УДК 331

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ (ПРОЕКТНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЯХ

Халиуллина Альбина Рафатовна1, Рабцевич Андрей Александрович2
1Башкирский государственный университет, студентка
2Башкирский государственный университет, ассистент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства

Аннотация
В статье рассмотрены факторы мотивации в научно- исследовательских организациях, современные вопросы и проблемы кадровой политики в научно-исследовательских организациях. Приведены исследования в сфере мотивации научных работников, показывающие, что важнейшим мотивирующим фактором для учёного является удовлетворение профессиональных потребностей.

Ключевые слова: группы профессиональных потребностей, мотивация труда, научные работники


THE MOTIVATION TO WORK IN SCIENTIFIC RESEARCH (PROJECT) ORGANIZATIONS

Khaliullina Albina Rafatovna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich2
1Bashkir State University, student
2Bashkir State University, Assistant Professor of sociology and labor Economics entrepreneurship

Abstract
The article discusses the motivating factors in research organizations, current issues and problems of personnel policy in research organizations. Also described researches in the field of scientists motivation, showing that the most important motivating factor for the research workers is to meet professional needs.

Keywords: groups of professional needs, scientists, work motivation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Халиуллина А.Р., Рабцевич А.А. Мотивация труда в научно-исследовательских (проектных) организациях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47607 (дата обращения: 30.09.2017).

Мотивация труда в научно-исследовательских организациях давно исследуется психологией науки и другими дисциплинами, в рамках которых рассматривается коллектив учёных. Можно отметить, что высокая производительность трудового коллектива, занимающегося научной деятельностью, в первую очередь связана с интересом учёного к своему делу, в желании достичь успехов.

Согласно психологии науки можно выделить внутреннюю и внешнюю мотивацию труда в исследовательских организациях. Внутренняя мотивация – это важный психологический фактор для творческой деятельности. Она связана с собственными интересами учёного, с его интеллектуальной и профессиональной потребностью. При этом виде мотивации исследователь руководствуется своими научными идеями. Внешняя мотивация характеризуется стремлением к признанию, самоутверждению, желанием усилить свой авторитет и т.д.[5; с.17]. Внешняя мотивация направлена на движение учёного по карьерной лестнице, на получение признания, на формирование успешности в коллективе.[8; с.20] Сами научные интересы и разработки уходят на задний план. Основа внешней мотивации – социальные ценности деятельности. Например, получение наград, званий, продвижение по карьерному пути. В центре же внутренней мотивации лежат познавательные, когнитивные ценности. Например, интерес, любовь к самому процессу познания и получения чего-то нового.

Многие психологи говорят о том, что зачастую для исследователей внутренняя мотивация приоритетнее внешней мотивации. Внутренняя мотивация исследователя связана с расширением знаний учёного об интересующем его предмете. Необходимость получать что-то новое, делать открытия и совершенствовать уже открытое – движущая сила для любого учёного.[6; с.179]

Если же для исследователя наиболее приоритетными являются внешние стимулы, то можно говорить о том, что он будет заниматься исследовательской деятельностью, пока значимые материальные, карьерные или иные преимущества, ради которых исследователь работает, не будут получены. В свою очередь, внутренне мотивированные исследователи продолжают работать до тех пор, пока проект не будет закрыт.

Исследования, в сфере мотивации научных работников показывают, что важным аспектом для учёного является удовлетворение следующих потребностей:

- потребность в созидании социально значимого проекта.

- потребность в нахождении ответов, на волнующие профессиональные вопросы.

- потребность в постоянном творческом и профессиональном развитии.

- стремление к новым знаниям, новым достижениям и результатам.[7; с.57]

Можно отметить, что у любого исследователя присутствуют как внутренние, так и внешние стимулы.

В условиях коллективной научной деятельности меняется характер мотивации. Чтобы добиться высоких показателей эффективности всего коллектива необходимо понимать цели и задачи всей научной организации, а также правильно распределить роли для каждого участника.[2; с.46] В условиях работы на крупном предприятии личный исследовательский интерес учёного может быть не всегда удовлетворён. Исследователям приходится не только работать над своими научными направлениями, но и уметь взаимодействовать с другими членами коллектива для создания единого проекта. Следование учёного целям, задачам и требованиям коллектива влияет на творческую составляющую процесса исследования. Исследователи, которые реализуют идеи, и выполняют задачи, поставленные другими, оказываются наиболее эффективными, если эти идеи, кажутся им интересными.

Вопросы о методах и способах мотивации среди учёных являются достаточно актуальными в наши дни. В последние годы происходят постоянные изменения системы высшего профессионального образования, системы подготовки аспирантов, кандидатов и докторов наук вузов. Стимулирование молодых специалистов, а также принятие адекватных реформ в системе образования влияет на желание исследователей продолжать заниматься научной работой.[11]

Е.А. Володарской, В.В. Киселёвой был проведен опрос студентов вузов Московского региона.[4; с.173] Студентам задавались вопросы, по поводу того, планируют ли они в будущем заниматься научной деятельностью. Результаты этого опроса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты опрос среди студентов о желании заниматься научной деятельностью

В итоге можно отметить, что большинство студентов (65%) не хочет заниматься научной деятельностью в дальнейшем, и лишь 2% ответили утвердительно в своём желании продолжать учиться и заниматься научными разработками. Также было выявлено отрицательное отношение студентов к системе высшего профессионального образования, и к системе послевузовской подготовки (кандидатов и докторов наук).[10] Это приводит к тому, что молодые специалисты не хотят заниматься научной деятельностью.[3; с.575] Соответственно, на данный момент начинает формироваться кадровая проблема современной науки.[1; с.302]

Также можно предложить следующие мотивационные мероприятия, для привлечения молодых специалистов к научной работе:

1. Усиление поддержки молодых учёных на каждом этапе их работы. Например, предоставление государственных наград за каждый успешный и интересный проект.

2. При реализации организациями проектов сделать необходимыми консультации с учёными, которые их создавали. Тесная связь теоретической науки с практикой поможет наиболее эффективной реализации проектов, а также повысит статус учёного в обществе.

3. Социальные гарантии для научных работников. Во-первых, это может быть стабильная, высокая заработная плата, либо интересные для молодых специалистов программы государственной ипотеки. [9; с.35]

Можно также отметить, что материальное стимулирование научных работников достаточно значимый фактор, но также важно повысить престиж профессии: «научный работник», признать общественную значимость данной работы.


Библиографический список
  1. Махмутова В.М. Обучение, как одна из проблем управления персоналом / В.М. Махмутова, А.А. Рабцевич // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С.16-18.
  2. Яковский А.К. Пути привлечения молодёжи в научное исследование / А.К. Яновский // Вестник СПБГУ. – 2013. – №12. С.19-20.
  3. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №4. С.178-179.
  4. Юревич А.В. Стратегии развития российской науки // Социология науки и технологий. – 2010. – №1. С.52-65.
  5. Дежина И.Г., Киселева В.В. Научные школы: интеллектуальная капитализация или стагнация? // МЭиМО. – 2009. – №1. С.43-51.
  6. Балацкий Е. Диссертационная ловушка [Электронный ресурс] // Капитал страны 03.08.2009 – URL: //www.kapital-rus.ru/articles/article/139089
  7. Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учебное пособие. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С.173.
  8. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения. Доклад Координационного Совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. М., 2007. [Электронный ресурс] – URL: //www.scientific.ru
  9. Капелюшников Р.И. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. / Под ред. В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшникова. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 575.
  10. Володарская Е.А. Мотивация научной деятельности и имидж науки // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: материалы 4 научн. конф. / Под ред. С.П. Быстровой, И.В. Убоженко. – М.: ИБП, 2009. С. 300-303.
  11. Яровая М.А. Факторы мотивации сотрудников / М.А. Яровая // ОНТ. – 2014. – №11. С. 34-39.


Все статьи автора «Халиуллина Альбина Рафатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: