УДК 747.012

СТРУКТУРА УКРАИНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛЬЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

Кривошеева Ольга Николаевна
Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им.М.Бойчука, Киев, Украина
аспирантура,факультет "Дизайн"; научный руководитель: канд. арх., проф. Малик Татьяна Вячеславовна

Аннотация
В статье рассматривается проблема использования украинских традиционных принципов структуры интерьера в современных условиях проектирования жилья. Анализируются структурные и функциональные особенности украинского народного жилья в разных регионах Украины, развитие конструктивных решений в дизайне современного жилья. Выявлено влияние традиционной украинской культуры на современное дизайн-проектирование жилых помещений.

Ключевые слова: архитектурно-конструктивный анализ, современное жилое помещение, структура жилья, типологическая классификация жилых помещений, украинское народное жилье, функциональные основы дизайна


STRUCTURE OF UKRAINIAN TRADITIONAL HOUSING AND ITS IMPACT ON THE TRENDS OF MODERN RESIDENTIAL INTERIOR

Kryvosheieva Olga Nickolayevna
Kyiv State Institute of Decorative and Applied Art and Design im.M.Boychuka, Kyiv, Ukraine
Graduate School, Department of "Design"; Supervisor: Candidate. Arch., professor Malik Tatyana Vyacheslavovna

Abstract
The article consists the problem of the use of Ukrainian traditional principles of the structure of the interior in modern conditions of housing design. The structural and functional features of Ukrainian folk housing in different regions of Ukraine, the development of design solutions in the design of modern living are analyzed. The influence of traditional Ukrainian culture in contemporary design premises.

Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Кривошеева О.Н. Структура украинского традиционного жилья и его влияние на тенденции современного жилого интерьера // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/45721 (дата обращения: 03.06.2017).

Вступление

Жилье является генетическим источником всех функционально-пространственных преобразований обитаемой среды. Существование в виде общинного или семейного жилья вполне устраивала древнего человека как единое пространство обеспечения всех несложных жизненных функций. С течением времени усложняются виды хозяйственной деятельности, формы социальной жизни, вызывающие пространственное разграничение жилья.

Принцип, по которому в современное время определяется разнообразие архитектурно-конструктивных типов зданий и сооружений, является их функциональное назначение, которое дает основание для типологической классификации жилого пространства. [9].

«Этностиль – стилистическое направление в архитектуре и дизайне, характеризующееся использованием элементов народной архитектуры, традиционных материалов, изделий народно-прикладного искусства, образцов этнической материальной культуры при формировании образа с помощью методов этнической стилизации». Характерные черты этностиля: традиционность, синкретичность, экологичность. Синкретичность (лат. Syncretismus – сочетание) – сочетание или слияние несовместимых и несравнимое образов мышления и взглядов. Синкретизм – разновидность эклектизма.

Синкретичность можно трактовать как сочетание современных материалов и конструктивных решений с традиционно этническими.

Актуальность темы исследования. Анализ дизайна современного интерьера является средством выявления представлений, которые лежат в основе отношений человека начала третьего тысячелетия с миром вещей, потребности оформлять бытие с помощью дизайна. При этом исследование дизайна становится изучением действительности, частично превращенной в определенный язык системных образов, , т.е. семиотический анализом.

Особенностью формирования современного отечественного проектирования жилья является задача создания оригинального лица дизайна, что в конечном итоге позволило бы оценить и охарактеризовать дизайн-продукцию понятием «украинский дизайн». Одним из логически обоснованных путей такого поиска является использование творческого наследия украинского народа в качестве источника формообразования а, с другой стороны, использование в качестве формообразующего ориентира общемировых эталонных образцов современного этно дизайна. Собственно такой синтезирующий подход предпосылки построения новых типов современных дизайн-форм.

Реконструкция семиотической структуры дизайна современного интерьера предусматривает привлечение литературы, связанной с теоретическими исследованиями в дизайне, а также работ, посвященных семиотическом анализа аналогичных дизайна систем.

Изучение проблемы образно-пластической и пространственной организации жилой среды содержат исследования В. Е. Барышевой «Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера», а также трудов А. И. Явейн «Проблема пространственных границ в архитектуре» и А. В. Боковая «Геометрические основания архитектуры в картине мира».

Но расширение сфер жизнедеятельности, изменение внешних условий, появление более развитых технологий требуют более глубокого исследования принципов адаптации традиций народной культуры к современному дизайн-проектированию. Поэтому этот вопрос остается открытым, может быть темой диссертационного исследования и требует тщательного изучения, одним из этапов которого является сравнительный анализ структуры украинского традиционного и современного жилья.

Архитектурно-конструктивный анализ украинского традиционного жилья.

В зависимости от количества конструктивных членений в планировании пространства, украинское жилье делится на однокамерные, двухкамерное, трехкамерное.

Однокамерные жилье содержит одно жилое помещение, сочетаемое с кухней, и имело вход непосредственно снаружи без теплового шлюза. Времена распространения: VIII-XI ст у восточнославянских народов, широко использовался также в более поздние времена.

Переходным от однокамерного к двухкамерному типу жилья было однокамерные жилье с навесом вместо сеней, или перегородкой перед входом в дом. Иногда вместо сеней делалось нечто вроде шалаша из поставленных под углом жердей, забрасываемых сверху соломой.

Двухкамерный тип крестьянского жилья состоит из одного жилого помещения (соединено с кухней) и сеней (дом плюс сени). Времена распространения: XIX с. до начала XX ст.

Трехкамерный тип крестьянского жилья является дальнейшим этапом развития двухкамерного, а в отдельных случаях непосредственно однокамерного типов народного жилья. Дома с таким планированием, кроме жилого помещения и сеней, имели также кладовую (дом плюс сени плюс кладовая). Времена распространения: кон. XIX- нач. XX в.

По способу планирования трехкамерное жилье делится на два варианта:

1. Жилье создавалось путем устройства кладовой за счет отделения части сеней в продольном направлении. К этому приему прибегали в основном тогда, когда площадь сеней равнялась примерно половине площади жилого помещения.

На основе этого варианта трехкамерного жилья было создано два варианта планирования:

1) “Дом и хата”. Основные конструктивные признаки. Кладовая выполняла функции жилого помещения (летом), а зимой-хозяйственного. Хижина, как правило, имеет естественное освещение и связывается непосредственно с основной жилой комнатой. Второе помещение, что в большинстве случаев используется как кухня – столовая, всегда меньше основного. Географическое распространение. Такой тип планировки был распространен в центральных и восточных районах лесостепной части Украины.

2) “Два дома подряд”. Основные конструктивные признаки. Вторая комната создается путем достройки к трехкамерному жилью специального помещения, которое находится рядом с основной жилой комнатой. При такой планировке оба жилые помещения располагаются по одну сторону сеней (одностороннее жилье). Вторая комната соединяется с основным жилым помещением и используется либо как летнее помещение (в том случае, когда оно не имеет отопления), или как постоянное жилое помещение в течение всего года. Географическое распространение. Такой тип планировки был распространен в северных районах Украины.

3) “Дом через сени”. Основные конструктивные признаки. Жилые помещения расположены по обе стороны сеней (двустороннее жилье), и одно помещение имеет всегда большую площадь, а второе – меньшую. Меньшее помещение использовалось в течение всего года, а большее – преимущественно в летний период, будучи праздничным помещением, где принимают гостей (горница, чистый дом). Зимой это фактически дополнительная кладовая. Географическое распространение. Такой тип планировки был распространен в западных районах лесостепной полосы и особенно на Подолье, а также частично на юге Украины.

4) “Дом на две половины”. Основные конструктивные признаки. Жилые помещения расположены по обе стороны сеней, причем, оба жилые помещения имеют одинаковую площадь. Одно помещение является основным, а второе, в зависимости от благосостояния, состава семьи и других условий – пожилым или постоянным жилым помещением. Оно используется как горница, или как комната, где живут пожилые. Географическое распространение. Такой тип планировки был распространен по всей Украине, но наиболее – в начале XX в. на юге и частично западе Украины.

2. Жилье создавалось за счет отделения части сеней, но в поперечном направлении (в тех случаях, когда площадь сеней равнялась примерно площади жилого помещения).

В зависимости от региона Украины структура расположения кладовой по отношению к жилому помещению отличалась и имела такие способы расположения:

• Кладовая и сени располагались рядом;

• Жилое помещение находилось между сенями и кладовой (Западная Украина);

• Объединение однокамерного жилья с кладовой со второй достройкой, теплой кладовой (Полесье);

• Достройка вспомогательных помещений – хлева, сарая, навеса (Юго-Западная Украина, частично Центральная Украина);

Варианты планировок трехкамерного жилья стали основой для создания жилых домов, имевших два жилых помещения:

• основная комната, выполняла также функции кухни;

• летнее помещение использовалось как праздничная комната.

Украинское народное жилье является примером рационального и функционального использования пространства. Традиции архитектурно-конструктивного проектирования украинского народного жилья могут выступать основой в дизайн-проектировании современного жилья с внесением определенных модификаций и трансформаций в зависимости от функциональных и региональных особенностей жизнедеятельности. [5]

Типологическая классификация современного жилья

Внутренняя типологическая классификация жилья сложилась в зависимости от времени проживания, определяющего границы его назначения и функциональный набор помещений. Различают следующие типы жилых зданий:

постоянного проживания:

• одноквартирный усадебный дом;

• двух-четырех квартирный усадебный дом;

• многоквартирный блоковый малоэтажный дом;

• многоквартирный дом средней и большой этажности;

временного проживания:

• гостиницы;

• общежития;

• интернаты;

• спальные корпуса пансионатов, домов отдыха, санаториев.

Многоквартирные многоэтажные жилые дома бывают:

• многосекционные с поверхностной группировкой квартир каждой секции на одном стержне вертикальных коммуникаций с лестницей и лифтами;

• односекционные («точечного» типа) с развитым узлом вертикальных коммуникаций, допускают эвакуационные нагрузки от большого количества квартир на каждом этаже;

• коридорные, где квартиры расположены по обе стороны коридора;

• галерейные с выходом квартир каждого этажа на общую открытую галерею.

Жилье для временного проживания имеет ограниченный состав помещений с тенденцией к сочетанию отдельных функций, компенсируя отсутствие некоторых служб общим блоком обслуживания (кухни, душевые, прачечные и другие хозяйственные помещения). Жилье этой категории тяготеет к коридорной планировки, как и квартирные дома для одиночек и молодых семей, не обремененных домашним хозяйством. [9]

Удачное планировочное решение жилого пространства квартиры во многом зависит от правильного учета размеров его отдельных функциональных элементов и логики их взаимосвязи.

Прихожая (передняя) является входной зоной, распределительным узлом для остальных помещений и предназначена для удобного осуществления операций, связанных с приходом и уходом. В усадебных домах передняя имеет входной тамбур для нейтрализации температурного перепада между внутренней и внешней средой; роль тамбура может играть закрытая веранда. Эпизодическое использование передней позволяет минимизировать ее площадь.

Общая комната (гостиная) предусмотрена для дневного пребывания. За счет введения дополнительных функциональных элементов: столовой, спальной зоны, рабочего места и т.д. эта комната может увеличиться вплоть до полной интеграции пространства всей квартиры, разделенной на функциональные зоны, условно изолированные друг от друга.

Кухня выступает как хозяйственный центр жилья в городских квартирных домах. С повышением культуры приготовления пищи традиция изолированного размещения кухни нередко нарушается отводом под кухонную «индустрию» зоны в гостиную с организацией прилегающего обеденного пространства.

Спальни, если они рассматриваются только как помещение для сна, имеют меньшие размеры, но как жилые комнаты с развитыми функциями они могут быть значительно больше, если это позволяют возможности или предъявляются особые требования к форме организации личного пространства.

Санузлы, подобно другим элементам жилья, становятся объектом комфортных преобразований. Для жилых домов высокого класса практикуется планирования двух санузлов: дневного пользования – с унитазом и умывальником; и комплексным санузлом с ванной при блоке спальных комнат, где можно планировать размещение ванны в современном многофункциональном исполнении. В индустриальном городском строительстве применяются стандартные санитарные кабины полной заводской готовности. Однако для жилья повышенной комфортности специально проектируются ванные помещения большой площади с оснащением их душевыми, саунами, джакузи, биде и другим оборудованием.

К вспомогательным помещениям квартиры относятся также коридоры, кладовые, балконы, лоджии. Размеры этих помещений зависят от населенности квартиры и количество ее комнат.

Разнообразие жилому пространству придают рекреационные элементы: балконы, лоджии, террасы, веранды, эксплуатируемые крыши, патио, обеспечивающих хорошую связь жилища с природой.

Особенности экономической ситуации в стране, развитие частного предпринимательства отражены в профессиональном «профилирование» жилья, его сращивании с производством, прибыльным с точки зрения жителей. Так, появляются дома с авто мастерскими, дома – гомеопатические аптеки, дома-пекарни, дома-гостиницы и т.д..

С современными тенденциями развития жилищного пространства относятся концепция интеграции пространства общего пользования (прихожей, гостиной, кухни), которое трактуется как студия или внутренний двор с условным зонированием площади, а также продуманное стилистическое осмысление среды в целом. В разработке художественного замысла и распределения функциональных зон руководствуются принципами проектирования украинского традиционного жилья. [8]

Определение методологии научного исследования.

Использование научных методов необходимо для изучения влияния украинских народных традиций дизайна интерьера современные тенденции в этно дизайне. Сравнительный анализ структур народного и современного жилья позволяет провести аналогии между конструктивными элементами интерьеров, определить общее и отличное между функциональными основами дизайна жилых помещений и выделить основные принципы дизайн-проектирования жилого интерьера в украинском народном стиле.

Семиотический подход к анализу структуры украинского народного жилья позволяет тщательно изучить знаковую и смысловую нагрузку конструктивных элементов интерьера, формирует интерьер как проявление духовного и бытового мировоззрения украинского народа.

Экспериментальный метод позволяет поиск формотипов, наиболее необходимых и уместных для формирования современного жилого помещения. Целью этого эксперимента является предположение эвристических находок, а основной задачей является поиск эталонных образцов и таких формотипов, имеющие алгоритмы развития и умножения вариаций. Методологию эксперимента можно строить на основе заимствования формообразующего опыта в украинских исторических направлениях – теории народных традиций и подражания. Они дают апробированные временем знания из закономерностей стилизации, формального сочетание форм, формообразующей этики и т.

Основной акцент в эксперименте сосредоточен на возможностях современных средств компьютерного трехмерного моделирования как залога максимально реалистичной визуализации образных, объемно-пространственных и материально-конструктивных признаков предметных форм и формальных композиций. Такие методы позволяют приблизить экспериментальные формы к реалистичным моделям-прототипам и исследовать их функционирование в предметно-пространственной среде.

Сравнительный анализ структуры украинского народного и современного жилья.

Учитывая разносторонность жизни современных людей, планирование жилья требует проектирования сложной структуры помещений различного функционального назначения. Поэтому проведение исследования требует анализа такого типа народного жилья, которое бы максимально объединяло эстетические и утилитарные показатели и имело сложное конструктивное решение.

Народное архитектурное творчество Восточного Подолья, как и всего украинского народа, проявилось в сельском жилище, яркой особенностью которого является единство утилитарных, конструктивных и эстетических начал. Это находит свое отражение в планировании, конструкциях и художественной трактовке дома.

Массовым типом крестьянского дома XIX в. на Подолье были различные варианты домов, имевшие одно жилое помещение (одно-, двухкамерные жилье). Наиболее распространенной был двухкамерный дом (исследования М. Топоркова, В. Самойловича, Т. Косминой и других ученых). Со временем, в начале ХХ в. большее распространение приобретает трехкамерный тип жилья. С изменением социально-экономических формаций, появлением новых строительных материалов и конструкций существенно изменилось объемно-планировочное решение сельских жилых домов. Во внешности подольского дома четко отражается планировочная структура жилья. Это видно из ориентации здания, расположения окон и дверей, покраски стен. [6]

Именно здесь, в архитектуре жилья, ярче чем в других признаках, отражаются эстетические идеалы, вкусы и предпочтения своего времени. Традиции касаются различных аспектов дизайна – применение определенных материалов и, соответственно, конструктивного решения, пропорций, орнаментики, колористики, а также функциональной и эстетической организации среды обитания.

Использование жилых конструкций Подолья этих временных рамок как формотипа позволяет создавать не только надежное, практичное, логично и конструктивно оправданное, но и самобытное, искусно выразительное современное жилье типа одноквартирного усадебного дома или отдельной квартиры жилого дома. Разноплановость одно-, двух-, трехкамерного жилья позволяет реализовать мотивы украинского жилья в современном интерьере различной площади и с разным количеством помещений.

В современной дизайнерский практике, прослеживается распространение новых приемов архитектурно-художественных решений: пластификация, фактура, различного вида штукатурки, гипсовая лепнина и т. Украинский красочная печь основной традиционный функциональный и акцентный элемент народного жилья. Когда семья переселялась в новый дом, обязательно брали из старой печи уголек и вносили ее в новый дом, чтобы зажечь семейный очаг в этом доме. В современной практике акцент стена с камином – ничего нового на первый взгляд, но если подумать, то и ее можно интересно обыграть. В последние несколько лет стало очень модным красить рамы в яркие цвета, особенно в цвет, совпадающий с видом за окном.

Оформление парадной зоны украинского жилья – угол, с ней связан комплекс сакральных вещей. Такие же традиции можно обозначить в современном интерьере жилых помещений. Преимущественно сегодня в каждом доме на стене висит образ, икона. Архитектурно-декоративные приемы оформления народного жилья органично сочетались с другими видами народного искусства – гончарство, ткачество, вышивкой, ковровщиком В современном жилом среде как акценты используют росписи, художественный текстиль, художественные изделия из керамики, дерева, стекла, создавая взаимодополняющие композиции, выполненные различными техниками и подчеркивая функциональность их назначения. Достаточно популярными становятся мебель из кованой основой (диваны, кресла, журнальные столики) .Керамични блюда могут стать ярким этническими элементом в кухне .Керамична плитка с элементами и в цветах украинского орнаментики в контрасте с сплошь светлыми поверхностями может стать основным композиционным моментом в создании оригинального образа кухни и ванной комнаты. Декоративные предметы керамические изделия, керамические настенные бра, вазы, декоративные панно обогащает современные интерьеры в украинском этно-стиле. Для создания интерьера с этномотивами, сундук – это необходимый атрибут. В современных интерьерах она используется как дополнение в гостиных или спальнях, но в виде комода.[11]

Сравнительный анализ структуры жилых помещений позволяет выявить такие аналогии и различия между подольским народным и современным жильем.

• наличие основных функциональных зон: жилого помещения, возможно отдельное помещение для сна, кухни, прихожей, лоджии (кладовой, сеней);

• отсутствие санузла в подольском жилье ХIХ-ХХ., как и в других народных домах, что упрощало общий план. Но современные требования требуют обязательного включения этой зоны в проектный план жилья с учетом модных течений, влияющих на ее формирование;

• выделение зоны отдыха и рабочей зоны независимо от типа планирования, объясняется насыщенным ритмом жизни народной и современной культур;

• декорирование и отделка интерьера образцами произведений искусства;

• наличие необходимого комплекта мобильной мебели. В интерьере подольского традиционного жилья была и неподвижная мебель (мисник, жердь, детская колыбель и т.п.). Для современного потребителя такой вариант зачастую является неудовлетворительным, поскольку интерьер помещения должен при необходимости быстро трансформироваться к изменению деятельности хозяина и модных тенденций. Поэтому количество неподвижной мебели нужно минимизировать.

Опираясь на предыдущие исследования связи современного жилья и народных традиций, можно сформировать рекомендованные пути проектирования современного жилого одноквартирного дома или квартиры на основе подольского традиционного жилья:

• Использование строительных материалов, традиционных для подольской народной хаты, в дизайне стен, потолка, пола, балок, каркасов и др. конструктивных элементов;

• Соблюдение основных принципов композиции, пропорций и пластичности подольского жилья в зонировании современного помещения квартиры или частного жилого дома;

• Сохранение единства практических и эстетических составляющих, конструктивно оправданных показателей с эстетической художественной выразительностью;

• Непосредственное заимствования текстильного оформления интерьера с использованием народной орнаментики и технологий (вереты, салфетки, дорожки, накидки, наволочки на диванные подушки и комплекты для уголков отдыха и др.), Их целесообразно и гармоничное размещение в современном интерьере;

• Использование подольской народной орнаментики как формотипа для моделирования отдельных элементов интерьера современного жилища;

• Соблюдение художественных приемов в решениях цветного и декоративного оформления и взаимоотношений их с формой (применение настенного декора, геометризованной орнаментики, характерного оформления пистляров и карнизов;

• Заимствование традиционной подольской колористики, сочетание полихромной палитры с яркими красными, синими, охристыми оттенками;

• Использование подольских народных предметов быта в декорировании в качестве панно, оберегов, полотен и т.д.

Это лишь некоторые способы формирования современного интерьера жилого помещения с помощью принципов дизайн-проектирования народного украинского жилья. Предыдущие исследования по организации украинского народного жилья свидетельствуют о том, что в народном зодчестве наименее исследованными являются вопросы архитектурно-художественного решения жилья. Как результат – отсутствие достаточно полного представления о богатстве и разнообразие народных художественных средств и архитектурных приемов.

Поэтому следующие этапы исследования предусматривают проведение экспериментальной части с применением вышеприведенных способов и проверкой их целесообразности и эффективности использования.


Библиографический список
  1.  Безмоздин Л. Н. В мире дизайна. – Ташкент: Фан, 1990
  2. Гордеев, В.А. Ткачество: учебник для вузов: четвёртое изд., Перераб. и доп. / Гордеев В.А., П.В Волков.- М.: Легкая и пищевая промышленность. +1984.
  3. Краснобородкина А. Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века: дис. . канд. культурологии / А. Г. Краснобородкина.- Нижневартовск., 2004.- 128 с.
  4. Самойлович В. П. Народное творчество в архитектуре сельского жилья.- Киев: Госбудиздав УССР, 1961.
  5. Самойлович В. П. Украинское народное жилье (конец XIX – начало XX в.). – Киев: Наукова думка, 1972.
  6. Смоляк В.В. Традиции народного зодчества Подолья и их роль в современной архитектуре. // Современные проблемы архитектуры и градостроительства. Научно-техн. зб.- вып. №13.- Киев, КНУБА, 2004.
  7. Смоляк В.В. Формирование народного жилищного строительства Восточного Подолья в ХХ ст. – Винницкий национальный технический университет Министерства образования и науки Украины, Винница – 2008.
  8. Соловьев Н. К. Художественное формообразования интерьера (принципы, факторы, средства) / Н. К. Соловьев. М .: МВХПУ (бывш.Строгановское), 1996.- 270 е .: ил.
  9. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учебное пособие. – М .: Архитектура-С, 2006. – 352 с.
  10. Хабибуллина С.К. Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища: диссертация на получение звания кандидата искусствоведения: 17.00.04 /; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького] 2011.
  11. Этнография Украины: Учеб. посибн. / Под ред. Проф. С. А. Макарчука. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Львов: Мир, 2004. – 520с.


Все статьи автора «Кривошеева Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: