УДК УДК 378.12:37.041

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Николаеску Инна Александровна
Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников
кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательного менеджмента и педагогических инноваций

Аннотация
Статья раскрывает концептуальные аспекты профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования. Теоретическое исследование проблемы позволяет предполагать, что использование в профессиональной деятельности преподавателя учреждений последипломного образования современных информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессионально-педагогической самореализации. Поднимаемые вопросы в статье имеют многоаспектный характер.

Ключевые слова: информационно-коммуникационное пространство, последипломное образование, преподаватель, профессионально-педагогическая самореализация преподавателя


PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SELF-REALIZATION TEACHER OF POSTGRADUATE EDUCATION IN THE INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE

Nikolaesku Inna Alexandrovna
Cherkassy Regional Institute of Postgraduate Education of teachers
candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of Educational Management and pedagogical innovation

Abstract
The article reveals the conceptual bases of professional and pedagogical self-teacher of graduate education. Theoretical study of the problem suggests that the use of the professional activity of the teacher postgraduate institutes of modern information and communication technology is a tool for its professional and pedagogical self-realization. The issues raised in the article are multidimensional.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николаеску И.А. Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования в условиях информационно-коммуникационного пространства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47215 (дата обращения: 30.09.2017).

Сегодня на Украине актуальным и своевременным является процесс интенсивного наполнения системы последипломного образования информационно-коммуникационными технологиями, что, в свою очередь, вызывает необходимость качественной оценки современных подходов к образовательному процессу в условиях социокультурной среды, поскольку «информационно-коммуникационные технологии являются тем технологическим базисом, благодаря которому необходимо обеспечить всем гражданам нашей страны равный доступ к знаниям» (В.Г.Кремень). Появление современных инновационных подходов в образовании, стремительное развитие телекоммуникационных технологий дает возможность не только варьировать педагогический процесс учреждений последипломного образования, его содержательную, организационную и методическую основы, но и создавать благоприятные условия для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.

В нынешних условиях развития информационного общества система последипломного образования является важным источником определения стратегии современной профессионально-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров. Реализация задач по улучшению профессиональной подготовки учителей в значительной степени зависит не только от условий и способов усовершенствования последипломного педагогического образования, но и от профессиональной компетентности, педагогического мастерства, самоусовершенствования и самореализации преподавательского состава.

Общепринятым есть тот факт, что самореализация личности принадлежит к тем проблемам, которые определяют сущность общественно-экономической формации, поскольку эффективная деятельность каждого человека в полной мере обуславливается тем, на каких главных принципах строятся отношения индивида и общества, какую позицию в этих взаимоотношениях занимает личность, насколько общество умеет использовать потенциальные возможности и различные качества профессионала (знания, умения, воля и т.п.). Независимо от того, осознанна обществом или нет самореализация личности, она является одной из значимых проблем развития цивилизации.

В современной образовательной парадигме профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы заявлена в нормативных документах (Закон Украины «Об образовании», Национальная доктрина развития образования Украины в ХХІ веке), в которых акцентируется внимание на подготовке нового типа преподавателя, способного самореализоваться в профессии и способствующего к самореализации участников педагогического процесса. Многогранная деятельность преподавателя требует прежде всего профессионально-педагогической самореализации, поскольку не возможно научить тому, чем сам не владеешь.

Актуальными для нашего исследования являются научные труды, в которых затрагиваются вопросы индивидуализации профессионально-педагогической подготовки учителя (А. Пехота), личностная самореализация будущего учителя в обучающе-воспитательной среде педагогического университета (И. Краснощок), акмеологические аспекты развития и саморазвития управленческого мастерства директора школы и преподавателей (В. Алфимов), формирование субъектной позиции педагога как основы его самореализации (Г. Аксенова), самореализация педагога в условиях инновационной школы (И. Золотухина), самореализация личности в условиях синергетической модели высшего образования (Г. Нестеренко), психолого-педагогические факторы повышения профессионализма преподавателя высшей школы (В. Панчук), концепции профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы (И. Исаев), формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы (М. Ситникова) и другие.

Философско-исторические источники свидетельствуют о том, что профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования – это результат длительной эволюции человечества, исторический продукт развития цивилизации. Анализ существующих педагогических концепций дает возможность определить профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования как движущееся динамическое равновесие всех составляющих компонентов данного процесса, как открытую систему, которая постоянно самосовершенствуется, самоорганизовуется и самовоспроизводится.

Ретроспективный анализ научных источников по исследуемой проблеме дает возможность сделать вывод о том, что на сегодняшний момент не существует четких определений дефиниции «самореализация». В некоторых исследованиях данное понятие заменяют терминолексемой «саморазвитие», используя их как синонимы, отождествляя их смысловое наполнение, характеристики, цели и задачи [1]. По нашему мнению, такое утверждение неправомерно, поскольку саморазвитие – это специфический процесс, который направлен на самообразование (самопостроение) личности. Например, В. Маралов считает, что самореализация наряду из самопрезентацией, самовыражением, самоутверждением, самоусовершенствованием, является одной из форм саморазвития [2, с. 80–81]. Также в литературе широко используется понятие «самоопределение личности», которое понимается как индивидуальная реализация личностью социальной детерминации.

Таким образом, разногласия в категориальном аппарате дают возможность определить три основных подхода в изучении вопросов самореализации личности:

- особенности самореализации рассматриваются с позиции социализации личности;

- самореализация исследуется в контексте саморазвития и развития личности;

- самореализация изучается в структуре базовых, индивидуально-образованных потребностей.

Для нашего исследования интересной является научная позиция В. Сластенина, который определяет самореализацию преподавателя как «внедрение им в профессиональную деятельность своих намерений и способа жизни» [3].

По мнению М. Ситниковой и И. Исаева, сущность самореализации педагога заключается в том, что внешнее (объективное), то есть педагогический опыт человечества, через призму внутреннего (субъективного) становится его достоянием, входит в сознание преподавателя, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшей профессиональной деятельности [4]. К внутреннему ученый И. Исаев относит профессионально-педагогическую культуру личности преподавателя, которая состоит из системы педагогических ценностей:

1)                 ценности-цели, которые раскрывают содержание и цели педагогической деятельности преподавателя, а также цели его профессионально-педагогической самореализации. Ценности-цели раскрывают систему взглядов преподавателя в аспекте совершенствования его педагогической деятельности и наращивания профессионально-педагогического потенциала самореализации;

2)                 ценности-средства раскрывают значение и содержание способов и средств профессионально-педагогической деятельности: концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга, инноватики и др.;

3)                 ценности-знания раскрывают значение и содержание предметных и психолого-педагогических знаний в процессе профессионально-педагогической деятельности (теоретико-методологическое знание предмета, знание о формировании, развитии личности и деятельности, знание основных идей и закономерностей целостного педагогического процесса системы последипломного образования), а также знаний о своих индивидуально-личностных особенностях, которые являются необходимыми для реализации себя в профессионально-педагогической деятельности;

4)                 ценности-качества позволяют преподавателю в процессе регуляции и саморегуляции педагогической деятельности и самореализации в ней выявить актуальные для него качества и, в связи с этим, – нерешенные проблемы в области развития культуры профессионально-педагогической самореализации;

5)                 ценности-отношения ракрывают значение и содержание отношений как главного механизма функционирования целостной педагогической деятельности: концепции педагогической ментальности как совокупности мотивации, системы терминальных и культурных ценностей; отношение преподавателя к слушателям курсов повышения квалификации, к себе, к профессиональной деятельности, к другим участникам педагогического процесса [4, с. 78-87].

Таким образом, все группы ценностей (целей, средств, знаний, качеств, отношений), трансформировавшись в сознании преподавателя в личностную систему ценностных ориентаций, взаимодействуют между собой и регулируют ценностно-смысловую сферу личности преподавателя в зависимости от доминирующего направления его педагогической деятельности и развития профессионально-педагогической самореализации [4].

Изложенное выше дает возможность проанализировать особенности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования в условиях информационно-коммуникационного пространства. Анализируя различные определения и характеристики самореализации, мы рассматриваем профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования как бесконечный процесс, который содержит в себе творческий профессиональный потенциал и личностные качества педагога.

Современный преподаватель системы последипломного образования своей профессиональной деятельностью, которая имеет практико-ориентированный характер и направлена на учителя школы, должен обеспечивать результативность педагогического процесса с помощью использования информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют решать научно-методические задачи на более высоком уровне. Использование ИКТ как инструмента создания целостного образовательного пространства содействует развитию профессиональной компетентности и профессионально-педагогической самореализации преподавателя.

Профессионально-педагогическая самореализация преподавателей Черкасского областного института последипломного образования осуществляется путем участия в различных формах научно-методической и организационной работы: лекциях-дискуссиях с использованием мультимедийных средств, практических занятиях, презентациях, тренингах, в работе временных творческих коллективов, педагогических студий, виртуальных педагогических сообществ, научно-практических конференций, методических семинаров, вебинаров и другое.

Актуальным во время педагогического процесса является проведение лекционно-практических занятий с использованием мультимедийных презентаций, которые при одновременном использовании нескольких каналов восприятия информации позволяют улучшить уровень понимания рассматриваемой проблемы и в полной мере повлиять на эмоции слушателей. Результатом проведения такой формы работы является создание преподавателем методических тек и каталогов, а также формирование электронной базы научно-методических текстовых материалов, информационных ресурсов, которые способствуют профессионально-педагогической самореализации преподавателя и его систематическому самообразованию

В преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла для учителей, которые проходят курсы повышения квалификации на базе Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников, эффективным является использование во время педагогического процесса Интернет-ресурсов. Мы считаем, что ознакомление с новыми, последними достижениями в области психолого-педагогических и социальных наук, которые публикуются на Интернет-страницах, позволяет как преподавателю, так и учителем расширить свой теоретический кругозор, решить ряд вопросов обучения, независимо от происходящих социальных, экономических, образовательных процессов.

Используемые Интернет-ресурсы, по нашему мнению, представляют собой эффективное инновационное средство обучения, с помощью которого преподаватель ориентирует взрослых студентов на определенный перечень психологических, педагогических, социально-психологических сайтов, электронных библиотек, предварительно посетив их и определив необходимые, актуальные и интересные материалы (результаты исследований, научные и практические статьи, психодиагностические методики, учебники и учебные пособия и т.д.). В свою очередь, учителя, активно используя данные ресурсы, учатся самостоятельному поиску нужной информации, ориентируются в научных новинках, находят для себя важное, нужное, самостоятельно приобретают знания.

С целью повышения уровня профессиональной комптентности учитлей, развития ключевых компетенций, их осведомлённости в различных вопросах обучения и воспитания учащихся преподавателями была разработана и создана на сайте Черкасского образовательного портала информационно-образовательная страница «Интернет-школа педагогического мастерства» (http://courses.ippro.com.ua/) как инновационная технология, дополняющая традиционные формы и методы обучении, является дистанционной формой, которая дает возможность учителям в любое для них время получить дополнительные знания в сфере педагогических наук.

В «Интернет-школе педагогического мастерства» преподавателями разработаны и предложены спецкурсы, которые позволяют учителю самостоятельно изучить учебный материал, выполнить практические задания, самостоятельно провести итоговый контрольный тест по курсу с целью самооценки личного уровня осведомлённости по изучаемому вопросу. Изучая материалы спецкурсов, учитель может получить консультацию преподавателя-тьютора по интересующим его вопросам.

Мы согласны с мнением О. Батуриной, что эффективность использования данной интернет-страницы позволяет достичь следующих результатов в профессионально-педагогической деятельности учителей: развивается интерес к изучаемому курсу, углубляются знания педагогических работников в области современных научных дрстижений, совершенствуются навыки работы с информационными источниками, отбора и их последующего анализа, формируются умения самостоятельного планирования учебно-познавательной деятельности, развиваются умения рефлексивной деятельности и прочее. Инновационность данного сайта заключается в развитии конкурентно способной, творческой, находящейся в постоянном поиске новой информации, личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [5]. «Интернет-школа педагогического мастерства», по нашему мнению, позволяет перевести учителя из пасивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Во время проведения различных тематических мероприятий для учителей-предметников преподавателями используются поисковые системы Интернет, с помощью которых можно получить бесплатный доступ к мультимедиа-документам, которые сохраняются на WWW-серверах всего мира. Это и посещение виртуальных музеев и педагогических выставок, и использование материалов международных и всеукраинских ежедневных газет и журналов, и виртуальное путешествие по миру с целью знакомства с лучшими образовательными системами европейских стран с помощью интерактивных географических карт и т.д. На таких ВЕБ-серверах размещена как гипертекстовая (текст, рисунки), так и гипермедийная (графика, мультипликация, видеоролики) информация, которую уместно использовать во время проведения педагогических мероприятий.

Повышению профессионально-педагогической самореализации способствует участие преподавателя в работе педагогической студии, которая является инструментом повышения его профессиональной квалификации, роста педагогической культуры, совершенствования общепедагогических, психологических, воспитательных и методических умений. На базе Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников функционирует педагогическая студия преподавателей «Эврика!» как творческая внутриинститутская форма профессионального объединения научных работников, связанная с повышением профессиональной компетентности преподавателя на основании самопознавательной деятельности, расширением научного кругозора благодаря моделированию педагогических ситуаций, тренингам, проведению игр, применение на своих занятиях инновационных форм и методов преподавания.

Содержание деятельности педагогической студии включает теоретический и практический блок, каждый из которых имеют тематические занятия (например, «Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя», «Имидж преподавателя в контексте социокультурных перемен», «Ораторское искусство», «Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе», «Самопознание и самоусовершенствование как условие развития профессионализма», «Культура демократии», «Акмеологические аспекты профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы» и др.).

Принципами деятельности педагогической студии являются: принцип добровольности предполагает свободный выбор участия в педагогической студии, учет личностных интересов преподавателя; принцип самоопределения предполагает фиксацию собственной педагогической позиции, определение каждым из участников своего отношения к содержанию деятельности на занятиях в педагогической студии; принцип сотрудничества и формирования традиций основан на демократичном стиле общения, который предполагает: высокий уровень интеллектуального развития преподавателя, его нравственно-волевой потенциал, организацию и руководство совместной деятельностью, создание атмосферы доброжелательности и доверия, равноценность точек зрения каждого участника занятий при обсуждении проблем; использование современного педагогического опыта; принцип активности предполагает, что участники студии выступают как объекты и субъекты деятельности [6].

Одной из форм профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования в условиях информационно-образовательного пространства является деятельность виртуальных педагогических сообществ, которые стали популярными в украинском информационном поле. Такие сообщества имеют четкую цель – обмен, углубление и изучение знаний и опыта, создание определенного специфического контента.

Существование и деятельность виртуальных педагогических сообществ имеет ряд преимуществ в сравнении с другими инновационными формами самореализации преподавательского состава. Во-первых, созданные педагогические сообщества дают возможность вести структурированные дискуссии по обсуждению многих психолого-педагогических проблем; во-вторых, члены сообщества могут инициировать различные формы сотрудничества, продуцировать новые идеи, создавать инновационные проекты; в-третьих, создавать совместные интеллектуальные продукты, которые могут использовать в своей профессиональной деятельности. Таким образом, возникает широкое поле для самоусовершенствования и творческой самореализации.

В качестве подтверждения выше изложенной мысли преподавателями нашего учебного заведения были созданы виртуальных педагогических сообществ (http://chipo.klasna.com/) как инновационные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, а также как средство профессионально-педагогической самореализации.

Большой популярностью в созданных сообществах (клубы, мастерские, интернет-школы) пользуется блогосфера – одна из областей наиболее яркого проявления личностного начала в Интернете. В философской литературе блоги до сих пор не стали предметом специального внимания, хотя для философской антропологии они представляют интерес, поскольку анализ их содержания позволяет судить о внутреннем мире человека.

Блоги – это реальный способ получить совет в любой жизненной и профессиональной ситуации, попытаться решить лично значимые проблемы, найти ответ на интересующий вопрос, как это делается, к примеру, на форуме сообщества учителей истории и права «Клио», интерактивно что-либо обсудить, решить проблемы психологического уровня, к примеру на форуме сообщества психологов «Пси-фактор».

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что проблема самореализации человека является главным детерминантом эволюции общества и фундаментальной идеей научной методологии исследования закономерностей развития человечества. По нашему мнению, профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования происходит в пространстве и во времени, в основании которых находится принцип взаимодействия. На современном этапе развития системы последипломного образования результативная профессионально-педагогическая самореализация преподавательского состава зависит от внедрения и использования в педагогическом процессе инновационных форм и методов работы, а также современных информационно-коммуникационных технологий.


Библиографический список
  1. Комiсаренко Н. Самореалізацiя як прояв соцiального становления особистості // Рiдна школа. 2003. № 1. С. 23–25.
  2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.
  4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. Белгород, 1992.
  5. Батурина О.С. Особенности использования информационно-образовательного сайта «Теория и практика толерантности» в преподавании дисциплин социально-психологического цикла URL: http://psytolerance.info/rit.php?id=1364061645 (дата обращения: 19.09.2014).
  6. Тусеева М. Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. M, 2009.


Все статьи автора «inna26»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: