УДК 334.025

ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ НЕФТЕГАЗОСЕРВИСА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Савицкий Максим Николаевич
Югорский государственный университет
аспирант института менеджмента и экономики 2 курс

Аннотация
Данная статья посвящена обзору состояния нефтегазосервисного рынка в Российской федерации. Проведённый обзор позволяет утверждать, что российские компании, выступающие на этом рынке, нуждаются в поддержке государства, также дано предложение по реализации поддержки через систему государственного заказа.

Ключевые слова: государственный заказ, нефтесервис, поддержка российского нефтесервиса


SUPPORT FOR RUSSIAN OILFIELD SERVICES COMPANIES IN THE MARKET THROUGH A SYSTEM OF STATE ORDER

Savitsky Maksim Nikolaevich
Yugra State University
PhD-student

Abstract
This article reviews the state of oilfield services market in the Russian Federation. Conducted review suggests that Russian companies acting in this market need the support of the state, is also given a proposal for the implementation of support through the state order.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савицкий М.Н. Поддержка российских компаний на рынке нефтегазосервиса через систему государственного заказа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48439 (дата обращения: 02.06.2017).

По состоянию на начало 2014 года российская нефтяная промышленность ищет подходы для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти из месторождений, разработка на большинстве из которых началась ещё во времена СССР, а также запасов находящихся в таких сложных геологических структурах как Баженовская свита. Для разработки таких запасов необходимы значительные объёмы бурильных работ, работ по капитальному ремонту скважин, что в настоящее время нефтегазодобывающие компании осуществляют с помощью представителей нефтегазосервисного бизнеса.

Становление нефтегазосервисного рынка в России можно разделить на несколько этапов. Во времена СССР предоставлением нефтесервисных услуг занимались специальные подразделения нефтегазодобывающих предприятий. При этом расцвет нефтегазовой отрасли приходится на 60-80-е годы XX века. В этот период происходит освоение месторождений Западной Сибири, формируется значительная производственно-техническая база, высокий уровень специализированного отраслевого образования персонала.

Период 1991-1999 годов отметился приватизации нефтяных компаний, в течение которого происходит небольшой рост добычи нефти и газа, небольшое оживление рынка нефтесервисных услуг. Нефтесервисные услуги по-прежнему оказываются специальными подразделениями нефтегазовых компаний (Лукойл-Бурение, Газпром-Бурение и т.д.). Инвестиции в нефтесервисную отрасль минимальны, что приводит к росту износа и устареванию материально-технической базы.

В период 1999-2002 годов, начинается постепенный вывод нефтесервисных компаний в отдельные предприятия, но фактически они оставались аффилированными предприятиями, которые обслуживали потребности материнской компании. На российском рынке начинают активно работать крупнейшие мировые нефтесервисные ТНК: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, BJ Services и другие. Этот период можно считать началом формирования независимого национального нефтесервисного рынка, до этого услуги для нефтегазовой отрасли оказывались только двумя способами: иностранными компаниями, либо предоставлялись в рамках нефтегазовых компаний.

С 2002 года происходит активное формирование нефтесервисной отрасли, аффилированные нефтесервисные структуры продаются стратегическим инвесторам, интенсивно проходит процесс слияний и поглощений. В конце 2004 года сервисные подразделения компании ОАО «НК Лукойл» выходят из состава корпорации и появляется новый субъект российского нефтесервисного рынка: ООО «Буровая Компания Евразия». В мае 2009 года происходит завершение сделки по продаже нефтесервисных подразделений компании ТНК-BP американо-швейцарской Weatherford и т.д. В это же период проводятся значительные инвестиции в развитие материально-технологической базы компаний и развитие персонала.[1, c. 2]

В настоящее время на рынке нефтесервисных услуг преобладают иностранные компании (по некоторым оценкам 65% рынка), такие как Schlumberger и Halliburton и у этой ситуации есть объективные причины. Российские компании, как правило,  работают только на внутреннем рынке. У мировых нефтесервисных гигантов, перед отечественными компаниями есть ряд преимуществ. У них очень дешевые кредиты, у них самые современные технологии. Их проекты, расположенные по всему миру, сбалансированы настолько, что они выходят на определенную среднюю рентабельность, позволяющую в определенных регионах зарабатывать больше, а где-то снизить цены и заработать меньше, сохранив стабильность компании. И, что очень важно, они могут прогнозировать на несколько лет вперед свое участие в российском бизнесе. Таким образом, у иностранных компаний есть возможность в условиях жесточайшей конкуренции не только победить, но и задавить весь российский нефтесервис.

Комитет Государственной думы по энергетике видит роль государства в поддержке отечественного нефтесеривиса в первую очередь, в создании условий для трансфера передовых технологий российским компаниям, в стимулировании развития отечественных сервисных компаний, в мониторинге ситуации на рынке нефтесервиса, в совершенствовании нормативно-правовой базы взаимодействия крупных компаний-потребителей услуг с поставщиками сервисных услуг.

Одним из способов поддержки российских нефтесервисных компаний на начальном этапе может стать совершенствование федерального законодательства в сфере закупок для юридических лиц, не менее пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежат Российской Федерации, т.е. для «государственных» нефтегазодобывающих компании (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром»).  Такое совершенствование должно заключатся в наложении обязательств на такие компании по размещению тендеров, участниками которых могут быть  только российские нефтесервисные компании, с обязательством оплаты выполненных работ не более чем в течение тридцати дней с даты приёмки. Россия уже использует похожую систему в государственных и муниципальных закупках для поддержки малого предпринимательства, государство, практически, обязуется размещать 15% от всех заказов только у субъектов малого предпринимательства.

Учитывая объёмы нефтесервисных закупок государственных компаний (ООО “РН-Юганскнефтегаз”, дочернее предприятие Роснефти, провела в 2013 году процедур закупок по бурению на сумму более 2-х миллиардов рублей) такие меры могли бы подтолкнуть российские нефтесервисные компании к развитию и созданию конкуренции для иностранных компаний.

Данное предложение нуждается в тщательной проработке, ведь иностранные компании используют самые современные, прогрессивные и передовые технологии, а значит, для отрасли в целом, выгодней привлекать именно иностранных нефтесервисников. Но существует риск, что российский нефтесервисный рынок, выручка которого оценивается в 25 млрд. рублей, целиком будет зависеть от зарубежных компаний и технологий, как это произошло со странами Латинской Америки – они целиком зависят от нефтесервисных компаний США.


Библиографический список
  1. Чуев Д.Э. Обзор российского рынка нефтесервисных услуг. URL: http://www.oil-gas.ru/userfiles/obzor_rinka_Chuev_D_E%281%29.pdf
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”
  4. Дмитрий Шульман: У нефтесервиса в России хорошие перспективы URL: http://uralpolit.ru/news/press_center/interview/u-nefteservisa-v-rossii-khoroshie-perspektivy
  5. Меры государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора обсудили в Государственной Думе. URL: http://eepr.ru/2013/12/30/6011/


Все статьи автора «Савицкий Максим Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: