УДК 378.183

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В СТУДЕНЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ОТРЯДЕ

Гончаренко Ольга Андреевна1, Гусев Николай Иванович2, Кочеткова Майя Владимировна3
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., профессор
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент

Аннотация
Показано воспитательное значение студенческих строительных отрядов, способствующих духовному становлению молодых людей в результате коллективного творчества, а также необходимость получения знаний в области технологии строительного производства для достижения высокой производительности труда.

Ключевые слова: вводный инструктаж по технике безопасности, дисциплина труда, инструктаж на рабочем месте, квалификация рабочего, организация труда в студенческих строительных отрядах, профессиональная подготовка, технология строительного производства


ORGANIZATION OF WORK IN STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES

Goncharenko Olga Andreevna1, Gusev Nikolai Ivanovich2, Kochetkova Maya Vladimirovna3
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Ph.D., Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Displaying educational value of student construction teams, promote spiritual formation of young people as a result of collective work, and the need for knowledge in the field of construction technologies to achieve high productivity.

Keywords: an introductory briefing on safety, Building Technologies, labor discipline, organization of work in student construction brigades, the employee experience, the instructions in the workplace, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гончаренко О.А., Гусев Н.И., Кочеткова М.В. Организация труда в студенческом строительном отряде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50641 (дата обращения: 03.06.2017).

Современная молодежь никогда не остается  в стороне от больших свершений на всех этапах строительства и экономики развития  народного хозяйства и всегда проявляла самое активное и непосредственное участие в решении задач, поставленных правительством и жизнью в целом. В свое время комсомол дал жизнь новому молодежному движению – студенческим строительным отрядам. Весомым результатом труда студентов являются построенные ими дома, школы, сельскохозяйственные и промышленные здания. Работа студентов в студенческих строительных отрядах имеет большое воспитательное значение, способствуя духовному становлению молодых людей в результате коллективного творчества, совместного преодоления трудностей и достижении цели. Студенты получают возможность непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, приобщаются к нелегким обязанностям организатора производства. Такая активная практика не только полезна, но и необходима, так как прививает будущим специалистам любого профиля навыки самостоятельной работы и мышления.

В настоящее время для решения непростых задач экономического и социального развития страны требуется не просто напряженный труд всего нашего народа, но и труд сегодняшних студентов и завтрашних специалистов, труд более  творческий, вооруженный самыми новейшими достижениями научно-технического прогресса. Перед строителями стоит задача, повысив мобильность строительных организаций, возвести в короткие сроки ряд объектов, в том числе и в необжитых и отдаленных районах, а также на селе. Именно здесь неоценимую помощь строительным организациям могут оказать студенческие строительные отряды.

Хорошо выполненная работа приносит большое моральное удовлетворение. Малыш, построивший дом из песка, радуется творению своих рук; крупный инженер-специалист гордится построенным им мостом, плотиной, зданием; и как не понять гордость молодого человека, своими руками выстроившего свой первый дом! Выполнено полезное дело для общества, для людей и не кем-то, а им самим! Вместе с тем сколько полезного приобретено лично для себя – знания, сноровка, овладение множеством технологических операций, которые часто приходится выполнять в быту, на работе, на отдыхе.

Для того, чтобы эффект трудовой деятельности был наиболее полным, к ней надо серьезно готовиться. Прежде всего это касается профессиональной подготовки, т.е. овладения какой-либо строительной профессией или даже несколькими профессиями. Неграмотности производство не прощает. Поэтому нельзя следовать ошибочному мнению, что любое строительное дело по плечу, лишь стоит за него взяться. Во время работы учиться некогда, а строить по догадке, без знаний невозможно. Плохое знание технологии строительного производства ведет не только к браку, но и к производственному травматизму, поэтому правильной, безопасной работе нужно терпеливо учиться.

Профессиональную подготовку студентов стройотрядов в учебных заведениях проводят за несколько месяцев до их выезда к местам дислокации, так как  к началу строительных работ многие положения по их выполнению могут быть забыты. В этом случае  хотя бы краткая информация по технологии строительного производства бывает крайне необходима.

Студенты зачисляются в строительные отряды только после их обучения правилам охраны труда по соответствующим программам.

Профессиональное обучение проводят учебные заведения во вне учебное время за счет денежных средств производственных организаций. Обучение может выполняться также полностью силами и средствами производственных организаций. По результатам профессионального обучения членам строительных отрядов присваивают квалификационные разряды с выдачей удостоверений. При обучении следует больше уделять внимание освоению студентами практических навыков в работе, желательно в условиях строительной площадки.

Деятельность студенческих строительных отрядов должен регламентировать хозяйственный договор с производственной организацией на выполнение определенного объема работ. Отряду следует браться за выполнение таких работ, которые носили бы законченный характер. Лучше, когда это небольшой самостоятельный объект, который в конце обусловленного срока сдают «под ключ». Можно также выполнять самостоятельные работы на крупном объекте, например, бетонирование фундаментов, штукатурные работы и т.п.

При заключении договора на некоторые его положения следует обращать особое внимание. Так, следует сразу решить вопрос о максимальной механизации работ, которую обязана обеспечить производственная организация. Особенно тщательно необходимо рассмотреть согласовываемые обеими сторонами сроки поставки материалов и изделий в установленном количестве, чтобы по возможности исключить вынужденные простои на строительстве. Для этого составляют соответствующий график и прилагают его к договору.

Для правильного решения всех этих вопросов нужно хорошо изучить проектно-сметную документацию, карты технологических процессов, которые входят в состав проекта производства работ (ППР). Предприятие обязано подготовить объект, являющийся предметом договора, к началу работы отряда, т.е. обеспечить комплектность технической документации, выполнить механизированные земляные работы, а также специальные, осуществить привязку объекта к геодезическим знакам, завести ручные машины, инструмент и строительные материалы недельного запаса.

В первые дни предприятие должно особенно внимательно отнестись к работе отряда. Предприятие должно выделить в качестве инструкторов опытных рабочих по видам работ; научить студентов правильно комплектовать звенья и бригады и обеспечивать их правильную расстановку по фронту работы. Надо, чтобы каждый студент отряда знал конечную цель производственной деятельности отряда.

При неудовлетворительной организации работы возможны простои. И хотя при вынужденном простое предприятие выплачивает  повременную заработную плату, мириться с этим явлением нельзя. Отряд со своей стороны несет ответственность за сроки выполнения работы.

Студенты смогут работать хорошо при создании им нормальных бытовых условиях. Поэтому в подготовительный период, до начала работ, готовят жилье, пункты питания, бытовые и хозяйственные службы. Осуществляют это силами и средствами предприятий с участием квартирьеров, которые выезжают в места дислокации отрядов за 4-5 месяцев до начала работ Квартирьеры обеспечивают контроль за подготовкой к началу работ вплоть до приезда отряда.

Сразу по приезде на место дислокации всех членов отряда зачисляют в списочный состав приказом производственной организации, устанавливают разряд и должность. Разряд определяют подтверждающим его документом или имеющейся соответствующей записью в трудовой книжке. Бойцам не имеющих таких подтверждений, разряд устанавливает администрация предприятия по согласованию со штабом отряда. На нигде ранее не работавших бойцов заводят трудовые книжки.

Всех студентов, зачисленных таким образом на временную работу, знакомят с правилами внутреннего трудового распорядка в данной организации, а также проводят вводный инструктаж  по вопросам техники безопасности под расписку. При выходе на рабочее место проводят инструктаж на рабочем месте, который делают при каждом изменении характера работы или изменением места ее выполнения. Члены отряда моложе 18 лет проходят медицинский осмотр.

Правила трудового распорядка должны предусматривать пяти или шестидневную рабочую неделю, с общей ее продолжительностью не более 41 ч. Студенты моложе 18 лет работают соответственно не более 7 или 6 часов в день. Конечно, в строительстве бывают такие случаи, когда, скажем, требуется уложить в конструкцию бетонную смесь или раствор, которые нерасчетливо привезли к концу смены. Однако нужно помнить, что сверхурочные работы при соответствующем обосновании выполняют только по согласованию с профсоюзным органом и не более 4 часов два дня подряд. В таких работах не участвуют бойцы моложе 18 лет.

Обычно надобность в сверхурочных работах возникает там, где плохо налажена доставка материалов. В этом случае штабу отряда нужно активнее требовать наведения должного порядка или, в крайнем случае, изменить по согласованию с организацией время начала и конца работы.

Чувство удовлетворенности трудом может быть только при его высокой производительности и чтобы добиться этого, необходимо серьезно продумать организацию работ.


Библиографический список
  1. Гусев Н.И. Технологические процессы в строительстве. Организационные основы строительных процессов / Н.И. Гусев, М.В. Кочеткова, В.И. Логанина .– Пенза: ПГУАС, 2015. – 272с.
  2. Гусев Н.И. ССО: Учимся и строим / Н.И. Гусев, А.В. Григорьев //Москва.: Стройиздат, 1990. – 271 с.
  3. Аленкина Е.С. Контроль и оценка качества строительно-монтажных работ / Е.С. Аленкина, Н.И. Гусев [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №5-1(37). – С.19.
  4. Гусев Н.И. Распределение заработной платы в бригаде / Н.И. Гусев, М.В. Кочеткова, М.В. Дубровский [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №12-2(44). – С.74-76.
  5. Кочеткова М.В. Формы оплаты труда в строительстве / М.В. Кочеткова, Н.И. Гусев, О.А. Гончаренко [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №12-2(44). – С.62-64.
  6. Гончаренко О.А. Временной режим при выполнении строительных процессов / О.А. Гончаренко, Н.И. Гусев, М.В. Кочеткова [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №10-1(42). – С.106-108.
  7. Гончаренко О.А. Экология и технологические процессы в строительстве / О.А. Гончаренко, Н.И. Гусев, М.В. Кочеткова [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №9-1(41). – С.70-72.


Все статьи автора «Кочеткова Майя Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: