УДК 378.14

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Сатаненко Анастасия Васильевна1, Рабцевич Андрей Александрович2
1Башкирский Государственный Университет, студентка
2Башкирский Государственный Университет, ассистент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства

Аннотация
В статье рассматривается роль деловых игр как один из методов, применяемых в педагогической деятельности в экономических дисциплинах. Деловые игры способствуют развитию творческих навыков и позволяют применять накопленные знания у будущих специалистов, а также помогают воссоздать реальные условия их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деловая игра, инновации, профессиональная деятельность, творческие навыки, учебная практика, экономика, экономические дисциплины


BUSINESS GAMES AS ONE OF THE METHODS IN THE PREPARATION OF STUDENTS FOR ECONOMIC DISCIPLINES

Satanenko Anastasiya Vasilievna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich2
1Bashkir State University, Student
2Bashkir State University, Assistant Professor of sociology and labor Economics entrepreneurship

Abstract
The article discusses the role of business games as one of the methods used in teaching activities in the economic disciplines. Business games contribute to the development of creative skills and allow you to apply the accumulated knowledge of the future specialists, as well as help to recreate the actual conditions of their professional activities.

Keywords: business game, creative skills, economics, economy, innovation, professional activity, student, teaching practice


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сатаненко А.В., Рабцевич А.А. Деловые игры как один из методов в подготовке студентов по экономическим дисциплинам // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48871 (дата обращения: 30.09.2017).

Изменения в экономической и социальной жизни общества приводят к инновационным процессам в подготовке студентов. Сегодня главным направлением профессиональной школы является подготовка высококвалифицированных творческих личностей, в которых в настоящий момент остро нуждается образование.

Педагогическая деятельность в основном предусматривает творческие подходы, именно поэтому многие преподаватели отходят от стандартизации проведения уроков и подготовки учебных занятий. Есть метод, допускающий максимально близко подойти к профессиональной деятельности. Это – деловая игра[1, с. 665-667] .

Деловая игра, применяемая в учебной практике, стимулирует мыслительную деятельность студентов. Каждый преподаватель пытается применить разный способ проведения занятий, который бы отличался от обычных. Использование деловых игр при обучении экономическим дисциплинам – это создание преподавателем условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания [2, с. 556-558]

Сама суть любой деловой игры заключается в совокупном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе дает максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной [3, с. 665-667].

В педагогической деятельности, включающей элементы творчества, используют деловую игру, стимулирующую активную мыслительную деятельность и формирующую творческие навыки будущих специалистов. Применение деловой игры в учебной практике помогает успешно овладеть навыками будущей профессии, проявление инициативы и активности в группе.

Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. занимались исследованием и использованием деловых игр для учащихся и студентов. Рассмотрение деловой игры, как формы и метода в подготовке учащихся, имитирующей предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности осваивать профессиональные умения и навыки, в работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., Алапьевой В.Г., Выготский Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б.

Хруцкий Е.А. выдвинул идею о том, что деловая игра выступает не только как средство развития профессиональных способностей и знаний, но и развивает профессиональное творческое мышление, в результате которого учащиеся получают умение анализировать нестандартные ситуации и решать для себя новые задачи.

Деловая игра представляет собой метод имитации принятия решений работников, руководящих должностей или специалистов в разных ситуациях на производстве, который осуществляется по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [ 4, с. 2]

Деловая игра имитирует реальные жизненные ситуации: дает игрокам шанс побывать в разных ролях, в ходе ее проведения участники игры объединяются, укрепляются отношения между студентом и преподавателем, происходит взаимный обмен мыслями, информацией.

Применение студентами деловых игр в педагогической практике, дает возможность оценить свои сильные и слабые стороны в будущем как преподавателей и закрепить свои творческие навыки практическими методами.

Основное в деловых играх – это максимальное уменьшение времени накопления профессионального опыта. Исследователи доказали, что при подаче материала посредством деловой игры информация усваивается около 90%, а при лекционной – не более 20%. Введение игровых задач в методологический комплекс поможет студентам решить профессиональные задачи, то есть их обучение и воспитание. Многочисленные виды деловых игр различаются способами проведения и целями, которые преследует преподаватель: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные и др.

Таким образом, с помощью проведения деловых игр в учебном процессе можно добиться целенаправленной работы по различным направлениям профессионального развития, сформировать первоначальные умения и навыки у будущих специалистов, которые им необходимы.

Деловая игра сводит к минимуму недостатки и ограничения, препятствующие повышению эффективности профессиональной деятельности и профессионального роста. Моделируя реальные условия профессиональной деятельности специалиста, достигается продуктивное общение, участники которого имеют возможность путем проб и ошибок экспериментировать с разными моделями поведения, что в настоящей жизни невозможно.

А.П. Исаев в своей статье «Инструменты профессионального саморазвития» рассмотрел несколько методов повышения самомотивации к профессиональному росту. Самые важные из них задействованы в деловой игре. Это стремление брать на себя ответственность за себя и свою команду (чем выше личностный вклад в деятельность, тем выше мотивация и удовлетворенность), отношение к кризису как к средству развития, а также осознание того факта, что мотивация к работе – лишь часть мотивации к жизни [5, с. 357]

В течение деловой игры студенты приобретают проектное мышление, учатся работе в команде, сотрудничеству, проводить переговоры и выступать на публике. Такая интенсивная подготовка к профессиональной деятельности приводит к возникновению благоприятных условий для целенаправленной работы над собой, максимального применения личных способностей и талантов, формирующая внутренние побуждения к профессиональному росту у будущих специалистов.


Библиографический список
  1. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). – С.665-667.
  2. Абубакирова К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С.556-558.
  3. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). – С.665-667.
  4. Полат Е.С. Жизнь как постоянное учение. 2006. [Электронный ресурс] URL: elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html. (д.о.: 15.10.2014).
  5. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. – М.: Владос-пресс, 2000. – С.357.
  6. Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития / А.П. Исаев // Психология и управление. – 2008. – №3. – С.59-65.


Все статьи автора «Сатаненко Анастасия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: