УДК 37.011.33

ВКЛАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тараканова Анастасия Андреевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 5 курса историко-филологического факультета

Аннотация
Античная эпоха внесла большой вклад в становление педагогической науки. Концепции воспитания, разработанные в Древней Греции, не теряют своей актуальности и по сей день. Поскольку конкретные вопросы развития личности ребенка непосредственно вытекают из общих положений о закономерностях психического развития и понимания личности, учения античных философов могут оказать незаменимую помощь в педагогической деятельности. В статье рассматривается вклад античных ученых в развитие педагогической науки.

Ключевые слова: античность, личность, педагогика, учение, философия, школа


ANCIENT GREECE: SIGNIFICANT CONTRIBUTIONS TO THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL THINKING

Tarakanova Anastasiia Andreevna
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty

Abstract
Ancient Greece has had an enormous amount of impact on the formation of pedagogical thinking. The ancient Greeks made profound contributions to the theory of education, developing its basic concepts. Surely these concepts are still relevant. The issues of children's cognitive development follow directly from the understanding of the child's personality. Hence the ancient Greeks' legacy may assist greatly in matters of teaching practice. This article deals with significant contributions the ancient Greeks had made to the development of pedagogical thinking.

Keywords: ancient greece, child, pedagogy, personality, philosophy, scholar


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тараканова А.А. Вклад древнегреческих ученых в развитие педагогической науки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50907 (дата обращения: 02.06.2017).

Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

Именно в этот период философы впервые задались вопросом, как лучше побудить человека к познанию мира, какие методы и способы должен отбирать учитель, чтобы не «загубить» в ребенке стремление к знанию.

Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.

Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.

В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.

В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д. [1, 119]

С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения [2, 39].

Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее [3, 79].

Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.

Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой [3, 82].

Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека [3, 84].

В предыдущем параграфе отмечалось, что древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства [4, 60].

Демокрит также развивал в своих учениях мысль о необходимости соединять воспитание с внутренним миром ребенка, который он назвал словом «микрокосм».

Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести [4, 64]:

- высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;

- необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;

- необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.

Таким образом, Демокрит поднял педагогическое учение на новый уровень, одним из первых он очертил главную задачу учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением, способствовать развитию души ребенка, а не «губить» его естественное стремление к истине через насилие и убеждение [4, 65].

Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине [5, 39].

Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека [5, 42].

В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.

В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.

Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.


Библиографический список
  1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
  2. Никитюк, Е.В. Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. – СПб, 2005.
  3. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. — М., 1963.
  4. Мазалова, М.А., Уракова Т.В. История зарубежной педагогики. Пособие для сдачи экзамена. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
  5. Модзалевский, JI.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. — СПб., 2000.


Все статьи автора «Тараканова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: