведенного в декабре 2014 года 21 учащегося Изостудии “Радуга” можно сделать следующие выводы:

1. Наблюдается положительная динамика по всем обучающимся, средний рост развития навыков составил 30%.

2. Объективность оценки руководителя подтверждается самооценкой учеников, нужно отметить, что самооценка учащихся в целом на 2% ниже, чем оценка руководителя и составляет 4,5 балла, это говорит о том, что обучающиеся в настоящее время справляются с заданием на “хорошо” и “отлично”.

3. Самооценка учеников по всем темам до обучения в Изостудии занижена на 12% относительно оценки руководителя и составляет 3,6 балла, т.е. обучающиеся и руководитель оценивают навыки между “удовлетворительно” и “хорошо”.

Так как при поступлении в Изостудию “Радуга” обучающиеся имеют разный уровень навыков в изодеятельности (по результатам самооценки ребята оценивали свои способности от 1 балла (не умею) до 5 баллов (отлично справляюсь с темой), индивидуальный рост развития навыков составлял от 10% до 85%, что является положительной динамикой. Результаты положительной динамики при мониторинге, также подтверждаются активным участием обучающихся Изостудии “Радуга” в выставках-конкурсах. Учащиеся регулярно занимают на них призовые места разного уровня. Таким образом, результаты мониторинга обучающихся Изостудии “Радуга” подтверждают рост навыков изодеятельности всех детей.

Коллективная творческая деятельность учащихся Изостудии “Радуга” проявляется в совместной работе педагога с учениками над выпуском стенгазет ЦРТ, проведении различных праздников, конкурсов и викторин (используются элементы игровых технологий и активного обучения), подготовке тематических выставок обучающихся (например, разработка обучающимися логотипов с изображением радуги), в посещении выставок и экспозиций Н. Новгорода.

Технология индивидуального обучения внедрена в практику Изостудии “Радуга” следующим образом:  педагог адаптирует темы и темпы изодеятельности к способностям ребенка, так, если тема по изображению фигуры человека, является наиболее сложной для выполнения, ей уделяется больше внимания, разбираются этапы изображения человека на плакатах, подготовленных педагогом, используется раздаточный дидактический материал, в дальнейшем с развитием навыков по данной теме, каждому ребенку предлагается своя тематика (или несколько, в зависимости от темпов и качества выполнения работ) для закрепления пройденного материала, таким образом, происходит педагогическая коррекция через специальную организацию учебного материала. Работа педагога с обучающимися с высоким творческим потенциалом и способностями в изодеятельности индивидуальная, организуется обучение в форме “педагог” – “ученик”, когда учащийся рисует на свободную тему (впоследствии организуется его персональная выставка в ЦРТ) или выполняются работы по заданной тематике проводимых городских и районных выставок-конкурсов детского рисунка.

С целью оценки конкурентных преимуществ [4]  Изостудии “Радуга” в марте 2015 года было проведено маркетинговое исследование – опрос обучающихся, выборка составила 33 человека [5, 6]. Результаты анкетирования следующие.

Занятия в Изостудии “Радуга” дают возможность обучающимся (отметили 91% ребят), получать знания по рисунку, живописи, композиции и декоративно-прикладному искусству, при этом 64% опрошенных отмечают интерес использования в работе различных материалов и техник. Детям важно, что они в процессе обучения научились рисовать человека (указали 88%), хотя данная тема является достаточно сложной. Ребята отметили, что научились новой для них технике граттографии и изображению витражей, на это указало 88% и 79% опрошенных соответственно. Обучающиеся научились в Изостудии “Радуга” выражать через рисунок свои эмоции, чувства, видение жизни, что отметили 76% респондентов. Больше половины учащихся отметили улучшение навыков в композиции (64%), изображении натюрмортов (61%), пейзажей (58%), животных и птиц (55%).

Детям нравится принимать участие в выставках-конкурсах (указали 73%), таким образом, они видят объективные результаты формирования своих навыков в изодеятельности. Во время занятий учащимся нравятся рассказы педагога об искусстве (отметили 58%) сопровождаемые наглядными материалами – репродукциями картин, иллюстрации, тематические презентации (67%).

Большинство ребят с удовольствием идут на занятия (указали 94% опрошенных), их посещение Изостудии одобряют 88% родителей. Менее 40% ребят в будущем планируют связать свою профессию с изодеятельностью, при этом 76% учащихся отметили, что им нравится рисовать, они видят развитие своих творческих способностей. Дети ценят хорошие отношения с педагогом, считают, что он понимает их (указали 91% обучающихся), они комфортно чувствуют себя на занятиях (отметили 76%), половине ребятам нравится слушать рассказы педагога о художниках и их картинах, 42% – любят принимать активное участие в тематических праздниках. Результаты опроса детей отразили высокую степень лояльности к Изостудии “Радуга”, что влияет на повышение конкурентных преимуществ рассматриваемого образовательного учреждения в будущем.

Таким образом, новые образовательные технологии позволяют перестроить процесс обучения в Изостудии “Радуга”, выбирать наиболее эффективные варианты мониторинга развития навыков обучающихся и приемы организации изодеятельности воспитанников, создавая комфортные условия для их творчества, общения, активности и саморазвития.


Библиографический список
  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 280 с.
  2. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 12. – С. 30-31.
  3. Булганина С.В. Маркетинговые исследования: Практикум / С.В. Булганина. – Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 162 с.
  4. Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта – 2007. – № 21. – С. 142-149.
  5. Булганина С.В. Основы маркетинга: Практикум / С.В. Булганина. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. – 200 с.
  6. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2008. – 69 с.


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: