УДК 378.17

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Михайлова Светлана Владимировна1, Борзенко Дарья Михайловна2, Розина Кристина Валентиновна3
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, преподаватель кафедры биологии, географии и химии
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 2 курса факультета дошкольного и начального образования
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 2 курса факультета дошкольного и начального образования

Аннотация
В статье проведен анализ направленности досуговой деятельности студентов, сформированности у них навыков здорового образа жизни и степени их реализации в своей жизнедеятельности. Полученные результаты свидетельствуют об обусловленности здорового образа жизни современными социально-экономическими условиями. Чаще высокая мотивация применения факторов здорового образа жизни сочетается с невозможностью их реализации в досуговой деятельности.

Ключевые слова: двигательный режим, досуговая деятельность, здоровый образ жизни, организация жизнедеятельности, рациональное питание, социально-экономические условия, студенты


IMPROVING ORIENTATION LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONTEMPORARY SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Borzenko Darya Mihaylovna2, Rozina Kristina Valentinovna3
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., Teacher department of biology, geography and chemistry
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student of the Faculty of Preschool and Primary Education
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student of the Faculty of Preschool and Primary Education

Abstract
The article analyzes the focus of leisure activity of students of formation of skills of healthy lifestyles and the extent of their implementation in his life. The findings suggest that conditionality healthy lifestyle modern socio-economic conditions. Often highly motivated use of factors of a healthy lifestyle combined with the inability to implement them in leisure activities.

Keywords: driving mode, good nutrition, healthy lifestyle, leisure activities, organization of life, socio-economic conditions, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Борзенко Д.М., Розина К.В. Оздоровительная направленность досуговой деятельности студентов в современных социально-экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48684 (дата обращения: 03.10.2017).

Досуг является специфической формой организации свободного времени студента, в котором он реализует свои интересы. Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития молодежи. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для студента досуга заключается в том, что он может помочь ему реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Важно научиться использовать это время для восстановления здоровья, психических и физических резервов [1,5].

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что  материальное положение студентов и характер их досуговой деятельности существенно взаимосвязаны. Это проявляется в том, что сама потребность в активном досуге у студентов возрастает прямо пропорционально росту их материального благосостояния. В современных российских социально-экономических условиях значительная часть студенчества может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, которые объективно доступны далеко не всем представителям студенческой молодежи. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями и интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни многих российских студентов. Это может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе, и противоправного поведения [1,2]. Поэтому задача руководства и педагогов высшей школы помочь студентам научиться организовывать досуговую деятельность оздоровительной направленности, предусматривающей предоставление условий для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни, обеспечивающей широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формирующих навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности как основы процветания нации и страны [1,4].

Среди студентов 2 курса (117 человек) Арзамасского филиала ННГУ во время посещения Центра Здоровья   (осенний семестр2014 г.) было проведено анкетирование, направленное на выяснение вопросов оптимизации здорового образа жизни, от которого в основном зависит их дееспособность и направленность досуговой деятельности. Каждому студенту нужно было ответить на 15 вопросов анкеты «Формирование здорового образа жизни студента» [5].

По полученным результатам заполненных анкет были сделаны следующие выводы.

Больше половины студентов (64,1%) считают, что улучшение организации и производительности студенческого труда с пользой для здоровья возможно в том случае, если начинать учебные занятия с 9-10 часов. Это необходимо, чтобы можно было успеть полноценно организовать начало своего рабочего дня (сделать зарядку, позавтракать, без спешки добраться до места учебы).

Для организации рационального питания 58,2% студентов предложили организовать цикл лекций, бесед, консультаций по основам правильного питания, где можно было бы разработать индивидуальную программу рационального питания для каждого студента. 47,0% считают необходимым создать сеть дешевых пунктов питания в учебных корпусах и общежитиях, но с учетом современных социально-экономических условий качество продуктов будет снижаться. У студентов не достаточно знаний о пользе доступных местных продуктов питания (овощей и фруктов).

Расписания на факультетах вуза составляются без учета здоровьесберегающих принципов организации учебно-воспитательного процесса, т.к. 58,1% студентов порекомендовали распределять учебную нагрузку равномерно в течение учебного года, а 53,0% студентов предложили выдавать учебные задания оптимальными порциями, не требующими чрезмерных напряжений и продолжительности вечерних занятий. Указанные факты необходимы для оптимизации суточного режима студента.

84,3% студентов считают, что для поднятия уровня личной гигиены необходимо обеспечить возможность регулярно пользоваться теплым душем и другими гигиеническими процедурами в целях ухода за телом в местах занятий физической тренировкой и проживания. Юношам и девушкам (25,6%) хотелось бы иметь возможность постоянно консультироваться у врачей по вопросам профилактики венерических заболеваний, СПИДа и других болезней. Для этого на базе учебного заведения нужно организовать постоянно действующие консультации.

Для оптимизации двигательного режима, т.е. доведения его продолжительности до физиологической нормы 8-10 ч в неделю, 42,7% считают нужно ежедневно бесплатно предоставлять на 1 ч спортивные сооружения вуза для самостоятельных занятий в удобное для них время. Главными условиями для привлечения студентов к активному физическому совершенству были названы: наличие современной спортивной базы (46,2%); личное осознание значения физического совершенства (42,7%); наличие свободного времени (32,5%). Наиболее популярными видами спорта среди студентов являются: плавание (45,9%); аэробика и ее варианты (44,2%); футбол (44,2%); легкая атлетика (38,4%); волейбол (36,5%). Больше половины студентов (59,8%) готовы платить за занятия физической культурой и спортом, если занятия будут проводить квалифицированные педагоги

Современные социально-экономические условия вынуждают студентов совмещать учебу с работой: 11,9% работают постоянно и 25,6% периодически. Среди студентов выявлено 34,6% юношей и 33,1% девушек из неполных семей. Определено, что иногородними являются 47,2% юношей и 38,7% девушек. Высокие значения выявленных факторов можно объяснить тем, что данный вуз является бюджетным учреждением, большинство студентов обучается бесплатно, что могут позволить студенты из семей, испытывающие социальные трудности [1,2,3].

Обязательным компонентом здорового образа жизни является закаливание, а самыми распространенными видами его среди студентов являются прогулка на свежем воздухе (69,2%) и парение в бане (40,2%). Также среди студентов популярны круглогодичные тренировки на открытом воздухе (24,8%), являющиеся самым эффективным методом укрепления иммунной системы и адаптационных возможностей [2,5].

40,2% студентов считают, что для предупреждения и ликвидации последствий стрессов, несущих угрозу жизни  нужно ввести в программу обучение специальным приемам и методам регуляции психических состояний (таким, как релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, успокаивающее дыхание и др.).

Для искоренения среди студентов вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков) 41,0% опрошенных предложили морально или материально поощрять за отказ от вредных привычек (награждение грамотами, поощрительные баллы,  путевки в спортивно-оздоровительный лагерь, профилакторий и др.). По результатам анкет определили, что в институте всего курят – 16,1%  студентов (23,2% – юношей, 8,8% – девушек), Студенты из полных семей курят в три раза меньше  (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).

Студенты считают, что для формирования оздоровительной направленности их досуговой деятельности в масштабах вуза  должны быть проведены мероприятия: предоставить больше свободного времени (31,6%); широко пропагандировать ЗОЖ на лекциях, в беседах врачей, на сайте вуза, факультетских стендах, в методических указаниях для студентов (28,2%); лучше материально обеспечить (26,5%).

Полученные результаты свидетельствуют об обусловленности ЗОЖ социально-экономическими условиями. В целях сохранения и укрепления здоровья студентов со стороны вуза требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной жизнедеятельности.  В целях повышения конкурентоспособности университета и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов университета необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [4].

Таким образом, чтобы в досуговой деятельности преобладал культ здорового образа жизни, студент должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета. Эта проблема и является важнейшей задачей современного высшего образования и самообразования. Поддержка вуза является необходимым условием, особенно для студентов 1 курса и студентов, испытывающих социально-экономические трудности. Именно на этой базе формируется определенная организация самосознания студента, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и умении применить их в своей жизнедеятельности.


Библиографический список
  1. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
  2. Калюжный, Е.А. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное мнение. 2012. № 4. С.133-137.
  3. Калюжный, Е.А. Особенности студентов из неполных семей / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова  // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.13.
  4. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. – Н.Новгород: ННГУ, 2013. – 105 с.
  5. Раевский, Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р.Т.Раевский, С.М.Канишевский. – О.: Наука и техника, 2008. – 556 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: