УДК 94(47)

КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ О ПОЛОЖЕНИИ РЕЛИГИИ В СССР. 1940-2000 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ)

Давыдов Александр Станиславович1, Королев Алексей Александрович1, Королева Лариса Александровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье предлагается анализ зарубежной историографии о положении евангельских христиан-баптистов и вероисповедной государственной политике в СССР в 1940-2000 гг.

Ключевые слова: вероисповедная политика, евангельские христиане-баптисты, историография, религия, СССР


THE SHORT REVIEW OF A FOREIGN HISTORIOGRAPHY ABOUT THE PROVISION OF RELIGION IN THE USSR. 1940-2000 (ON THE EXAMPLE OF EVANGELICAL BAPTIST CHRISTIANS)

Davydov Alexander Stanislavovich1, Korolev Alexey Aleksandrovich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article the analysis of a foreign historiography about position of evangelical Baptist Christians and a religious state policy in the USSR in 1940-2000 is offered.

Keywords: evangelical Baptist Christians, historiography, religion, religious policy, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Давыдов А.С., Королев А.А., Королева Л.А. Краткий обзор зарубежной историографии о положении религии в СССР. 1940-2000 гг. (на примере евангельских христиан-баптистов) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46339 (дата обращения: 02.06.2017).

За рубежом по истории евангельских христиан-баптистов в нашей стране был опубликованы работы Л. Жабко-Потаповича, В. Гутше, С. Ливен, П. Стивса, В. Кале, Л. Шендеровского [1] и т.д. Однако некоторые из этих авторов ввиду недостатка первоисточников не смогли всесторонне и объективно отразить богатое историческое наследие евангельских христиан-баптистов в нашей стране.

Американский профессор В. Заватски в своей базовой работе «Евангельское движение в СССР после Второй мировой войны» [2] исследует гонения на евангелических христиан и баптистов в 1920-1940-е гг.; анализирует некоторую либерализацию государственной политики в отношении религии в период Великой Отечественной войны; рассматривает возрождение и развитие конфессиональной культуры в 1944-1957 гг.; характеризует хрущевскую антирелигиозную кампания; раскрывает деятельность инакомыслящих в 1960-1965 гг.; изучает образование «Инициативной группы», «Организационного комитета», их активность по созыву съезда евангельских христиан-баптистов в 1961-1963 гг.; описывает положение евангелических христиан в СССР в 1970-е гг.

Одной из фундаментальных работ по истории российских ЕХБ является монография С.Н. Савинского, исследователя истории церкви и братства ЕХБ, эмигрировавшего в США «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1967)» [3]. С.Н. Савинский на основе многочисленных источников, в том числе официальных опубликованных документах и материалах, исследует историю образования первых общин русско-евангельского братства и развития евангельско-баптистского движения в России, Белоруссии, Украине, а также других республик СНГ.

Определенный интерес представляет работа А.В. Олемы «История евангельских христиан в России» [4], хотя и характеризующаяся несколько обзорным характером. В исследовании раскрываются вопросы прошлого российских евангельских христиан-баптистов, меннонитов, пятидесятников в досоветский и советский периоды. А.В. Олема подчеркивает, что Вторая мировая война обусловила некоторое религиозное послабление в СССР; Коммунистическая партия использовала национальные и религиозные силы в своих интересах. А.В. Олема отмечает, что евангельские христиане и баптисты сблизились во время немецкого вторжения, и в 1944 г. произошло их объединение в Союз. В исследовании анализируется вероисповедная политика в отношении ЕХБ, в частности, публикации в прессе о «ядовитых разновидностях религиозного опиума», обвинявшие сектантов в «неправильном» воспитании детей; «оппозиционная» деятельность А.В. Карева и А.И. Мицкевича, положение верующих в СССР, издании и дефиците религиозной литературы, в первую очередь, Библии, в СССР и т.д. А.В. Олема расценивает «инициативников» – А.Ф. Прокофьева и Г.К. Крючкова как диссидентскую группу в среде евангельских христиан и баптистов; обращается к В.К. Флетчеру, который их классифицирует как ересь в официальном учении.

Нельзя обойти вниманием библиографическую книгу А. Вардина «Евангельские сектантства в Российской империи и СССР: Библиографический справочник» (особенно часть III «Евангельские сектантства в СССР и прилегающих территорий (1917-1990)»), в которой предложен обзор исследований и источников (архивы, самиздат и т.д.) по истории евангельского христианства в Российской империи и СССР [5].

В конце 1960-х гг. М. Бордо опубликовал книгу «Религиозный фермент в России. Протестантская оппозиция советской политике в отношении религии», в которой анализируются документы по истории движения «инициативников» [6]. М. Бордо выступал в  защиту «инициативников», которых называл апостолами XX в., «ревнителями свободы духа» и т.д. М. Бордо писал, что руководители «инициативников» сопротивлялись законам о религиозных культах в СССР, стремились воспитывать своих детей в соответствии с религиозными заповедями. М. Бурдо критиковал систему атеистической пропаганды в СССР. Патриарх Алексий (Симанский) считал, что М. Бурдо «фальсифицирует и извращает положение религии и церковную жизнь в СССР» [7].

В 1996 г. Ф. Корли издал работу «Религия в Советском Союзе». Книга Ф. Корли представляет собой сборник архивных документов о положении верующих различных конфессий в СССР, в том числе и евангельских христиан-баптистов. Ф. Корли пишет, что все документы были переведены с российских оригиналов, им был дан буквальный перевод, хотя присутствовало «искушение» отредактировать оригинальный текст. Ф. Корли замечал, что советской действительности было присуще обращение к Богу с маленькой буквы, бюрократическим языком называли церковные группы «религиозными ассоциациями», священнослужителей «слугами культа». Ф. Корли подчеркивал, что государственным работникам, занимавшимся реализацией вероисповедной политики, было присуще недостаточное понимание или уважение к религиозной вере, и хотя прямая враждебность и оскорбительное отношение первых лет стало более умеренным, бюрократия никогда не была готова признать право на существование религиозных групп. Степень государственного вмешательства во все аспекты религиозной жизни, отмечал Ф. Корли, была велика, так, священнику не разрешалось купить автомобиль без разрешения властей. Государство просто использовало церкви в своих интересах [8]. В книге опубликованы документы о деятельности евангельских христиан-баптистов в различных регионах СССР, о поездках советских верующих за рубеж и т.д.

Таким образом, зарубежная историография имеет большое значение для изучения деятельности евангельских христиан-баптистов в нашей стране, однако удаленность географическая, в том числе и от источников, и некоторая «ангажированность» авторов требуют аккуратного подхода к данной литературе [9].


Библиографический список
  1. Жабко-Потапович Л. Христове світло в Україні: історія українського євангельсько-баптистського руху. Кн. 1. Вінніпег; Честер, 1952; он же: Життя Церкви: Історичний нарис. – Видавництво «Дорога Правди», 1991; Гутше В. Западные источники русского штундизма. Кассель, 1956; Гутше В. Западные источники русского штундизма. Кассель, 1956; Ливен С.П. Духовное пробуждение в России. Корнталь: Свет на Востоке, 1990; Стив П. Союз баптистов России 1917-1935. США, Мичиган, б/и., 1976; Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Вупперталь – Кассель: Онекен, 1981; Шендеровский Л. Евангельские христиане. Торонто: Союз Евангельских христиан. 1980 и т.д.
  2. Заватски В. Евангельское движение в СССР после Второй мировой войны. М.: Колосс, 1995.
  3. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1967): В 2 т. СПб.: Библия для всех: Т. 1. 1867-1917. 1999; Т. 2. 1817-1967. 2001.
  4. Olema A.W.  History of Evangelical Christianity in Russia. Dallas: Published by the author, 1983.
  5. Wardin Albert W. Jr. Evangelical sectarianism in Russian empire and USSR. A Bibliographic Guide. USA, Maryland, 1995.
  6. Bourdeaux M. Religious Ferment in Russia. Protestant Opposition to Soviet Religious Policy. L., N. – Y.: Macmillan; St. Martin’s Press, 1968
  7. Письмо Святейшего Патриарха Алексия д-ру Артуру Михаилу Рамзею, Архиепископу Кентерберийскому, Примасу всей Англии и Митрополиту // Журнал Московской патриархии. 1966. № 6. С. 3.
  8. Corley F. Religion in the Soviet Union. An Archival Reader. N. – Y.: Universiti Press, 1996. С. 2.
  9. Артемова С.Ф. Евангельские христиане-баптисты в СССР (1940-1980 гг.): Краткий обзор историографии // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 6 (37). С. 17-19; Артемова С.Ф., Королева Л.А. Евангельские христиане-баптисты в СССР. 1940-1980 гг.: историографический аспект вопроса // Социально-гуманитарный вестник юга России. Краснодар: Премьер,  2010. №  4.  С. 7-15.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: