УДК 371.31

КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мищенко Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. Славянске-на-Кубани
магистрант факультета педагогики и психологии МБОУ СОШ №5, г. Славянск-на-Кубани, учитель английского языка

Аннотация
Данная статья посвящена развитию креативного образования в новой форме организации профильного обучения. Рассмотрен круг вопросов, связанных с изучением требований к креативной образовательной среде, качественно новой системе образования, связанной с дальнейшей перспективой развития креативного образовательного пространства города Славянска-на-Кубани при проектирования сетевой организации профильного обучения.

Ключевые слова: единое образовательное пространство., качество образования, креативное образование, профильное обучение, сетевая организация


CREATIVE EDUCATION IN A NETWORK FORM OF PROFILE TRAINING ORGANIZATION

Mishchenko Olga Yurevna
Kuban state university, the branch in Slavyansk-on-Kuban
undergraduate of pedagogics and psychology department School No. 5, Slavyansk - on - Kuban, the English teacher

Abstract
This article analyzes development of creative education in a new form of profile training organization. We considered the circle of the questions connected with studying of requirements to the creative educational environment, qualitatively new education system connected with further prospect of development of creative educational space in Slavyansk - on - Kuban at design of the network profile training organization.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мищенко О.Ю. Креативное образование в сетевой форме организации профильного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46435 (дата обращения: 29.09.2017).

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [1, с. 43].

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

По словам Сэра Кена Робинсона, международного советника по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций, «система образования в мире кардинально устарела: она руководствовалась принципом стандартизации и служила интересам индустриализации. Не зря школы устроены по принципу заводов – там тоже есть звонки. Стандартизация – вот, что лежало в основе подобной системы образования, которая сохранилась в том же виде и по сей день» [2].

На сегодняшний день учащиеся должны иметь способность находить оригинальные решения и генерировать идеи, уметь учиться и трудиться с вдохновением, быстро находить и решать проблемы, ставить себе цели с учетом чувств и желаний, избегать шаблонных форм мышления. В настоящий момент крайне необходимо не просто повышение уровня образованности людей, но и формирование нового типа интеллекта, образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

Достижение данных показателей и соблюдение требований безусловно требует модернизации системы образования.

Традиционное образование в большинстве своем предполагает передачу учащимся готовых знаний, умений и навыков. Одним из результатов такой деятельности стало формирование не творцов, а потребителей знаний. Готовые знания, факты не способствуют проявлению самостоятельности учеников, ослабляют их внутреннюю мотивацию и приводят к невостребованности потенциала личности. К сожалению, данные проблемы свойственны и системе профильного обучения в малых городах России.

На наш взгляд, целесообразным является проектирование такой образовательной среды, которая, обеспечивала бы гуманизацию образования, повышение креативности обучающихся, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Такой средой является креативная образовательная среда, преимуществом которой является возможность максимально индивидуализировать образование на основе динамической модели обучающегося, что позволяет создавать для каждого обучающегося индивидуальные проблемные ситуации.

Сегодня наиболее эффективными условиями формирования и развития креативной образовательной среды в системе образования является внедрение новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей содержания образования. Организуются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей.

Решением является организация сетевого профильного обучения в условиях образовательной среды г. Славянска-на-Кубани, что позволит повысить качество образования за счет интеграции образовательных ресурсов, более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов. Соответственно, реструктуризация сетей всех муниципальных образовательных учреждений позволит повысить доступность качественного образования на основе общественного, социального и муниципального заказа.

Для реализации качественного профильного обучения на старшей ступени необходимо расширение образовательной среды школьника от одного образовательного учреждения до сети таких учреждений, в том числе и разного уровня (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, вузы).

Очевидно, что организация профильной подготовки по одному и тому же профилю в различных школах малого города не позволяет сконцентрировать для получения наивысшего качества обучения лучших, самых способных учащихся, лучших учителей профильных дисциплин, лучшего оборудования, не позволяет оптимально использовать для обеспечения учебного процесса бюджетные средства.

Малое разнообразие предлагаемых профилей подготовки не в полной мере отвечает потребностям общества и ограничивает выпускников школ города в выборе будущей специальности. Вместе с тем, результаты анкетирования учащихся IX классов показали, что наиболее предпочтительными профилями являются физкультурно-оздоровительный, историко-правовой, психолого-педагогический, гуманитарный, химико-биологический, лингвистический, физико-математический. Большинство профилей не представлено в школах г. Славянска-на-Кубани. И в используемой модели они в принципе не могут быть представлены. Необходима реорганизация сложившейся системы профильной подготовки. Использование сетевой модели организации профильного обучения в старшей школе позволило бы удовлетворить социально-экономические потребности общества и предоставило бы выпускнику возможность выбора необходимого профиля вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении он обучается. То есть учащийся максимально индивидуализирует свое образование.

При реализации сетевой модели при организации профильного обучения возможно использование креативных методов и приемов в обучении. При работе с обучающимися возможно индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, обмен опытом. Среди методов можно организовать исследовательскую деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции. Использование подобных методов на уроках профильных дисциплин является одним из приоритетов современного образования. Они позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Данные методы не только формируют умения, а компетенции. Также сетевая форма организации профильного обучения способствует развитию и педагогического коллектива. При работе с педагогами возможно использование стажерской площадки, мастер-классы, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары.

Создание сетевой организации профильного обучения в 10-11 классах позволит соблюдать принципы креативной образовательной среды:

Основное внимание к мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения;

Постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся и снижение роли педагога;

Принятие обучающимися определенной роли в учебном процессе;

Обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельности приобретения знаний;

Способствовать активности обучающегося при анализе и сравнении своих собственных результатов и достижений;

Ведущая деятельность на творчество в учении и познании;

Активизация совместной деятельности обучающихся;

Ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий.

Таким образом, создание сетевой формы обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательный процесс, выстроить его с учётом особенностей конкретного обучающегося, обеспечивая его активную, деятельностную работу по саморазвитию. По словам И. С. Якиманской «чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, объективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни» [4].


Библиографический список
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы.  – М. : Мин. Обр. РФ. – 261 с.
  2. Новый взгляд на систему образования. URL: http://inosmi.ru/video/20120430/191247898.html
  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М. : Мин. Обр. РФ, 2002. – 18 с.
  4. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1996. –  96 с.
  5. Митрофанов, Г. К. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление / Г. К. Митрофанов. – М. : Альянс Пресс, 2004. – 268 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год.. М.: Эксмо, 2013. – 208 с.


Все статьи автора «Мищенко Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: