РАЗРАБОТКА НОВЫХ ПОДХОДОВ К СОХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ НАЦИИ

Евдокимова Юлия Викторовна
Институт туризма и гостеприимства (филиал, г. Москва) Российского государственного университета туризма и сервиса
кандидат философских наук, доцент кафедры финансового менеджмента и бухгалтерского учета, заместитель директора

Аннотация
В статье рассмотрена концепция, цели, задачи, механизм реализации, целевая аудитория, практическая значимость инновационного проекта в сфере туризма, основанного на подходе к формированию ценностной ориентации личности через образование как один из компонентов культуры.

Ключевые слова: духовная наука, инновационный проект в сфере туризма, интерактивное обучение, ресурс духовного и экономического развития., сохранение объектов культурного наследия, формирование православной культуры нации


DEVELOPMENT OF NEW APPROACHES TO CONSERVATION AND USE OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF THE NATION

Evdokimova Yuliya Viktorovna
Institute of tourism and hospitality (branch, Moscow) Russian state University of tourism and service
Candidate of philosophical Sciences, Associate Professor of financial management and accounting, Deputy Director

Abstract
The article deals with the concept, goals, objectives, implementation mechanism, the target audience, the practical significance of the innovation project in the sphere of tourism-based approach to the formation of value orientations of the individual through education as one of the components of culture.

Keywords: a spiritual resource and economic development, innovation project in the sphere of tourism, interactive education, preservation of cultural heritage, spiritual science, the formation of the Orthodox culture of the nation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Разработка новых подходов к сохранению и использованию духовного наследия нации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49953 (дата обращения: 15.03.2024).

Значимость инновационных проектов для туристской отрасли на сегодняшний день, в период серьезного кризиса и поиска новых путей развития туристической отрасли,  крайне велика.       К принципиально новым направлениям в туризме можно отнести включение в обслуживание туристов  в театрализованные и ролевые игры с воссозданием историко-культурных традиций разного времени. В таких играх зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление можно внедрять в процессы интерактивного обучения на разных уровнях.

Реализация инновационного проекта «Вперед в прошлое» направлена на минимизацию следующих проблем, обозначенных в государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы:

- снижение культурно-образовательного уровня населения Российской Федерации;

-наличие значительного количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения.

К числу памятников православной культуры, нуждающихся в срочном возрождении, можно отнести Храм Казанской иконы Божией Матери (Волоколамский район Московской области и Церковь Воскресения Словущего в Мерзлове (Солнечногорский район Московской области).

Целями проектной деятельности являются: сохранение объектов культурного наследия – Храма Казанской иконы Божией Матери (Волоколамский район Московской области) и Церкви Воскресения Словущего в Мерзлове (Солнечногорский район Московской области),  возрождение нравственной культуры  в среде подрастающего поколения и молодежи, воссоздание осознания величия нации, государства. К задачам проекта можно отнести:

-повышение уровня нравственной культуры;

-развитие осознания принадлежности к нации;

-восстановление памятников православной культуры;

-совершенствование качества образовательного процесса по гуманитарным дисциплинам в начальной, средней и высшей школе.

Новизна проекта заключается в выработке нового концептуального подхода к формированию ценностной ориентации личности через образование как компонент культуры, являющееся основным средством развития гуманистической сущности человека.

Практическая значимость состоит в повышении эффективности освоения курсов истории, основ  религиозных культур и светской этики; формированию аналитических, исследовательских навыков у учащихся средних и высших учебных учреждений; культурной идентификации детей и молодежи; консолидации научного и религиозного начал; зарождении духовной науки.

Концептуальная идея проекта –  создание качественно нового продукта «аудитория-храм».Восстановление Храма Казанской иконы Божией Матери (Волоколамский район Московской области и Церковь Воскресения Словущего в Мерзлове (Солнечногорский район Московской области) с дальнейшим  многофункциональным использованием данных объектов. Коммерческая составляющая основана на разработке оптимальных туристических маршрутов с включением  представленных объектов. Организация экскурсий для широкого спектра целевых аудиторий в рамках изучения православной культуры России, привлечение как российских, так и зарубежных туристов, что является общераспространенной формой эксплуатации объектов культурного наследия. Некоммерческая (ключевая) составляющая: использование объектов как части учебного процесса  с целью воплощение в практику качественно нового подхода к освоению учебных дисциплин,  культурной идентификации молодого поколения РФ; консолидации научного и религиозного начал.

       К основной целевой аудитории можно отнести  учащихся начальной,  средней и высшей школ Москвы и Московской области. Проведение выездных занятий в рамках  изучения таких дисциплин, как история, краеведение, культурология, философия, культура речи, основы религии и светской этики и  пр.,  в режиме непосредственного взаимодействия с объектами культурного наследия, дает возможность активизации интерактивной составляющей в обучении. Исследования, проведенные в 80-х гг. национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные занятия позволяют резко увеличить процент усвоения материала, наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 5%, чтение – 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других, или немедленное применение – 90%) [2]. Интерактивное обучение приоритетно для РФ на сегодня, а также в данном случае можно проецировать в будущем морально-нравственное оздоровление данного поколения,  и нации в целом, во многом утерянное за постперестроечный период. Аналитически-исследовательская составляющая основана на применении в рамках выездных мероприятий элементов проектной деятельности, применении технологий занятий-погружений, театрализованных действий, игровых занятий (квест), занятий поиска истины  и пр. Представляется оптимальным использование объектов на регулярной основе, с составлением планов-графиков посещений (т.е. например,  1 февраля – школа № 1752, 2 февраля – коммерческие экскурсии, 3 февраля – педагогический колледж и пр.). Возможным представляется проведение тематических научных конференций, дискуссий, круглых столов.

К конкурентным преимуществам следует отнести отсутствие аналогов, за исключение подобного объекта, успешно функционирующего в Муромском институте (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Ожидаемые  результаты можно разделить на две группы: количественные результаты и качественные результаты. К количественным результатам следует отнести появление  двух восстановленных объектов православной культуры,   увеличение доходов местных бюджетов, являющихся  наиболее «слабым» звеном в ракурсе собственных налоговых поступлений за счет привлечения российских и зарубежных туристов, появление новых рабочих мест. К качественным результатам относятся  улучшение результативности образовательного процесса,  формирование православной культуры нации, воспитание патриотических чувств.

Реализация проекта неизбежно связана с поиском  финансирования. Возможны следующие варианты: государственное финансирование (что представляется маловероятным), включение в программу финансирования соответствующего территориального образования в рамках государственной программы развития туризма, включение в программу финансирования соответствующего территориального образования в рамках государственной программы развития образования, частно-государственное партнерство. Здесь важны критерии, на основе которых производится отбор и объем финансирования проектов.

Проблема финансирования тесно связано с юридической принадлежностью собственника объекта, а также с вариантами последующего использования восстановленного объекта. В случае позиционирования объекта, как действующей церкви, следует акцентировать внимание на открытии прихода и поддержании объекта, в частности, за счет пожертвований. При целевом применении объекта для образовательных целей, встает вопрос государственного (муниципального) финансирования. Если же рассматривать объект исключительно как экскурсионный, то встает вопрос оптимизации его содержания на коммерческой основе.

      Схему реализации проекта можно свести, в целом, к следующим крупным блокам: поиск собственника объекта – поиск финансирования – согласование мероприятий организаторами, собственниками, исполнителями и финансирующим центром на основе графика мероприятий – последовательная реализация (проведение восстановительных работ) – разработка конкретных туристических маршрутов и формирование пакета предложений клиентам (с позиций коммерческого использования), либо разработка механизмов обеспечения достижения ряда важнейших образовательных и воспитательных целей, стимулирования мотивации и интереса  в области истории, религии (при некоммерческом использовании).

         Календарный план реализации проекта «Вперед в прошлое» можно представить следующим образом:

Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты
Определение публичного собственника (собственников) объектов Апрель 2015 Правовое обеспечение деятельности
Создание бизнес-плана Май 2015 Наличие  конкретных оснований для поиска финансовых ресурсов
Выбор источника финансирования Июнь 2015 Обеспечение покрытия затрат
Разработка и согласование плана-графика  получения финансовых ресурсов, согласование плана восстановительных работ  с собственниками объектов, финансирующим органом и исполнителями Июль-сентябрь 2015 Финансово-хозяйственное обеспечение деятельности в рамках проекта
Заключение соглашений (договоров) на проведение восстановительных работ Октябрь 2015 Правовое обеспечение деятельности
Проведение восстановительных работ Октябрь 2015-май 2016 Восстановление объектов
Формирование пакета предложений туристам (с включением восстановленных объектов) Март-май 2016 Взаимодействие с конечными потребителями
Заключение соглашений с ВУЗами, школами, колледжами, научными организациями  на эксплуатацию объекта Сентябрь 2016 Взаимодействие с конечными потребителями
Многофункциональное  использование объектов (коммерческое/некоммерческое) С сентября 2016 Достижение поставленных целей
Предварительный анализ  по  результатам функционирования объектов Декабрь 2016 Выявление результативности проекта

Реализация проекта будет способствовать укреплению и  развитию «материального и нематериального культурного наследия России, использованию его в качестве ресурса духовного и экономического развития;, приобщению подрастающего поколения к мировой и отечественной культуре, обеспечению свободы творчества; поддержанию высокого престижа российской культуры за рубежом и расширению международного культурного сотрудничества» [1].


Библиографический список
  1. “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры и туризма” на 2013 – 2020 годы Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 г. Москва http://cdnimg.rg.ru/pril/95/86/79/317.pdf
  2. Харькова Е.М. Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения. Информационно-экспериментальная онлайн-площадкаЛивенского филиала Госуниверситета-УНПК. http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/4_ispolzovanie_tekhnicheskikh_sredstv_i_programmnogo_obespechenija_v_obrazovatelnom_processe/ispolzovanie_interaktivnykh_form_i_metodov_obuchenija_dlja_povyshenija_ehffektivnosti_obuchenija/32-1-0-274


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация