УДК 331.5

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Вишневская Нина Геннадьевна
Башкирский государственный университет
кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории исследования социально-экономических проблем регионов

Аннотация
В статье приводится анализ выполнения целевых показателей регулирования социально-трудовой сферы. Автором рассмотрены такие направления регулирования как демографическая политика, повышение уровня жизни и социальной защиты населения, снижение безработицы.

Ключевые слова: безработица, государственное регулирование, занятость, регион, рынок труда


REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS: ANALYSIS OF ACHIEVING TARGET VALUES

Vishnevskaya Nina Genadievna
Bashkir state university
PhD, scientific associate of the Laboratory of the research of regional social-economic problems

Abstract
The article gives analysis of achieving target values in regulation of social-labor relations. The author considers such directions of regulation as demographic policy, improving standard of living and social protection, and reducing unemployment.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вишневская Н.Г. Регулирование социально-трудовой сферы: анализ выполнения целевых показателей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46280 (дата обращения: 30.09.2017).

С учетом задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.  на 2012-2014 гг. определены приоритетные  цели регулирования социально-трудовой сферы  [7].

Каковы же предварительные итоги реализации поставленных целей?

Первая цель – улучшение демографической ситуации.

В рамках данной цели предполагалось решать  задачи содействия созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.

По оценке органов государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2014 г. составила 146,3 млн. человек, из них 2,4 млн. человек проживало в Крымском федеральном округе. По сравнению с началом года число жителей России возросло на 264,4 тыс. человек, или на 0,2% (на соответствующую дату предыдущего года – на 265,6 тыс. человек, или на 0,2%) [4].

В январе-октябре 2014 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 53 субъектах Российской Федерации) и уменьшение числа умерших (в 48 субъектах).

В целом по стране в январе-октябре 2014 г. число родившихся превысило число умерших на 37113 человек. При этом в 42 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 11 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,7 раза.

Итак, можно констатировать, что в целом демографическая ситуация в России имеет положительный тренд развития. Вместе с тем в некоторых субъектах наблюдается  естественная  убыль населения.

Вторая цель – разработка мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, являются денежные доходы населения [1].

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), в 2013 г. по сравнению с 2012г. увеличились на 3,3%, в декабре 2013г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – на 1,5%. Заработная плата.  Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2014 г., по оценке, составила 33088 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 9,6%, в январе-ноябре 2014 г. – на 9,7%. [9]

Реальные  располагаемые денежные доходы населения  Республики Башкортостан в 2013 г. увеличились на 5,4% к уровню 2012 г. и cреднедушевой денежный доход сложился в сумме 23884,4 рубля в среднем за месяц [8].

Представленные данные свидетельствуют о повышении благосостояния населения страны и отдельных регионов.

Что касается неравенства населения по денежным доходам, то здесь также наблюдается положительная динамика. Так, коэффициент Джини снизился с 0,420  до 0,418, а децильный коэффициент 16,4 до 16,2  [9].

Третья цель – создание условий для повышения эффективности системы социальной защиты и доступности социального обслуживания населения, в первую очередь для пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целью государственной политики в области социальной защиты населения является повышение уровня материальной обеспеченности отдельных категорий  населения, которые по объективным причинам нуждаются в государственной  поддержке, это – семьи с детьми, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица,  оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и другие.

Работа по достижению цели проводится по четырем направлениям:

-     первое – социальные услуги доступны для всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

-     второе – нуждающиеся граждане получают адресную социальную  поддержку;

-     третье – интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество станет реальностью;

-     четвертое  – объективное установление инвалидности.

Судить об эффективности системы социальной защиты можно как по цифрам официальной статистики, так и по мнению экспертов в области социальной защиты.  Так, заместитель министра труда и социальной защиты населения А.Вовченко дает высокую оценку мерам государственной поддержки и социальной поддержки населения: «В 2013 году, государство начало выплачивать пособие на третьего и последующих детей, чего раньше никогда не было. В среднем оно составляет около 7 тысяч рублей и платится ежемесячно до достижения ребенком трехлетнего возраста. В том числе благодаря этой помощи мы видим очень хорошую статистику по рождаемости третьих детей».

Внимание уделяется и пожилым гражданам. Например, вводится совершенно новое понятие «социальное сопровождение». Его суть в том, что социальные работники отныне должны будут оказывать помощь и содействие пожилым людям в получении самых разных необходимых услуг: медицинских, правовых, образовательных и так далее. То есть теперь соцзащита должна будет отвечать за весь спектр соприкосновения пожилых людей с различными сферами жизни.

В регионах также проводится  активная работа по совершенстованию социальной защиты населения. Согласно отчетам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан,   все меры социальной поддержки населения, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, были предоставлены своевременно и в полном объеме. [5]

Четвертая цель – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

С января 2014 года по июнь 2014 года общая численность безработных граждан снизилась с 4 180 тыс. человек до 3 687 тыс. человек (на 493 тыс. человек или 11,7%). По сравнению с июнем 2013 года общая численность безработных граждан снизилась на 402,0 тыс. человек или на 9,8%. [6]

Уровень общей безработицы в июне 2014 года составил 4,9% от численности экономически активного населения, что ниже на 0,7 процентных пункта, чем в декабре 2013 года, и ниже на 0,5 процентных пункта, чем год назад.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе (3,1% от численности экономически активного населения), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,5%).

По субъектам Российской Федерации самый высокий уровень общей безработицы отмечается в Республике Ингушетия (36,1% от численности экономически активного населения), Чеченской Республике (22,4%), Республике Тыва (22,0%),  Карачаево-Черкесской Республике (12,1%), республиках Алтай (10,7%), Калмыкия (10,6%), Забайкальском крае (10,2%), Республике Дагестан (10,1%). [3]

Уровень общей безработицы ниже среднероссийского отмечается в 36 субъектах Российской Федерации, в том числе наиболее низкий – в г. Санкт-Петербурге (1,2%), г. Москве (1,5%), Чукотском автономном округе (2,5%), Московской (2,6%), Самарской (3,1%), Новгородской (3,2%) областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области (3,4%), Липецкой области (3,5%), Республике Татарстан (3,7%), Тульской,  Курской, Рязанской областях (3,9%). [6]

Уровень регистрируемой безработицы на конец первого полугодия 2014 года составил 1,15% от численности экономически активного населения и снизился на 0,15 п.п. по сравнению с концом первого полугодия 2013 года.

Анализ показателей свидетельствует о том, что  на рынке труда Российской Федерации все еще сохраняется дифференциация регионов по показателям занятости и безработицы. [2]

Итак, можно сделать вывод о том, что в основном целевые показатели регулирования социально-трудовой сферы, поставленные на 2012-2014 годы выполнены. Однако негативные тенденции развития экономики, ставят перед государством новые цели и задачи, а следовательно необходимо проводить мониторинг выполнения целевых показателей регулярно и оперативно.


Библиографический список
  1. Вишневская Н.Г. Индекс развития человеческого потенциала как показатель уровня жизни населения/Вишневская Н.Г.Ядгаров Р.Ф.//Молодой ученый, 2014.-№1.-С.351-352
  2. Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда в системе социально-трудовых отношений//Вопросы структуризации экономики, 2010.-№2.-С.153-157
  3. Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда молодежи: типология и механизм регулирования//Труд и социальные отношения.-№9.-2012.-С. 15-23
  4. Демография  // Федеральная служба государственной статистики .– URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b14_00/IssWWW.exe/Stg/dk11/8-0.doc
  5. Информация Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан  // Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.- URL:http://mintrudrb.ru/upload/docs/itogi_1polug_2013.pdf
  6. Мониторинг и оценка качества и доступности  государственных услуг  в области содействия занятости населения  (по итогам деятельности органов службы занятости  в первом полугодии 2014 года)  // Министерство труда и социальной защиты РФ.- URL http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration
  7. Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год // Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.– URL: http://mintrudrb.ru/upload/docs/minrtudrf_2012.pdf
  8. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в январе-декабре 2013 года // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан URL:http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/17c92b004e618d1ab9edbf1a6c8927a0/публ+12_2013.pdf
  9. Уровень жизни населения // Федеральная служба государственной статистики.- URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/6-0.htm


Все статьи автора «Вишневская Нина Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: