УДК 94(47)

ПРАЗДНОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАЗДНИКА КУРБАН-БАЙРАМ В ТАТАРСКОЙ АССР (1980 Г.)

Артемова Светлана Федоровна1, Молькин Алексей Николаевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматривается прохождение важнейшего мусульманского праздника курбан-байрам в Татарской АССР в 1980 г.; характеризуются ответные действия со стороны советских властей и, в частности, уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Татарской АССР И.А. Михалева.

Ключевые слова: «Курбан – Байрам», ислам, СССР, Татарская АССР


CELEBRATION OF A MUSLIM HOLIDAY OF EID AL-ADHA IN TATAR THE AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC (1980)

Artyomova Svetlana Fiodorovna1, Molkin Alexey Nikolaevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article passing of the major Muslim holiday of Eid al-Adha in Tatar by the Autonomous Soviet Socialist Republic in 1980 is considered; reciprocal actions from the Soviet authorities are characterized and, in particular, authorized Council for religions at Council of ministers of the USSR on Tatar by the Autonomous Soviet Socialist Republic I.A. Mikhaleva.

Keywords: Eid al-Adha, Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Артемова С.Ф., Молькин А.Н. Празднование мусульманского праздника курбан-байрам в Татарской АССР (1980 г.) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46906 (дата обращения: 02.06.2017).

В 1980 г. мусульманский праздник курбан-байрам отмечался в Татарской АССР в воскресенье 19 октября. Этот праздник – значимое событие не только для верующих, но и для советских властей.

Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Татарской АССР И.А. Михалев докладывал, что в период до начала курбан-байрама в соответствии с запро­сом Совета по делам религий при Совете Министров СССР (№ 3569) Совет Министров Татарской АССР направил в испол­комы городских и районных Советов народный депутатов рекоменда­цию о принятии дополнительных мер по обеспечению соблюдения за­конодательства о религиозных культах в дни мусульманского празд­ника курбан-байрам и предложил им представить информацию о прохождении этого праздника [1].

В сентябре 1979 г. возобновили работу постоянно действующие республиканские курсы по переподготовке руководящих кадров при областном комитете КПСС. На этих курсах в сентябре и октябре проходили переподготовку председатели исполкомов сельских и по­селковых Советов народных депутатов и представители советского актива. Для них аппаратом уполномоченного Совета по делам религий была разработана и прочитана тема «О задачах исполкомов местных Советов народных депутатов по контролю за соблюдением за­конодательства о религиозных культах». При этом в целях оказания советским работникам методической помощи были даны практические рекомендации по изучению религиозной обстановки в населенных пунктах республики в дни курбан-байрама. Особое внимание было обращено на обеспечение исполкомами местных Советов соблюдения законов о культах.

В конце августа в Казани аппаратом уполномоченного Совета по делам религий проведено собеседование с мусульманским духо­венством и активом зарегистрированных мусульманских объединений по случаю 60-летия Татарской республики. На этом собеседовании активистам мусульманских объединений было предложено обеспечить строгое соблюдение советского законодательства о культах при  подготовке и проведении ими курбан-байрама и объективно инфор­мировать аппарат уполномоченного Совета о прохождении этого праздника в зарегистрированных объединениях.

В октябре аппарат уполномоченного Совета по делам религий осуществил выезды в города Альметьевск, Бугульму, Зеленодольск, Набережные Челны с целью изучения деятельности действующих в этих городах зарегистрированных мусульманских объединений. В тот же период работники аппарата уполномоченного выезжали в г. Лениногорск и р.п. Арск, где имеются фактически действующие незареги­стрированные общины и группы. В связи с прошедшими в начале го­да очередными выборами в местные Советы народных депутатов в ря­де районов и городов был значительно обновлен состав комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о культах. Поэтому выезды на места преследовали также цель оказания кон­кретной практической помощи этим комиссиям и их председателям по организации и осуществлению изучения религиозной обстановки на местах и контролю за соблюдением законодательства о культах.

В сентябре и октябре аппаратом уполномоченного были прове­дены индивидуальные беседы со служителями культа, работающими в некоторых зарегистрированных объединениях, для изучения рели­гиозной обстановки в этих объединениях, настроения верующих, со­держания и направленности проповедничества.

Как видно из информации, поступившей в Совет Министров Та­тарской АССР, исполкомами местных Советов проводится определен­ная работа по изучению религиозной обстановки и обеспечению со­блюдения законодательства о культах [2]. Председатели комиссий сообщали в исполкомы большинства районных Советов, что в период до начала курбан-байрама значительно активизировалась рабо­та по разъяснению советского законодательства о религиозных культах, проведены инструктивные совещания с председателями сельских поселковых советов с участием членов комиссий содействия, где изучались директивные документы вышестоящих организаций по соблюдению законов о культах. В большинстве районов значительно активизировалась работа по более широкому привлечению депутатов местных Советов для разъяснения советского законодательства о культах среди населения. Многие местные Советы проводили профилактические беседы с возможными инициаторами молитвенных собраний в дань курбан-байрама. Шире начала внедряться практика за­слушивания председателей сельских и поселковых Советов народных депутатов на заседаниях горрайисполкомов. В городах и районах, где действуют зарегистрированные объединения, для наблюдения за деятельностью мечетей и более тщательного изучения состава верующих, прослушивания проповедей имамов, а также контроля за со­блюдением законов о культах в дни праздника комиссии содействия привлекали дополнительных лиц из числа партийного и комсомольского актива.

Из информации горрайисполкомов и данных религиозных источ­ников видно, что празднование мусульманами зарегистрированных объединений курбан-байрама прошло спокойно, в этот период како­го-либо оживления религиозности не наблюдалось. Роста количества обрядности не было; жалоб и заявлений верующих по вопросам законодательства о культах не поступало; участие несовершеннолетних в богослужении не отмечено; нарушения законодательства о культах не установлено.

Вместе с этим отмечалось, что об­щее число участников праздничного богослужения в зарегистриро­ванных объединениях в этом году было выше, чем в прошлом 1979 г. Однако такое увеличение произошло исключительно за счет город­ских объединений. Увеличение добровольных пожертвований в день праздничного богослужения и поголовья забитого скота в сравнении с 1979 г. произошло только за счет городских объединений, а по сельским объединениям все эти показатели изменились незначительно. Такое явление подтверждается и данными по незарегистрированным объединениям, представленными горрайисполкомами.

Причина увеличения общего числа участников праздничного богослужения, а также добровольных пожертвований в городах, по мнению уполномоченного, заклю­чается в следующем.

Во-первых, за последние годы мусульманские объединения зарегистрированы в таких крупнейших городах республики как Альме­тьевск (1976 г.), Зеленодольск (1979 г.), Набережные Челны (1980 г.) и, несомненно, что такое упорядочение сети религиозных объединений позволило выявить реальную картину участия верующих в богослужении в день курбан-байрама, и наблюдаемое в этом году уве­личение числа участников праздничного богослужения произошло, в основном, за счет этих вновь зарегистрированных объединений, которые до этого действовали бесконтрольно. А в сельской местности количество верующих, посещающих такое богослужение, стабилизировалось.

С другой стороны, в этом году курбан-байрам совпал с нера­бочим днем – воскресеньем, чего не было в прошлые годы, Отчасти и этим объясняется увеличение удельного веса участников празд­ничного богослужения в возрасте с 18 до 60 лет. А в сельской местности в этот день трудоспособное население было занято на сельскохозяйственных работах, как и в будничные дни.

Факт увеличения числа участников богослужения в курбан-байрам в нерабочий день в городах, и некоторая их стабильность в сельских районах, и беседы с духовенством, верующими, личные наблюдения показывают, что основная масса участвующих в праздничных богослужениях считает своим долгом участие в производстве, а не в день «великого праздника». Об этом имам в Казанской мечети заявил, что всякий труд во имя близких высоко оценивается и цитировал изречение пророка, подтверждая свою мысль. Частые беседы с некоторыми участниками праздничного богослужения, которым менее 60 лет, показали, что они посещает мечеть два раза в год: в ураза-байрам и курбан-байрам. Ими не соблюдаются такие основные предписания ислама как намаз,
пост. И правомерно сделать вывод о том, что такой контингент участников праздничного богослужения посещает религиозные праздники не в силу религиозной убежденности, а по традиции [3].

По возрастному составу участники праздничного богослужения – это люди преклонного возраста. В то же время следует отметить, что в крупных религиозных объединениях невозможно произвести точный персональный учет по возрасту, поэтому приведенные в статистических данных цифры являются весьма приблизительными.

В городских объединениях среди верующих наблюдается рост числа женщин, участвующих в праздничном богослужении. В мечетях и молитвенных домах для них выделены отдельные комнаты [4].

В день курбан-байрама имамы зарегистрированных объединений выступили с проповедями. Проповеди имамов городских объединений представляют собой собственное сочинение с использованием различных источников религиозного содержания. Наряду с проповедями читали верующим письмо муфтия Тазеева, посвященное итогам исламской конференции в Ташкенте, и  заявление, принятое на этой конференции. А сельские имамы с собственными проповедями не выступали, а ограничились оглашением названных документов из ДУМ.

В Татарской АССР установилась традиция, по которой все имамы, выступающие с проповедями (известно, что из-за малограмотности и отсутствия богословской подготовки некоторые имамы мечетей не читают проповедей и ограничиваются краткими наставлениями о том или ином событии религиозного или светского характера), по личной инициативе представляют в аппарат уполномоченного Совета до делам религий полные тексты своих праздничных проповедей. В этом акте мы видим проявление лояльности к органам советской власти [5].

В своих проповедях имамы мечетей, проявляя лояльность и уважение к законным требованиям и одобряя внешнюю и внутреннюю политику Советского государства, призывают верующих к строгому соблюдению догматов ислама, утверждают, что не всякий добродетельный поступок является истинным добром, а только такой, который сотворен глубоко верующим человеком. Нет и не может быть настоящей нравственности без веры в Аллаха и поэтому вера необходима и при социализме; что нормы морали социалистического общества совпадают с нравственными предписаниями ислама, а нормы ислама и ого обряды подтверждаются научными данными. Почти во всех проповедях национальное и мусульманское очень часто отождествляется. Все больше внимания обращается к выполнению … нравственных предписаний ислама (уважение и родителям», укрепление семьи и т.д.). Анализ проповедей показывает, что все это является попыткой мусульманского духовенства ответить на те вопросы, которые ставит жизнь.

Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири каких-либо руководя­щих указаний в мечети не направляло, за исключением коротких поздравительных посланий, которые зачитывались во время служб [6]. К празднику курбан-байрам в Казанскую мечеть поступило около двадцати поздравительных телеграмм от религиозных объединений, находящихся за пределами Татарской АССР, а также поздравительное письмо от финского мусульманского общества [7].

Власти, в первую очередь аппарат уполномоченного Совета по делам религий, постоянно проводили работу по анализу материалов о прохождении курбан-байрама в Татарстане. На основе анализа и выводов принимались конкретные меры, направленные на улучшение работы аппарата уполномоченного Совета по делам религий и комиссий содействия исполкомам местных Советов по соблюдению законо­дательства о религиозных культах. Уполномоченный считал, что «это будет способствовать более глубокому изучению религиозной обстановки и усилению кон­троля за соблюдением советского законодательства о культах в республике» [8].


Библиографический список
  1. НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 86.
  2. Мебадури С.З., Королев А.А., Королева Л.А. Мусульмане Среднего Поволжья и власть в 1950-1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2035 (дата обращения: 10.02.2015).
  3. НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 87.
  4. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Конфессиональная практика мусульманского духовенства Среднего Поволжья (1960-1970-е гг.) // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1270 (дата обращения: 09.02.2015)
  5. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Конфессиональная практика мусульманского духовенства Среднего Поволжья (1960-1970-е гг.) // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1270 (дата обращения: 09.02.2015); Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Проповедническая деятельность мусульманского духовенства Среднего Поволжья. 1945-1980 гг. (по материалам Татарской АССР и Пензенской области) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 (27). С. 4.
  6. Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 10.02.2015).
  7. НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 91.
  8. НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 91.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: