УДК 330.341.2

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ

Фатыхова Алина Ильшатовна1, Рабцевич Андрей Александрович2
1Башкирский Государственный Университет, студентка
2Башкирский Государственный Университет, ассистент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО), освещается роль данного явления в современном обществе, а также его влияние на финансовое положение компаний. C каждым годом вопросы, связанные с социальной ответственностью становятся все более актуальными и занимают внимание исследователей.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефтегазодобывающие компании, социально-экономическое развитие, социальный отчет, стратегия


CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF OIL&GAS COMPANIES

Fatykhova Alina Ilshatovna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich2
1Bashkir State University, student
2Bashkir State University, assistant of sociology of labor and business economy department

Abstract
This article discusses the issues of corporate social responsibility (CSR), highlights the role of this phenomenon in modern society, and its impact on the financial position of the companies. Every year this topic is becoming increasingly important and deserves a lot of attention of researchers.

Keywords: corporate social responsibility, oil&gas companies, socio-economic development, strategy, the social report


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фатыхова А.И., Рабцевич А.А. Корпоративная социальная ответственность нефтегазодобывающих компаний // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48239 (дата обращения: 29.09.2017).

В каждой современной нефтегазовой компании, планирующей сохранить стабильность и существование, важное место занимает проблема возможности компании отразить обществу свой вклад в социально-экономическое развитие страны, региона, в которых она работает. Проблемы формирования уверенности у заинтересованных лиц в том, что компания серьезно относится к вопросам производственной деятельности и стабильного развития предприятия, играют немаловажную роль для каждой компании.

Требования, которые предъявляются к нефтегазовым компаниям в сфере выявления и удовлетворения потребностей общества, постоянно увеличиваются. В соответствии с этим, для корпораций растут не только производственные, но и репутационные риски.

Корпоративная социальная ответственность – понятие относительно новое, оно появилось в 1950-е годы и до сих пор продолжает развиваться. Проблема корпоративной социальной ответственности является одним из самых обсуждаемых в современном мире. Причиной этому служит то, что в настоящее время роль бизнеса в общественном развитии значительно возросла, повысились требования к его прозрачности и открытости.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – реализация интересов компании с помощью обеспечения социального формирования ее коллектива и активного участия в развитии общества.[1, c.30] Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это произвольный вклад корпорации в развитие общества в социально- экономической сфере, который непосредственно сопряжен с основной деятельностью компании. [2] Иными словами, это добровольное решение компании принимать участие в совершенствовании жизни общества и защите окружающей среды.

Объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность» определяет суть КСО следующим образом: «Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их» [3].

М. Ван Марревийк дает свое определение КСО: «КСО – это включение социальных и экологических вопросов в процесс бизнеса и его взаимодействие с заинтересованными сторонами» [4]. Таким образом, корпоративная социальная ответственность – это один из элементов в структуре менеджмента больших компаний, целью которого является увеличить экономическую эффективность за счет социальной ответственности перед поставщиками, потребителями, партнерами, персоналом, обществом и государством.

Многие компании осознают, что благополучно вести бизнес, функционируя в обособленном пространстве, нереально. По этой причине интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию формирования бизнеса становится отличительной особенностью ведущих компаний. Проявлением данного расклада является организация корпоративного социального отчета. Социальный отчет основан с целью повышения открытости бизнеса перед обществом. Корпоративный социальный отчет дает возможность совокупно представлять обществу итоги деятельности предприятия, осуществлять разговор со всеми социальными группами, раскрывать их ожидания и оценки.

Западные нефтегазодобывающие компании являются первыми в области корпоративной социальной ответственности среди всех организаций данной отрасли. Связано это с тем, что многочисленные проблемы, которые лежат в основе корпоративной социальной ответственности, давно учитываются в их деятельности. Западные компании вовсе не считают КСО благотворительной деятельностью. Обеспечение корпоративной социальной ответственности воспринимается как направление формирования и развития бизнеса.

К числу основных особенностей корпоративной социальной ответственности российских компаний можно отнести следующие:

- в процессе формирования модели корпоративной социальной ответственности в России государство и общество практически не принимают участие;

- главным направлением корпоративной социальной ответственности российских компаний считается благотворительная деятельность;

- в процессе реализации деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности в российских компаниях потребности общества и государства фактически не учитываются.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) основывается на таких понятиях, как надежность положения компании, ее стабильное формирование и управление. Оно обуславливает изменение деловой стратегии самых крупных международных корпораций. В данный период времени это наиболее комплексная проблема, которая стоит перед всеми крупными компаниями.

Большое число компаний занято разработкой политики, стратегии, структуры отчетности КСО. Приобретение положительных сторон в итоге соблюдения основ КСО будет зависеть от таких условий как:

- четкость установленной миссии;

- качество принятых мер;

- степень интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру бизнеса.

В общем, у российских нефтегазовых компаний имеется понимание того, что нужно принимать меры в сфере корпоративной социальной ответственности. Это отражается в долгосрочном планировании, в основе которого лежат принципы, отличающиеся от стремления получить краткосрочные преимущества на основе анализа затрат.

Основная проблема, которую нужно решить в течение последующих нескольких лет, заключается в формировании наиболее эффективных показателей производственной деятельности, которые бы более полно отражали вклад компании в социально-экономическое развитие региона. Использование этих показателей позволит компаниям получить преимущества от достижения положительных результатов.

По итогам января 2015 года агентство политических и экономических коммуникаций представило рейтинг российских компаний, который отражает степень социальной ответственности. В начале 2015 года Алмазодобывающая компания «Алроса» оспорила лидерство «Газпрома» и заняла первое место в рейтинге социальной ответственности. В 2014 году эта компания потратила около 7 млрд. рублей с целью реализовать различные социально-экологические проекты в Якутии. На втором месте в данном рейтинге располагается «Газпром». Эта компания развивает корпоративные проекты, а также привлекает самих сотрудников к активной социальной деятельности. Тройку лидеров замыкает представитель нефтегазовой отрасли – компания «Транснефть». Нефтегазодобывающие компании остаются самой многочисленной группой в рейтинге [4].

Ответы на многие вопросы в сфере корпоративной социальной ответственности связаны с принятием сложных решений. Однако это могло бы открыть большие возможности для развития в условиях конкурентной борьбы: компании, которые осознают важность корпоративной ответственности, будут первыми, кто получит конкурентные преимущества.


Библиографический список
  1. Богатырева М.Р. Качество трудовой жизни как показатель социально-экономического благосостояния организации / М.Р. Богатырева, Г.И. Гиндуллина // Актуальные вопросы модернизации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2014. С.72-74.
  2. Ганцева Д.В. Нормирование труда как основа организации заработной платы в Уренгойском газопромысловом управлении / А.А. Рабцевич, Д.В. Ганцева // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – №13. С.148-154.
  3. Ивченко C.B. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В.Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева. – М.: Фонд Институт экономики города, 2003. – 136с.
  4. Коротков Э.М., Александрова О.Н., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2012. С.30.
  5. Кричевский H.A. Корпоративная социальная ответственность / H.A. Кричевский, С.Ф.Гончаров.- М.: Дашков и К., 2007. – 216с.
  6. Рабцевич А.А. Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – №2. С.45-50.
  7. Шелдон Беннет. Корпоративная социальная ответственность // Нефть России – 2006. – №1.
  8. Агенство политических и экономических коммуникаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: //www.apecom.ru


Все статьи автора «Фатыхова Алина Ильшатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: