УДК 372

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аксюченко Валерий Николаевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье поднимается вопрос о важности и значимости гражданского воспитания подрастающего поколения. По мнению автора статьи, использование пространственного подхода в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников дает возможность систематизировать данную деятельность, определить конкретное содержание воспитательных мероприятий, помочь педагогу подобрать адекватные формы воспитательного воздействия.

Ключевые слова: воспитательная работа, педагог, пространственный подход, современная школа


THE SPATIAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN TODAY'S SCHOOLS

Aksyutchenko Valerij Nikolaevich
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
PhD in pedagogy, Associate Professor of preschool and primary education

Abstract
The article raises the question of the importance and significance of civic education of the younger generation. According to the author, the use of spatial approach in the work of civil-patriotic education enables students to systematize these activities, to determine the specific content of educational activities to help the teacher to choose the appropriate forms of educational influence.

Keywords: educational work, modern school teacher, spatial approach


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аксюченко В.Н. Пространственный подход к организации воспитательной работы в условиях современной школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50503 (дата обращения: 03.06.2017).

Нет нужды говорить о важности и значимости гражданского воспитания подрастающего поколения в сегодняшнюю нелегкую для страны и народа эпоху. К активизации данной работы понуждают нас не только и не столько государственные документы и высказывания политиков, сколько те нерадостные объективные и субъективные реалии, которые всем мы видим в окружающей нас действительности.

Школа не стоит в стороне от этой проблемы. Явно просматривается сегодня желание активно заниматься гражданским воспитанием на всех этапах образовательного процесса.

Педагогам сегодня вообще-то ясно, какие гражданские идеалы и добродетели нужно формировать у подрастающего поколения. Главным вопросом, стоящим на повестке дня, становится вопрос – как это делать?  Как свести в единую систему многообразную и плодотворную работу учителя-предметника, классного руководителя, детской общественной организации по гражданскому воспитанию, ибо гражданская позиция – это система и разнобой в ее формировании имеет серьезные негативные последствия.

В решении этого важнейшего вопроса, от которого зависит эффективность результатов нашей работы, существенную помощь может оказать методология -  в частности верный выбор методологического подхода в организации данной деятельности.

Очевидно, что человек с самого рождения существует и действует в целой системе различных взаимопересекающихся пространств и с этой точки зрения цель развития личности видится нам в активном освоении и переустройстве пространственного мира каждого индивида.

Наукой выделяется множество пространственных систем, в которых функционирует человек: индивидуальное, личное и социальное пространство (психология); микрокосм, макрокосм и мегакосм (космология); образовательное, политическое, экономическое пространство (социология).

Как отправную точку нашего подхода мы выделим три основные пространства, освоение которых и есть суть гражданского воспитания. Это – микромир, макромир и мегамир личности, которые взаимодействуют по принципу матрешки.

Схематически это можно представить следующим образом:

С точки  зрения задач, стоящих перед гражданским воспитанием,  микромир ребенка – это его семья, географическое пространство, в котором он себя реализует (т.е.  его малая Родина); макромир – этнос, т.е. народ, к которому принадлежит ребенок, цивилизация, в которой он функционирует, и государство как форма существования данной цивилизации; мегамир – человеческое сообщество, Земля  как ареал существования человечества, космос, вселенная.

Органичное и последовательное (а иногда и одновременное) освоение этих трех пространств дает нам возможность формировать разностороннюю активную личность, патриота и  гражданина и, наконец, человека, осознающего себя неотъемлемой и активной частью человечества, космоса, вселенной.

Основным предметом нашего исследования будут микромир и макромир ребенка как важнейшие пространства, формирующие его как гражданина и патриота. Микромир ученика сам себя является сложным соединением подпространств. Помощь ребенку в их активном освоении дает нам возможность систематизировать работу по его гражданском воспитанию.

Предпринятый нами анализ позволил выделить следующие важнейшие подпространства, составляющие микромир  ребенка: семейное; этническое; природно-географическое; культурное; историческое; социально-образовательное; конфессиональное; техногенное.

Раскрытие сущности перечисленных подпространств дает педагогу твердую опору в систематизации планировании работы по гражданскому воспитанию, определение содержания основных воспитательных воздействий и взаимодействий в этом направлении, а также выборе адекватных форм воспитательных мероприятий и подборе эффективных видов деятельности детей.

Из  каких же объективных и субъективных сущностей состоят вышеперечисленные пространства?

Семейное подпространство: семья, все ее члены. Этнические корни семьи, ее социальный статус. Профессия отца и матери, дедушки и бабушки. Фамилия и ее истоки. История семьи. Вероисповедание. Выдающиеся предки. Семейные предания. Архив семьи, реликвии. Дом и его история. Особенности быта. Предки и их роль в разные эпохи развития России. Роль самого ребенка в семье. Видение ребенком образа своей будущей семьи.

Этническое подпространство: этническая идентификация (к какому народу принадлежит и почему): язык, предки, вероисповедание, традиции и т.д. Особенности народных обычаев малой родины. Народный костюм, местный фольклор. Диалекты. Народные промыслы. Народы и народности, проживающие вместе (рядом) их особенности.

Природно-географическое подпространство: ландшафт. Климатические особенности. Флора и фауна. Природные образования (реки, горы, озера, ручьи, родники, пещеры и т.п.). Топонимика. Полезные ископаемые. Заповедники. Природные аномалии. Экология. Малая родина на карте России.

Культурное подпространство: архитектура малой родины. Культурные учреждения: театры, музеи, выставочные залы, концертные залы, клубы, кинотеатры, библиотеки  и т.п. Памятники архитектуры и народного зодчества. Народные промыслы. Земляки – известные деятели культуры. Отзывы известных деятелей культуры о малой родине. Местные художники, скульпторы, музыканты, строители. Спорт (спортивные сооружения, секции, спортивные команды, известные спортсмены). Местные творческие коллективы.

Историческое подпространство: история села, города в контексте истории России. Памятники и памятные знаки. Исторические реликвии семьи, рода (архивы, ордена и медали, костюмы, утварь и т.п.). Местные легенды, предания. Знаменитые земляки в истории России. Археологические находки. История отдельных зданий, улиц. Историко-краеведческие музеи. Исторические общества им объединения. История промышленных предприятий. История быта и нравов малой родины.

Социально-образовательное подпространство: доминирующее вероисповедание. Культовые сооружения (церкви, монастыри, мечети), их история и архитектура. Церковное искусство: иконопись, роспись храмов, иконостасы и т.п. Выдающиеся священнослужители и праведники малой родины. Религиозные предания и легенды. Святые места. Наличие иных конфессий и взаимоотношения с ними. Восстановление культовых зданий.

Данная классификация подпространств развития ребенка достаточно условна (так, например, можно было бы объединить этническое и конфессиональное пространство в единое целое), однако более мелкое дробление дает возможность педагогу более четко увидеть не только магистральные пути развития личности, но и более конкретно определить сущностные объекты подпространств, которые необходимо освоить.

Кратко изложив суть подпространств, составляющих миркомир ребенка, мы должны оговориться, что данные подпространства не изолированы друг от друга, они взаимопересекаются, что не только не является недостатком, а напротив, позволяет ребенку почувствовать всю сложность и взаимозависимость жизненных явлений и процессов, в которых он живет и развивается.

Сама суть пространственного подхода заключается в создании педагогической ситуации, когда ребенок (выступая в первую очередь в роли исследователя) сам включает в сферу своих интересов тот или иной объект пространств, который становится в силу его самостоятельного творческого освоения личностно значимым.

В связи с этим необходимо отметить колоссальную важность использования в этой работе творческих видов деятельности ребенка. Здесь выбор педагога поистине безграничен. Например, при освоении одного из элементов семейного пространства, домашней реликвии, медали предка «За Отвагу» можно применить следующие формы творческой работы: творческое сочинение «Медаль моего деда»; исследовательский проект «История медали «За Отвагу» как государственной награды; творческая работа «Письмо с фронта» (от имени деда о его награждении); творческий проект «Подвиг героя» изготовление макета, панорамы или диорамы боя; поисковая работа «Кавалеры медали «За Отвагу» моего села; изготовление стенда для музея боевой славы «Кавалер медали «За Отвагу»; рисунок «Подвиг моего деда»; заочное путешествие «Боевой путь моего дедушки» по местам боев героя; историческое исследование боевых действий в тот период в тех местах, где совершил подвиг герой.

Исследование попыток практической реализации пространственного подхода позволило нам сформулировать основные условия эффективности данной работы: постепенное нарастание сложности осваиваемого материала; постоянный рост удельного веса самостоятельной работы ребенка; творческий характер работы ребенка не ограниченный излишне жесткими рамками; соединение в одном задании или его представлении различных видов и форм деятельности; публичность представления результатов деятельности ребенка; постоянное расширение географических границ подпространств (село, район, область, регион, страна …); нацеленность учащихся на личное участие в активном преобразовании подпространств.

Основным показателем успешного освоения того или иного подпространства является проявление ребенком желания его переустройства или совершенствования. Простой пример – после проведенной работы над домашней реликвией (медали «За Отвагу») ученик самостоятельно изготовил рамку, поместил туда фотографию деда, его медаль, краткое описание подвига и повел у себя в комнате. Таким образом, он не только освоил данный элемент, но и изменил к лучшему все семейное подпространство.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что использование пространственного подхода в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников дает нам возможность систематизировать данную деятельность, определить конкретное содержание воспитательных мероприятий, помочь педагогу подобрать адекватные формы воспитательного воздействия.


Библиографический список
  1. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. 2013. №5. С.39-42.
  2. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 895-898.
  3. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
  4. Жесткова Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. Научно-практический журнал. 2014. №1-2. С.80-81
  5. Жесткова Е.А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. 2010. №4. С. 136-141.
  6. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка/ Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.  2014.  № 12.  С. 85-88.
  7. Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 5. Часть 1. – Ставрополь: Логос, 2012. С. 60-69.


Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: