УДК 332.145, 338.242, 334.7

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Борисова Елена Владимировна
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск
аспирантка кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме построения модели инновационной инфраструктуры в регионе, поскольку инновационная инфраструктура рассматриваемого региона характеризуется разрозненностью элементов и отсутствием комплексной организационной платформы ее формирования.
В результате проведенного исследования, модель инновационной инфраструктуры должна представлять собой систему взаимосвязанных элементов, объединяющую интересы участников инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса по функциональному признаку и содействующую созданию благоприятных условий для производства и реализации инноваций.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационный территориальный кластер, модель инновационной инфраструктуры, национальная инновационная система, региональная инновационная система


PROBLEMS OF FORMATION OF MODEL OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AT THE MESOLEVEL (KRASNOYARSK REGION)

Borisova Elena Vladimirovna
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk
graduate student of Finance and Credit chair

Abstract
This article tells about a problem of creation of model of innovative infrastructure in the region. Тhe innovative infrastructure of the considered region is characterized by separation of elements and lack of a complex organizational platform of its formation.
The author claims that the model of innovative infrastructure has to represent the system of the interconnected elements of innovative infrastructure.
The model of innovative infrastructure unites interests of participants of innovative activity at all stages of innovative process on a functional sign and promoting creating favorable conditions for production and realization of innovations.

Keywords: innovative infrastructure, innovative territorial cluster, model of innovative infrastructure, national innovative system, regional innovative system


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Е.В. Вопросы формирования модели инновационной инфраструктуры на мезоуровне (на примере Красноярского края) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46468 (дата обращения: 02.06.2017).

Важнейшей задачей инновационной системы как страны, так и любого региона, является создание благоприятной среды для непрерывного осуществления инновационной деятельности, результат которой зависит от эффективности реализации инновационного потенциала, уровня развития составных элементов инновационной системы: государства, науки, бизнеса и особого внутреннего механизма, обеспечивающего основу их взаимодействия и функционирования, т.е инновационной инфраструктуры (рисунок 1).

Рисунок 1 – Место инновационной инфраструктуры среди участников инновационной деятельности на мезоуровне [составлено автором]

Инновационная инфраструктура представляет собой особую систему взаимосвязанных элементов, содействующих реализации инновационной деятельности с учетом  ключевых социально-экономических условий страны (на макроуровне) и отдельно взятого региона (на мезоуровне), в частности.

Органы государственной власти, фонды, институты развития, которые входят в состав внешней оболочки инновационной инфраструктуры, формируют условия и разрабатывают инструменты, определяющие основы взаимодействия ее элементов: нормативно-законодательную базу, программы, стратегии инновационного  развития, меры поддержки  и т.д.

Федеральные органы государственной власти определяют государственную политику и технологические приоритеты в сфере науки и инноваций, финансируемые из государственного бюджета.

Региональные органы государственной власти разрабатывают стратегии инновационного развития, меры по стимулированию инновационной деятельности с учетом особенностей развития  регионов в рамках реализуемой инновационной  политики.

Таким образом, органы государственной власти можно рассматривать, как институциональную среду, необходимую для законодательного обеспечения инновационного развития, реализации инновационной политики, предоставления бюджетного финансирования, налогового регулирования и выполнения прочих функций реализации инновационной деятельности.

Институты развития являются инструментом реализации государственной инновационной политики, способствуют ускорению модернизации отраслей экономики, привлекая частные инвестиции и компетенции, тем самым, реализуя механизм государственно-частного партнерства на взаимовыгодных условиях. Главная цель их деятельности заключается в стимулировании инновационной деятельности путем предоставления доступа предприятиям ключевых отраслей к необходимым финансовым и информационным ресурсам, одновременно с этим, способствуя развитию инновационной инфраструктуры  [1].

Наиболее крупными институтами развития на государственном уровне являются: Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания» и пр.  В регионах институты развития представлены различными фондами поддержки инноваций, региональными венчурными фондами, бизнес-инкубаторами.

Система образования обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для реализации инновационного процесса, повышение квалификации,  обмен опытом, выполняет прочие образовательные функции.

Сфера науки формирует фундаментальную, прикладную основу инновационной деятельности. В силу схожести выполняемых функций, ее часто объединяют с системой образования, формируя научно-образовательную среду или комплекс.

Бизнес-среда является производственной основой реализации инновационной деятельности на базе существующих и вновь создаваемых отраслей, разработки и претворения в жизнь инновационных проектов, предоставления частного финансирования, источника инновационных идей и т.д.

Теоретическое обоснование необходимости взаимодействия вышеназванных участников в рамках инновационного развития региона находит отражение в модели трехстороннего партнерства [2]: университетов, промышленности и правительства.

При рассмотрении данной модели с точки зрения достаточности входящих в ее состав участников, можно выявить недостаток, проявляющийся в том, что, данная модель не предусматривает наличие еще одного необходимого участника инновационной системы, выполняющего функцию создания благоприятных условий для производства и реализации инноваций. В связи с чем, появляется потребность дополнения данной модели инновационной инфраструктурой в точках соприкосновения интересов участников (рисунок 2).

Рисунок 2 – Механизм взаимодействия инновационной инфраструктуры с участниками инновационной деятельности на мезоуровне [составлено автором]

Сферу университетов в российской терминологии представляет научно-образовательный комплекс, формирующий сферу знаний;  промышленность представляет собой бизнес-среду, формирующую сферу  производства инноваций; правительство – органы власти федерального и регионального уровня, институты развития – сферу выработки согласованных действий путем достижения баланса интересов  участников  инновационной деятельности, в том числе и с помощью инновационной инфраструктуры.

Региональные научные знания, инновационные идеи, развиваясь и накапливаясь, превращаются в научно-исследовательские ресурсы инновационного потенциала в определенной сфере деятельности, отрасли. Но прежде, чем принять форму инновации, имеющиеся в регионе знания, должны соответствовать интересам государственных органов власти, целями региональной инновационной политики. Тогда область производства инноваций  также должна соответствовать целям инновационного развития региона.

Сопоставление региональных знаний с инновационными потребностями региона  и  имеющимся производственным потенциалом обеспечивается элементами инновационной инфраструктуры, которые осуществляют поддержку и обеспечивают взаимодействие всех участников инновационной деятельности, доступ к различным видам ресурсов, следуя целями  инновационного развития региона.

В свою очередь, формы и способы  поддержки новых идей, деятельности различных участников и выполняемых ими функции определяют соответствующие формы и способы развития элементов инновационной инфраструктуры.

При этом, модель инновационной инфраструктуры региона, по мнению автора, должна представлять собой систему взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры, объединяющую интересы всех участников инновационной деятельности.

При этом, дисбаланс в работе или исключение одного элемента инновационной инфраструктуры ведет к расстройству механизма взаимодействия элементов  всей системы инновационной инфраструктуры, разрыву функциональных связей между элементами и этапами инновационного процесса, снижая эффективность инновационной деятельности в регионе.

Построение модели инновационной инфраструктуры региона основано на уже  созданных и вновь формируемых элементах инновационной инфраструктуры, поскольку направления ее развития определяются особенностями инновационного развития самого региона и сформированной инновационной системы.

В связи с чем, модель инновационной инфраструктуры региона должна отвечать принципу: способствовать реализации инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса в соответствии с выполняемыми функциями в целях инновационного развития региона.

В Красноярском крае, как и во многих регионах России, существует проблема однонаправленного, разрозненного развития инновационной инфраструктуры. Зачастую, в регионах встречаются неполные сочетания ее элементов, находящие свое выражение в различных формах организаций, формирующих объекты инновационной инфраструктуры: научно-образовательного комплекса и бизнес-среды, бизнес-среды и органов власти, научно-образовательного комплекса и органов власти и пр.

В таблице 1 представлены элементы инновационной инфраструктуры Красноярского края с учетом интересов участников инновационной деятельности.

Таблица 1 – Элементы инновационной инфраструктуры Красноярского края в сочетании с балансом интересов участников инновационной деятельности [составлено автором]

Баланс интересов

Научно-образова-тельный комплекс

Органы власти

Бизнес-среда

Элементы инновационной инфраструктуры

Объединение усилий региональных органов власти и малых предприятий на начальной стадии

-

+

+

Бизнес-инкубаторы, фонды содействия развитию малых предприятий
Объединение усилий предприятий,

университетов, научно-исследовательских институтов

+

-

+

Технопарки, центры трансфера технологий
Объединение интересов предприятий  научно-исследовательских, образовательных организаций

+

-

+

Инновационные территориальные кластеры

 

Объединение интересов бизнес-среды  и инвесторов

-

+

+

Венчурные инвестиционные фонды
Объединение интересов научного, учебного и инновационно-внедренческого сектора

+

+

-

Научно-образовательные центры, университеты

Анализ форм инновационной инфраструктуры Красноярского края показал, что  в регионе отсутствует единая организационная платформа, комплексно сочетающая в себе реализацию функциональных интересов всех участников инновационной деятельности, что приводит к снижению темпов инновационного развития региона.

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что формирование эффективной модели региональной инновационной инфраструктуры осуществляется в двух ключевых направлениях:  на основе кластерных моделей и технопарковых структур.

Следует отметить, что оба направления способствуют формированию и развитию в  большей части производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры с отраслевой привязкой.

Более полный комплекс функций и баланс интересов участников инновационной деятельности находит свое выражение в известных формах инновационного развития территорий -  кластерных формах развития регионов, зон с особыми экономическими условиями  и т.д.При этом кластерная форма модели инновационной инфраструктуры региона  является наиболее эффективной формой сочетания ее элементов. Она позволяет  построить целостную модель инновационной  инфраструктуры на определенной территории, сочетая интересы региона в точках пересечения функций и задач, решаемых объектами инновационной системы и элементами инновационной инфраструктуры, интересов предприятий, как эффективной формы построения конкурентоспособного инновационного бизнеса, а также интересов науки и образования, с точки зрения подготовки кадров  и  генерации новых идей.


Библиографический список
  1. Деятельность институтов развития. URL:/http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/ instdev/institute// (дата обращения: 03.10.14).
  2. Etzkowitz Henry. The Triple Helix: University-Industry-Government. Innovation In Action. URL: http://bookre.org/reader?file=696747 (дата обращения 04.01.2015)


Все статьи автора «Борисова Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: