УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА НА СТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Предметом статьи являются особенности профессионального взаимодействия как фактор становления профессионализма. Рассматривается влияние на индивидуальный профессионализм профессиональной группы и профессионального сообщества. Профессиональное сообщество предстает как социальный институт и как распределенный субъект труда. Сформулированы функции профессионального сообщества, названы основные операциональные и идеологические компоненты. Показана значимость профессиональной идентификации человека.

Ключевые слова: индивидуальный профессионализм, профессионализм группы, профессионализм коллективного субъекта, профессионализм профессионального сообщества, профессионализм человека, профессиональная идентификация, профессиональное взаимодействие


INFLUENCE OF PROFESSIONAL GROUPS AND PROFESSIONAL COMMUNITIES ON BECOMING AND MAINTAINING OF THE PROFESSIONALISM OF HUMAN

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
The subject of the article are the features of professional interactions as a factor of professionalism. Analyzed the impact on the seperate professionalism of the primary of professional team, as well as the professional community. Professional community presented as social institution and a generalized professional subject of labor. Are named role of the professional community as well as its basic functional and ideological components. The article shows the importance of professional identification of the person.

Keywords: individual professionalism, professional identification, professional interaction, professionalism of man, professionalism of the collective subject, professionalism of the professional community, professionalism of the team


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Влияние профессиональной группы и профессионального сообщества на становление и сохранение индивидуального профессионализма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885 (дата обращения: 19.11.2016).

Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно, качественно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность. Это интегральная характеристика человека-профессионала, которая проявляется, прежде всего, в деятельности и деловых коммуникациях, но оказывает влияние на его поведение, межличностное общение, образ жизни. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание.

В докладе на конференции «Ананьевские чтения-2003» в Санкт-Петербургском университете нами было предложено рассматривать профессионализм не в качестве набора «автономных» признаков, а как психологический синдром, в котором отдельные признаки (проявления) профессионализма объединены общим механизмом возникновения и развития указанного психологического феномена. В последующих публикациях показано, что макроструктура профессионализма (как психологического синдрома) включает блок исходных предпосылок, находящийся вне «ядра» синдрома, а также входящие три укрупненных блока: а) особенностей человека; б) особенностей его профессиональной подготовки и деятельности; в) особенностей профессионального взаимодействия. Ядро охвачено обратной связью [1]. Было раскрыто психологическое содержание отдельных блоков синдрома профессионализма [2, 3].

Мы исходим из понимания того, что профессиональный тип личности (личность профессионала) формируется в процессе активного взаимодействия с профессиональной средой – при выполнении профессиональной деятельности. Индивидуальный профессионализм неизбежно связан с профессиональным самосознанием специалиста. Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.

Предметом данной статьи является особенности профессионального взаимодействия как важнейший фактор становления и сохранения профессионализма. Особое внимание обращается на влияние на индивидуальный профессионализм профессионального коллектива (профессиональной группы), в котором работает человек, а также профессионального сообщества в целом.

Любой специалист работает в составе первичной группы (группового субъекта труда), вторичной (отдела, цеха и т.д.), а также в составе организации (фирмы). При этом вторичные (и далее) коллективы могут быть наполнены как представителями одной профессии (монопрофесиональные), так и разных профессий (полипрофессиональные коллективы).

Профессиональное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия специалистов между собой в рамках данной производственной среды, определяющего при этом их взаимную обусловленность и связь. Профессиональное взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий как становлению профессионализма отдельного человека (индивидуального профессионализма), так и становлению и развитию профессионализма группового (или, в высшей его степени развития, – коллективного) субъекта труда. По мнению Г.В. Суходольского, в профессиональной деятельности деловые (функциональные) взаимодействия специалистов имеют первичное значение по сравнению с межличностными отношениями [4]. Признавая первичность деловых отношений, считаем необходимым подчеркнуть, что межличностные отношения в коллективе обеспечивают позитивный или негативный эмоциональный фон, который влияет и на эффективность труда, и на состояние специалистов, и на их отношение к работе в данном коллективе. Профессиональные взаимодействия свойственны не только индивидам; они происходят и между частями профессиональных групп организации или профессионального сообщества.

Е.А. Климов, рассматривая профессию как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни, имеет в виду не организацию, а мысленно представляемую референтную группу, к которой принадлежат не только здравствующие специалисты, но и те профессионалы, которые внесли существенный вклад в дело в прошлом [5, с. 146].

Профессиональное сообщество – это сообщество людей, принадлежащих к одной и той же профессии, предстает, с одной стороны, как социальный институт, с другой – как распределенный субъект профессиональной деятельности.

Социальный институт, обозначаемый «профессия» представляет собой своеобразную самоорганизующуюся систему, обеспечивающую накопление, обобщение и передачу профессионального опыта, воспроизводство профессионалов – через соответствующие учебные заведения. Обобщенный и объективированный (в форме инструкций, правил, методик алгоритмов деятельности и т.д.) профессиональный опыт выступает, с одной стороны, в качестве потенциала развития профессионального сообщества в целом, с другой – служит подпиткой для индивидуального профессионального потенциала его членов. Профессии, возникновение которых связано с разделением труда, представляют собой исторически обусловленный социально-психологический и культурный феномен, носителями которого являются профессионалы. Накопленный, обобщенный и объективированный профессиональным сообществом опыт является основой для построения общественной идеализированной (нормативной) модели профессии и профессиональной деятельности [6].

Профессиональное сообщество характеризует существование определенных операциональных и идеологических компонентов, принимаемых его представителями. К операциональным компонентам относятся: 1) специальные знания, способы их приобретения, характерные для данной профессии; 2) особенности получения профессии и подтверждения квалификации; 3) собственная профессиональная терминология; 4) специфика организации труда; 4) специфика взаимоотношений («профессионал–профессионал», а также «профессионал–клиент» – в широком понимании последнего); 5) специфика получения дохода (заработка) от в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное сообщество публично предъявляет (лат. professio – от profiteor – «объявляю своим делом») себя обществу. В этом «предъявлении» формулируется, каким образом профессиональная деятельность его членов направлена на удовлетворение общественных потребностей; указываются способы и средства, которые при этом используются; обозначает ответственность, которую несут  его члены перед обществом за свои результаты, а также то, как они защищают свои интересы. По сути, это составляет профессиональную идеологию – ибо миссия, ценности, цели, способы взаимодействия с обществом, ответственность, защита собственных интересов представляют собой элементы идеологии.

Профессиональная идеология, по Е.А. Климову, это «система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной или внутрипрофессиональной группировки, или даже отдельного лица» [7, с. 211]. К идеологическим компонентам, принятых представителями профессионального сообщества, относится профессиональная мораль и профессиональная этика [8] – система нравственных норм, регулирующих не только деятельность профессионала, но и его систему отношений с миром. Отметим, что регуляторы такого рода есть в любой исторически сформировавшейся профессии.

Итальянский психолог А. Менегетти (A. Meneghetti), основатель онтопсихологической школы, описывает близкое к профессиональной идеологии явление – «стереотип профессионального объединения», который «конфигурирует и предписывает поведение и отношения в рамках какого-либо общественного института, закона, религии, любой общественной группы. В результате сплочения людей под воздействием этого фактора возникают профессиональные объединения, …внутри которых устанавливаются мощные моральные субкодексы (определяющие, что честно, а что не честно, признаки принадлежности к группе, правила сотрудничества или изоляции в отношении других групп и т.д.)» [9, с. 43].

К анализу принятия человеком профессиональных норм и ценностей профессионального сообщества целесообразно подходить с позиций профессиональной идентификация (от лат. identificatio – отождествление). На важность процессов социальной и профессиональной идентификации обращают внимание многие отечественные психологи (Г.М. Андреева, Н.С. Пряжников, Е.П. Ермолаева и др.).

Е.А. Володарская, изучая социально-психологические факторы идентификации ученого с научной школой, выделила три аспекта: 1) эмоциональный – выражается в переживании и оценке принадлежности к профессиональному сообществу; 2) когнитивный – выражается в осознании и дифференциации человеком характеристик, свойств, параметров группы, с которой происходит идентификация; 3) деятельностный – выражается в том, что человек ведет себя как член группы, реализует ее нормы, ценности и т.д. [10].

На начальных этапах становления специалиста особую роль имеют традиции профессиональной группы. В процессе взаимодействия человека с представителями профессиональной группы (бригады, первичного трудового коллектива и др.) начинается формирование из личности непрофессионалапрофессиональной личности с присущими ей профессиональными качествами, включая систему отношений, притязаний, профессиональных ценностей и т.д.

В определенных обстоятельствах сложившийся на начальных этапах профессионального пути тип профессиональной идентификации может послужить препятствием для ее перестройки в дальнейшем под влиянием изменившихся условий и требований среды. С.П. Безносов в качестве наиболее частых причин профессиональной деформации, наряду с особенностями профессиональной деятельности, называет специфику ближайшего окружения, с которым вынужден общаться (и взаимодействовать) специалист [11]. Как при формировании личности ребенка большое значение имеют родители, так и при формировании личности профессионала на этапе «закладки» ее фундамента особое значение имеет влияние наставников или авторитетных специалистов, преподавателей. Хорошо, если это действительно Мастера своего дела, а не только по должности; Учителя с большой буквы, настоящие Профессионалы, ибо посвящение в дух профессии происходит через непосредственное влияние индивидуальности Мастеров, их опыта выхода к своей неповторимости.

Можно провести некоторые параллели в процессах развития индивидуального и группового профессионализма. Если процесс индивидуального развития профессионала (индивидуальная профессионализация) – это процесс приобретения индивидуальной профессиональной квалификации и индивидуального профессионального опыта, развитие личности профессионала (профессиональной психики), то развитие профессиональной группы (групповая профессионализация) – это не только развитие личностей и индивидуального мастерства членов группы, но и приобретение самих свойств коллективности – целеустремленности, сплоченности, сработанности, коллективного стиля деятельности. Развитие профессии (как социального института и как профессионального сообщества) заключается в развитии приемов и способов работы, в творческом совершенствовании и нормативной фиксации ее технологии, в обогащении технического инструментария и расширении области его применения. Ниже, в таблице 1 приводятся признаки и результаты онтогенеза отдельного профессионала, профессиональной группы и профессионального сообщества в целом.

Таблица 1 – Признаки и результаты онтогенеза профессионала, группы и профессионального сообщества

 

Индивидуальный профессионализм

Групповой
профессионализм
(коллективный субъект)

Профессионализм
 профессионального
сообщества

Признаки развития профессионализма

Приобретение профессиональной квалификации и индивидуального опыта

Приобретение опыта совместного решения профессиональных задач

Накопление, систематизация и развитие общественно значимых профессиональных знаний и опыта

Развитие личности профессионала (профессиональной психики)

Формирование общих норм, ценностей, смыслов, целеустремленности, сплоченности

Формирование профессионального языка, взглядов, образа мышления, профессиональной морали и этики

Становление индивидуального стиля деятельности

Становление сработанности, коллективного стиля деятельности

 

Сохранение и развитие норм и правил, социальных институтов, обеспечивающих развитие профессионализма

Результаты развития

Профессионалу становятся доступными все более сложные профессиональные задачи, деятельность характеризуется высокой эффективностью

Группа специалистов превращается в коллективный субъект труда, способный высокоэффективно решать комплексные задачи профессиональной деятельности

Профессиональное сообщество способно генерировать новые задачи и находить способы их решения. Пополняется предметная область профессии, совершенствуются ее техническое оснащение и технологии

Непринятие определенным специалистом профессиональных норм, характерных для профессионального сообщества, является свидетельством профессионального маргинализма этого специалиста [12]. Признаки профессионального маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии – внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и профессиональной морали), так и в сфере поведения (действия не в рамках профессиональных функций и этики, а под действием иных целей или мотивов).

Степень выраженности профессионализма выделенных выше субъектов профессиональной деятельности (индивидуального, коллективного, распределенного) может быть различной.

Деловые взаимодействия следует рассматривать как взаимодействия, «конструирующие» высокоэффективную коллективную (или совместную) профессиональную деятельность. Наличие сплоченного «ядра», характеризующегося высокой интенсивностью деловых взаимодействий и, одновременно, высоким уровнем взаимных межличностных предпочтений свидетельствует о продуктивном характере развития профессионализма коллектива. И напротив, высокий уровень межличностного общения в группе с низкой производственной эффективностью и, одновременно, низкая интенсивность деловых взаимодействий членов группы являются признаками низкого профессионализма этой группы.


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 (36). С. 65-71. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7554
  2. Дружилов С.А. Особенности профессиональной подготовки в макроструктуре синдрома профессионализма // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 134-141. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8331
  3.  Дружилов С.А. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование профессионализма человека // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/44980
  4.  Суходольский Г.В. Основы психологии профессиональной деятельности. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 168 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального сам определения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  6. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. С. 299-318.
  7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  8. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 208 с.
  9. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.
  10. Володарская Е.А. Социально-психологические факторы идентификации ученого с научной школой // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14. Психология. 1997. № 3. С. 68-81.
  11. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  12. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация