УДК 159.9

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Малова Анна Александровна1, Сяитова Надежда Тихоновна2
1Арзамасский филиал ННГУ, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2МБОУ Помринская ООШ, учитель математики и физики

Аннотация
В статье рассматривается уровень сформированности коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, также представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, подростковый возраст, толерантность, эмпатия


THE QUESTION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE MODERN TEENAGERS

Malova Anna Aleksandrovna1, Saitova Nadezhda Tikhonovna2
1Arzamas branch UNN, 4th year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Municipal budgetary educational institution of Pomrinskaya the main secondary school, teacher of mathematics and physics

Abstract
The article deals with the level of development of communicative tolerance in adolescence, also presents the results of an experimental study of this issue.

Keywords: adolescence, communicative tolerance, empathy, tolerance


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малова А.А., Сяитова Н.Т. К вопросу о коммуникативной толерантности современных подростков // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46495 (дата обращения: 02.06.2017).

Развитие коммуникативной толерантности населения Российской Федерации приобретает особую значимость в связи с возрастанием конфликтных столкновений в сфере профессиональных, семейных, личностных отношений. В контексте нашей страны данный вопрос является актуальным исходя из разнородности населения, а также из-за полиэтничности. Согласно статье 12  Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»   образовательные учреждения обязаны содействовать развитию  взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от  их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности [1], что предполагает построение  межличностных отношений в системе образования, основанных на понимание и уважении. Одной из проблем современной системы образования в России, с точки зрения Т. Т. Щелиной, является отсутствие навыков общения и гуманистических установок у школьников во взаимодействии с окружающими [7].

В психолого-педагогической литературе вопросом развития  коммуникативной толерантности в подростковом возрасте занимались А. Г. Асмолов, В. В. Бойко, П. Ф. Комогоров, А. В. Мудрик, О. В Скрябина, Г. П. Щедровицкий и другие. С точки зрения В. В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей» [3, 187], основанных на личном опыте, особенностях характера, нравственных и этических принципах личности. Согласно позиции Г. С. Кожухарь, коммуникативная толерантность – «это стремление личности достичь взаимного понимания и сотрудничества» [5, 3]. Т. Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть» [4, 23].  По-мнению З. А.  Агеевой, «коммуникативная толерантность – степень принятия человеком различий между собой и другой личностью» [2, 49].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивое качество личности, характеризующееся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по ее мнению, поступков, особенностей, принципов партнера по взаимодействию.

В повседневном общении наблюдаются разнообразные формы проявления коммуникативной толерантности: одни люди эффективно взаимодействуют со всеми окружающими, другие умело скрывают неприязнь к личности партнера, третьи стараются не замечать неприемлемых для него качеств собеседника, избегая столкновений. Каждый человек, осознанно или неосознанно, реагирует на характеристики партнера по общению, чем ярче выражены негативные переживания человека по поводу индивидуальности другого, тем ниже у него развита толерантность, тем труднее ему сдерживать недовольство партнером по общению. Человеку с низким уровнем толерантности сложнее взаимодействовать с окружающими, как следствие ему труднее социализироваться в современном обществе.

Особое внимание необходимо обратить на уровень развития  коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, ведь именно тогда происходит формирование идентичности и сознания, а также развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития подростка, которое будет зависеть от того, как он будет относиться к себе и окружающим его людям.  Именно в данном возрасте одной из приоритетных задач является формирование социальной толерантности и способности к эмпатии.

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения  коммуникативной толерантности детей подросткового возраста (7-8 классы). Экспериментальное исследование были проведено на базе МБОУ Помринская ООШ, в котором приняли участие 16 учащихся.

Для определения общего уровня толерантности мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [5]. Мы выявили, что низкий уровень толерантности свойственен для 1 учащегося (7%), что свидетельствует о наличии у подростка выраженных интолерантных установок по отношению к партнерам по общению. В ходе проведения данной методики также было выявлено, что у 13 подростков (79%) ярко выражен средний уровень толерантности, у этих детей гармонично сочетаются как толерантные, так и интолерантные черты, все зависит от ситуации. Для 2 учащихся (14%) характерен высокий уровень толерантности, представители данной группы имеют высокий уровень саморегуляции, самоконтроля своего поведения, не склонны к конфликтам. Учитывая выявленные результаты можно сделать вывод о том, что у большинства подростков преобладает средний уровень толерантности.

Для диагностики  уровня развития толерантных и интолерантных установок личности, проявляющиеся в процессе общения, мы использовали методику «Диагностика общей коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко) [5]. Мы выявили, что высокий уровень развития коммуникативной толерантности ярко выражен у 1человека (7%), что отражает способность легко находить контакт с партнерами по общению, принимать различия между собой и окружающими; средний уровень коммуникативной толерантности – 10 учащихся (62%), они не склонны принимать спонтанные решения, имеют средний уровень самоанализа и самоконтроля, сдержанны в эмоциях и неторопливы; низкий уровень коммуникативной толерантности – 5 подростков (31%), они испытывают трудности при принятии решений, не умеют контролировать свое импульсивное поведение, необщительны. Обобщая представленные выше эмпирические результаты можно сделать вывод о том, что у большинства подростков преобладают средний низкий уровень коммуникативной толерантности по отношению к партнерам по общению, что проявляется в наличии агрессивности и конфликтности.

При использовании в системе образования специально разработанных классных часов, программ по формированию теоретических и практических  знаний у учащихся по данной проблеме, в ходе различных тренингов коммуникативной компетентности и толерантности, педагоги могут повлиять на уровень сформированности  и выраженности коммуникативной толерантности подростков.

Таким образом, проведенное нами исследование коммуникативной толерантности у подростков  позволяет сделать вывод о том, что необходима целенаправленная психолого-педагогической работа по совершенствованию коммуникативной толерантности у учащихся.


Библиографический список
  1. Федеральный закон  РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 30.01.2015)
  2. Агеева З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского университета. – 2012. –  №1. – С. 49-53
  3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и  на других [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL:  http://bookre.org/reader.ru (дата обращения: 31.01.2015).
  4. Виноградова Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. канд. психол. наук. – Сочи, 2002. – 118 с.
  5. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2006. – №2. – С. 3-12
  6. Солдатова Т. У. Психодиагностика толерантности личности. – М.: Смысл, – 2008. – 172 с.
  7. Щелина Т. Т. О духовном измерении педагогики // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 151-154.


Все статьи автора «Максимова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: