В СССР социалистическая обрядность признавалась важным средством коммунистического и особенно атеистического воспитания. Советские идеологи считали, что «только удовлетворяя объективную потребность в обрядовом оформлении значимых для личности, коллектива и общества событий, можно противостоять влиянию на людей обрядов религиозных» [1]. Под социалистической обрядностью понималась система коллективных символических действий, воплощающих в себе социалистические идеи, ценности и идеалы и вызывающих интенсивные чувства и переживания их участников.
В отечественной литературе выделяются три основных этапа складывания социалистической обрядности [2]. Первый период (1917 г. – середина 1930-х гг.) характеризовался системной и категоричной ликвидацией старых обрядов или их грубым осовремениванием, внедрением так называемой «красной обрядности»: «красная пасха», «красное рождество», «красные свадьбы», «красные крестины» («октябрины», «звездины») и т.д. Данные мероприятия «имели ярко выраженную атеистическую направленность, пропагандировали советский образ жизни, новые взгляды на общественные и брачно-семейные отношения» [3]. «Красную обрядность» не удалось распространить ни в городской, ни тем более в сельской местности. На втором этапе развития советской обрядности (середина 1930-х – 1950-е гг.) власти установили «профессиональные праздники» – День рыбака, День шахтера, День железнодорожника и т.п. Но объективные причины препятствовали (коллективизация, массовые репрессии, Великая Отечественная война) утверждению социалистической обрядности. Третий этап развития социалистической обрядности (1960-1980-е гг.) сопровождался многочисленными научными обсуждениями о месте обрядов в советском обществе [4]. В регионах образуются «комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам», появляются методические разработки по проведению того или иного праздника. В данный период внедрение новых форм обрядности проводилось не столь оголтело и фанатично, как в 1920-1930-е гг. Специалисты подчеркивали, что «когда речь идет о новых обрядах, мы не абсолютизируем их «новизну», отдавая себе отчет в том, что новое вырастает из старого и базируется на нем. Складывающиеся тысячелетиями народные обычаи заключают в своих формах, а иногда и в содержании, много такого, что может быть с успехом унаследовано и использовано для создания нового» [5]. Особое внимание обращалось на то, что существенным недостатком атеистического воспитания является то, что в нем использовались главным образом рациональные методы, а эмоциональные, как правило, оставались на втором плане, тогда как религии делают основной упор именно на эмоциональное воздействие на людей. Утверждалось, что с середины 1980-х гг. должен был начаться четвертый этап развития социалистической обрядности – «дальнейшего совершенствования системы социалистических праздников и обрядов», «повышения атеистического потенциала советской обрядности», «всемерной пропаганды и распространения безалкогольных праздников и обрядов» и т.д. [6].
В 1960-1980-е гг. работа по замене религиозных обычаев и традиций новыми советскими праздниками и ритуалами была признана одним из ключевых моментов научно-атеистической пропаганды. Бюро ЦК КПСС по РСФСР 25 августа 1962 г. своим постановлением одобрило и разослало для исполнения на места в партийные органы записку председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР «О некоторых мерах по отвлечению населения от исполнения религиозных обрядов», в котором верно отмечалось, что «исполнение населением ряда областей РСФСР, в особенности молодежью, религиозных обрядов: «венчаний», «крещений» происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождения детей буднично, без надлежащей торжественности» [7]. Соответствующее решение было принято бюро ЦК КПСС по РСФСР 18 февраля 1964 г. № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Аналогичные рекомендации были утверждены и в отношении мусульманского культа.
Были приняты соответствующие решения и на региональном уровне. На местах образуются «комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам», по проведению безрелигиозных гражданских обрядов, создаются общественные советы по внедрению в жизнь новых гражданских обрядов, появляются методические разработки по проведению того или иного праздника. Еще в 1963 г. в промышленные и сельские обкомы КПСС и облисполкомы Пензенской области была представлена докладная записка «О некоторых мерах по внедрению в быт советских людей безрелигиозных обрядов» [8]. Большое значение придавалось проведению светских праздников: «День животновода», «День механизатора», «Праздник урожая», «Праздник Русской зимы», «Праздник песни и молодежи», «Праздник серпа и молота» и т.д. Однако проблемы оставались. Исполком областного Совета депутатов трудящихся на своем заседании 26 июня 1968 г. был вынужден заслушать отчет Башмаковского райисполкома и принять развернутое решение, обязывавшее все райисполкомы осуществить конкретные меры по повседневному улучшению работы по проведению новых гражданских обрядов и праздников [9].
С конца 1960-х гг. в ряде татарских сел Куйбышевской и Пензенской областей начали активно проводиться гражданские торжественные регистрации новобрачных, и это не встречало заметного осуждения со стороны пожилых мусульман, а напротив, наблюдался все более возраставший интерес. Проведение подобных торжественных церемоний в условиях региона десять лет назад едва ли было возможным [10]. Так, в 1966 г. с. Индерке Сосновоборского района Пензенской области была создана специальная комиссия по проведению безрелигиозных обрядов; особая комната сельского Совета была отведена под торжественную регистрацию браков и новорожденных детей. Более того, уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области констатировал, что уже в следующем году в Индерской мечети в 1967 г. было проведено всего 14 религиозных браков из 51 граждански зарегистрированных и 39 религиозных наречений имен из 70 зарегистрированных новорожденных [11].
Ульяновским облисполкомом в начале 1970-х гг. были приняты специальные решения № 433-15-с от 07.07.1972 г. и № 648 от 29.09.1973 г., призванные активизировать работу в данном направлении. Как следствие, в Заволжском районе области в 1973 г. был создан Совет по разработке и внедрению в быт советских людей новых гражданских обрядов [12]. В 1974-1978 гг. в городах Ульяновской области в торжественной обстановке уже было зарегистрировано 58% новорожденных, заключено 87% браков; но в сельской области данные показатели были значительно ниже – не превышали 45%, в отдельных районах – ниже 10%, а в некоторых селах (Старая Тюгальбуга, Очкаюн, Елховый Куст, Абдреево), «несмотря на проводимую разъяснительную работу, вообще не проводятся» [13] гражданские «обряды». Уполномоченный Совета по Ульяновской области С.М. Агафонов следующим образом объяснял столь низкие показатели: «Райисполком, сельские, поселковые Советы неудовлетворительно осуществляют контроль на местах за выполнением законодательства о культах и плохо организуют работу по внедрению в быт новых обрядов. Райисполком не принимает необходимых мер по выполнению решения облисполкома от 15 октября 1974 г. «О мерах по усилению контроля за выполнением законов о культах в свете постановления Совета министров РСФСР от 12 августа 1974 г. «О работе исполкомов местных Советов Оренбургской области по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах» [14].
Далеко не все священнослужители исламского культа воспринимали новую практику. Так, мулла чистопольской мечети Н.М. Мофлюхунов (Татарская АССР) в праздничной проповеди на «Курбан-байрам» (1977 г.) «обрушился с критикой на тех, кто устраивал красные свадьбы» [15].
В контексте практики внедрения социалистической обрядности в г. Пензе планировалось выделить и оборудовать помещения для ЗАГСа Октябрьского района города; увеличить штат работников ЗАГСа по Ленинскому и Октябрьскому районам; организовать в г. Пензе 2 дома бракосочетания, в которых бы регистрация браков проводилась 2-3 дня в неделю с участием представителей партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций; отвести земельный участок сада новорожденных, в котором родители, чей ребенок только что родился, имели бы возможность посадить дерево и ухаживать за ним; привлечь музыкальных работников, писателей, поэтов, художников для разработки красочной советской обрядности; приобрести для бюро ЗАГСов магнитофоны. Аналогичные действия были предприняты в Ульяновской, Куйбышевской областях и Татарской АССР [16].
Однако практика складывалась таким образом, что система новых традиций социалистической обрядности зачастую не вытесняла религиозные обряды и ритуалы, а выступала красивым зрелищным дополнением (это касалось и православных организаций [17]). Более того, отмечалось, что иногда имели место попытки «протащить» под видом национальных религиозные обычаи [18]. Среднее Поволжье по-прежнему оставалось «проблемным» регионом СССР с повышенным уровнем религиозной обрядности. Необходимость контроля за деятельностью мусульманских объединений внедрения социалистической обрядности четко осознавалась уполномоченными Совета на местах. Но, именно они, сталкивавшиеся с реальностью, отмечали, что в связи с большей религиозностью татарского населения, нежели русского, некоторым фанатизмом мусульман регламентация деятельности мусульманских организаций и сокращение их количества, распространение новых праздничных традиций и замена ими религиозных ритуалов требуют особых усилий и нестандартных подходов со стороны советского и партийного руководства [19].
Библиографический список
- Атеистический словарь. М., 1984. С. 419.
- Курочкин А.В. Этапы формирования советской обрядности // Советские традиции, праздники и обряды. Киев, 1988. С. 208-212.
- Курочкин А.В. Красная обрядность // Советские традиции, праздники и обряды. Киев, 1988. С. 92.
- Алексеев Н.П., Носова Г.А. Новому гражданину – новые обряды. М., 1985; Вопросы развития социалистических праздников и обрядов. Рига, 1981; Глаголев В.С. Эмоционально-психологические основы советской обрядности. М., 1978; Закович Н.М. Советская обрядность и духовная культура. Киев, 1980; Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации. М., 1986 и др.
- Бромлей Ю.В. Новая обрядность – важнейший компонент советского образа жизни // Социалистическая обрядность и формирование нового человека. Киев, 1979. С. 35.
- Курочкин А.В. Этапы формирования советской обрядности // Советские традиции, праздники и обряды. Киев, 1988. С. 211.
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО) Ф. 2392. Оп. 1. Д. 37. Л. 253.
- ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 91-а. Л. 198.
- ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4683. Л. 44.
- ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4683. Л. 44.
- ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 41. Л. 50.
- Государственный архив Ульяновской области (ГАУО) Ф. Р – 3705. Оп. 1. Д. 144. Л. 93.
- ГАУО Ф. Р – 3705. Оп. 1. Д. 133. Л. 69; Д. 144. Л. 7,30.
- ГАУО Ф. Р – 3705. Оп. 1. Д. 144. Л. 6.
- Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ) Ф. Р 873. Оп. 1. Д. 77. Л. 187.
- ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4617. Л. 2.
- Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Конфессиональная практика мусульманского духовенства Среднего Поволжья (1960-1970-е гг.) // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1270 (дата обращения: 02.02.2015).
- Киналь А.В., Вазерова А.Г. Регулирование фискальных отношений государства и православных объединений Пензенской области. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46276 (дата обращения: 02.02.2015).
- ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4617. Л. 7.
Количество просмотров публикации: Please wait