УДК 378.14

ПУТИ И СРЕДСТВА ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫМИ УМЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 270800 «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Чопова Наталья Валерьевна
Сахалинский Институт Железнодорожного Транспорта – филиал Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения
старший преподаватель кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика»

Аннотация
Переход российского образования на двухуровневую систему позволяет интегрировать его в мировое образовательное пространство. Вместе с тем происходит переоценка роли инженерной специальности на современном производстве. Автором рассмотрены некоторые пути и средства формирования профессионально-значимых умений в современном техническом вузе, на примере строительной специальности.

Ключевые слова: инженерно-графическая подготовка, компетентность., компетенции, профессиональная деятельность, профессиональное умение, формирование


WAYS AND MEANS OF MASTERING PROFESSIONAL AND SIGNIFICANT ABILITIES AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION 270800 «BUILDING»

Chopova Natalia Valeryevna
Sakhalin Institute of Railway Transport - a branch of the Far Eastern State Transport University
senior teacher of "Computer facilities and Computer Graphics"

Abstract
The transition of Russian education at a two-tier system can be integrated into the world educational space. However, going reassessment of the role of engineering specialty in modern manufacturing. The author considers some of the ways and means of formation of professionally significant skills in a modern technical college, for example, the construction profession.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чопова Н.В. Пути и средства овладения профессионально-значимыми умениями как средством формирования профессиональной компетентности в профессиональном обучении студентов направления подготовки 270800 «Строительство» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/45741 (дата обращения: 04.06.2017).

В свете внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода возникает необходимость соотношения терминов «знания, умения, навыки» и «компетенции».

Компетентность является характеристикой, даваемая человеку в ре­зультате оценки эффективности или результативности его действий, направ­ленных на разрешение определенного круга значимых для данного профессионального  сообщества задач или проблем.

В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как ин­тегральном личностном качестве человека (характеристика человека), дру­гие – на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [1].

Компетенции не противопоставляются знаниям, умениям, и навыкам, они шире этих понятий.  Принципиальное отличие заключается в том, что знания, умения и навыки направлены на процесс, а компетенции – на результат. Компетенция ориентирована на оценку конкурентоспособности бакалавра, его готовности и умения успешно «встраиваться» в профессиональные структуры, быть эффективным и востребованным на рынке труда. То есть, можно констатировать, что знания, умения и навыки являются составляющими  компетенций. А сформированность профессионально-значимых умений бакалавра является составляющей  сформированности профессиональной компетентности. Существует точка зрения, что профессиональная компетентность может выражаться через профессионально-значимые умения [2].

Понятие «компетентность» включает в себя все то, что может быть мобилизовано для эффективного профессионального действия: когнитивные и некогнитивные компоненты: двигательные и умственные навыки, знания, мотивацию, ценностные и этические ориентации, установки и прочие социальные и поведенческие компоненты[3, С. 137].

Адольф В.А. рассматривает компетентность как сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса [4].

Строительство – одна из основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающая создание новых, расширение и реконструкцию действующих основных фондов. К основным профилирующим видам деятельности инженеров строительных специальностей, в которых их профессиональный образовательный потенциал может быть реализован наиболее полно, относятся производственно-технологическая и проектно-конструкторская деятельность. Оба вида деятельности связаны со сбором и анализом графической информации, разработкой документации к ней [5, С. 2].

Мы проанализировали распределение учебных часов по формам обучения для специалитета (2010-2011 учебный год) и бакалавриата (2013-2014 учебный год) направления «Строительство» (Промышленное и гражданское строительство). Учебная нагрузка, на примере инженерно-графических дисциплин представлена в таблице 1:

Таблица 1

Формы обучения

2010-2011 уч. год

2013-2014 уч. год

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

«НГ»

«ИГ»

«ИГ»

«ИГ»

«ИГ»

Лекции

18

-

-

16

16

Практические работы

18

18

18

16

32

Самостоятельная работа

58

36

36

32

48

Итого

94

54

54

64

96

Снижение часов на инженерно-графическую подготовку особенно заметно в первом семестре. Это обусловлено тем, что инженерно-графическая подготовка в 2010-2011 учебном году включала дисциплины «Начертательная геометрия (НГ)» и «Инженерная графика (ИГ)». Графическая подготовка в 2013-2014 учебном году включает только дисциплину «Инженерная графика». Данные изменения можно наблюдать на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Распределение учебных часов по инженерно-графическим дисциплинам на 1 семестр 2010-2011  и 2013-2014 учебных годов

Во втором семестре значительно возросли часы практической работы (диаграмма 2). Но увеличение часов самостоятельной работы за оба семестра не компенсируется.

 

Диаграмма 2. Распределение учебных часов по инженерно-графическим дисциплинам на 2 семестр в 2010-2011  и 2013-2014 учебных годах

Таким образом, общее изменение часов на занятия по инженерно-графическим дисциплинам показывают уменьшение часов на 21%.

Такие изменения требуют оптимизации учебного процесса, то есть такой организации его, при которой сокращение сроков обучения не влекло бы за собой снижения качества графического образования в формировании профессионально-значимых умений.

Еще одним существенным фактором, снижающим качество графической подготовки студентов в условиях дефицита учебного времени, является трудоемкость дисциплины. Выполнение чертежей – это логический, графически аккуратный, скурпулезный  труд. И только через выполнение большого количества чертежей можно постичь логику учебного предмета, развить как навыки построения проекционных изображений, так и их чтение [6, C.50].

Для формирования профессионально-значимых в процессе изучения инженерно-графических дисциплин особое внимание заслуживает использование профессионально-ориентированных заданий по всем разделам дисциплин. Данное требование позволяет наглядно убедить студентов в профессиональной важности дисциплин, их профессиональной ориентации, мотивирует студентов на внимательное отношение к заданиям. Профессионально-ориентированные задания позволяют студентам ощутить сопричастность к будущей профессиональной деятельности, и, как следствие, мотивируют их на получение профессиональных знаний и развитие в себе профессионально-значимых умений (таблица 2).

Таблица 2

Разделы инженерной графики Графический источник информации (задание) Формируемые в процессе изучения модуля профессионально-значимые умения
1 Геометрическое черчение - лекальные кривые, применяемые в архитектуре;

- сопряжения,  используемые при проектировании архитектурных обломов.

-Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

2 Позиционные и метрические задачи Проекции с числовыми отметками.  Использование заданий с реальными топографическими поверхностями из заданий по геодезии (межпредметные связи), Проектирование строительной площадки и подъездных путей к ней. Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Инженерно-графические умения по выполнению технических расчетов;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

3 Аксонометрические проекции Объемное моделирование строительных конструкций;

Аксонометрия узлов металлических и железобетонных конструкций из производственных строительных чертежей.

- Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов;

- Умения создавать в воображении образы графических объектов действительности и оперировать ими;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

4 Проекционное черчение Расположение видов на чертеже.  Корректный выбор главного вида. - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умения создавать в воображении образы графических объектов действительности и оперировать ими;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

5 Разъемные и неразъемные соединения Чертежи металлических конструкций со сварными и клепаными соединениями. Чертежи железобетонных и деревянных конструкций с болтовыми, шпилечными и винтовыми соединениями. - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов;

- Умение разделять графические объекты на составляющие элементы, формы, поверхности;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

6 Архитектурно-строительное черчение.

 

Архитектурно-планировочные решении реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умение и готовность выполнять и читать чертежи зданий, сооружений и строительных конструкций;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

7 Чертежи строительных конструкций Чертежи реальных гражданских и промышленных зданий, чертежи мостов. - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умение воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов;

- Умение разделять графические объекты на составляющие элементы, формы, поверхности;

- Умения по составлению конструкторской и технической документации;

- Умение и готовность выполнять и читать чертежи зданий, сооружений и строительных конструкций;

- Умение пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- Умение осуществлять самостоятельную работу по  самообразованию в выбранной профессиональной области;

- Умение концентрировать внимание

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

8 создание проектно-конструкторской документации в электронной форме к моделям планов, фасадов, разрезов;

модификация архитектурно-строительного черчения средствами САПР.

Архитектурно-планировочные решении реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями. Чертежи реальных гражданских и промышленных зданий, чертежи мостов. - Умение описания четких целей выполнения графического задания или какого-либо его этапа, чтобы можно было надёжно опознать последовательность выполнения действий;

- Умения по составлению конструкторской и технической документации;

- Уметь моделировать элементы зданий, узлов и строительных конструкций средствами систем автоматического проектирования;

- Умение владения профессиональной терминологией.

- Умение осуществлять самооценку

При изучении какого-либо нового раздела для первых примеров подбираем чертежи, на которых изображены предметы, не сложные по форме и хорошо знакомые студентам. В рамках индивидуальной образовательной траектории по мере усвоения студентами изученного материала и формирования графических навыков целесообразно переходить к индивидуальным заданиям.

При объяснении применения алгоритма преподавателем  проводится подробный устный анализ задания с параллельным  показом хода выполнения его этапов на плакатах и пособиях. Обращается внимание на то, что модель может быть симметрична это влияет на применение условностей при ее выполнении. При выполнении графического задания подобным образом со студентами отрабатывается и осознается на практике важность  технологической последовательности выполнения работы.

Прослушав вступительные пояснения и указания преподавателя, студенты приступают к индивидуальной работе, выбирая уровень заданий и темп решения, соответствующие их познавательным потребностями степени развитости инженерно-графических умений. В случае затруднений студенты обращаются за помощью к преподавателю. По завершении самостоятельной работы студенты могут осуществить самоконтроль в форме компьютерного тестирования, чтобы в случае необходимости вернуться к соответствующему этапу или воспользоваться помощью преподавателя. Экономия учебного времени дает возможность успевающим студентам заняться углубленным изучением некоторых вопросов, решением нестандартных задач. Освоив навыки решения задач инженерной графики в компьютеризированной обучающей среде, студенты приступают к работе по реализации индивидуальных  учебных проектов с профессиональной направленностью.

Работа такого вида является репродуктивной деятельностью и позволяет усваивать материал на этом уровне, вырабатывая основные приемы графической деятельности с целью превращения их при последующем многократном повторении в автоматизированный навык. При этом происходит запоминание этих способов деятельности и тем самым развивается память, а при наложении алгоритма на конкретно выполняемое задание формируется мышление за счет поэлементного наложения алгоритма на выполняемую работу.

Следующим этапом является демонстрация студентами в ходе выполнения контрольных работ своей инженерно-графической компетентности.

Для успешного формирования компетенций в области инженерно-конструкторского проектирования и освоения принципов работы с архитектурно-строительными чертежами на занятиях по инженерно-графическим дисциплинам студенту необходимо:

– изучить требования к оформлению графической документации для строительства;

– изучить условные графические обозначения, применяемые в строительных чертежах при обозначении строительных материалов;

– уметь выполнять архитектурно-строительные чертежи различного назначения и чертежи строительных конструкций;

– приобрести необходимые навыки в чтении схем и чертежей и осуществлении нормоконтроля.

Умения грамотного составления, оформления и чтения строительных чертежей являются необходимым условием для дальнейшего успешного освоения профессиональных дисциплин, выполнения выпускной квалификационной работы и профессиональной деятельности специалиста в области строительства.

На начальном этапе изучения темы  «Архитектурно-строительные чертежи», можно применить следующую форму работы: группу студентов разбиваем на подгруппы по три человека, каждой из подгрупп раздаем множество отдельных элементов строительных чертежей: планы, фасады, разрезы, фрагменты планов, узлы. Участники каждой подгруппы должны объединить эти элементы, изучив их тщательным образом, чтобы получить полные строительные чертежи.

Этапы формирования профессионально-значимых умений бакалавров направления подготовки «строительство» при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Таблица 3

Способ деятельности

этап

Характеристика этапа

1. мотивационный мотивационный - постановка обучающих, развивающих и воспитательных целей студентам перед выполнением графической задачи;

- формирование необходимой познавательной мотивации а рамках будущей профессиональной деятельности, побуждающей студента формировать профессионально-значимое умение.

2. репродуктивный ознакомительный - предварительное ознакомление студента с алгоритмом действий, необходимых для выполнения графического задания т. е. построение в его сознании ориентировочной траектории собственных действий для эффективного выполнения графического задания.;
3. репродуктивный воспроизведение - выполнение  студентами инженерно-графических  действий в соответствии с теоретическими знаниями;

- решение типовых задач, конструктивных задач.

- задачи на воссоздание образа модели  путем восприятия технического рисунка, чертежа и словесного описания ее особенностей. Сюда же относятся и «обратные» задачи, в которых необходимо на основе восприятия реального объекта (или по памяти) выполнить чертеж в трех проекциях;

- задачи, основанные на выполнении логических операций и создании нового образа, отличного от исходного, изображенного на чертеже. К этому типу относятся задачи на доконструирование, восполнение недостающего элемента и прочие;

- задачи, в которых требуется на основе восприятия и осмысления графических изображений установить причинно-следственные соотношения и зависимости, позволяющие сделать вывод о характере взаимодействия отдельных деталей какой-либо конструкции.

4. продуктивный

 

частично-умелая

деятельность

- отсутствие необходимости обращений к инструкциям преподавателя или методическим указаниям после выполнения нескольких однотипных действий, опираясь на ранее полученный  опыт;

- проговаривание и мысленное пояснение действия, операции, которую в данный момент студент осваивает;

- появление творческих элементов инженерно-графической деятельности.

6. продуктивный эвристический - автоматическое выполнение студентами отрабатываемого действия, даже мысленно не контролируя себя, автоматические профессионально-значимые умения;

- решение нетиповых творческих задач;

- овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

7. продуктивный высокоразвитый - решение проблемных задач, сложных конструктивно-технических задач с применением различных средств САПР и различными вариантами;

- овладение профессионально-значимыми умениями на уровне профессиональной деятельности;

-  творческое использование различных профессионально-значимых умений в соединении с профессиональной активностью.

В качестве графических источников информации при составлении профессионально-ориентированного банка заданий нами использовались реальные производственные чертежи: лекальные кривые, применяемые в архитектуре; сопряжения,  используемые при проектировании архитектурных обломов, чертежи реальных топографических поверхностей из заданий по геодезии, чертежи металлических конструкций со сварными и клепаными соединениями, чертежи железобетонных и деревянных конструкций с болтовыми, шпилечными и винтовыми соединениями; архитектурно-планировочные решения реальных зданий и сооружений, представленные проектными организациями; чертежи мостов.


Библиографический список
  1. Лифанова О.А., Зелёный П.В. Графическая подготовка специалистов с высшим техническим образованием. Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (21 марта 2014 г.). Брест, 2014. – С. 49-51.
  2. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.
  3. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.
  4. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 1998. – 48 с.
  5. Дикман Л.Г. Организация, планирование строительным производством. Учебник для строительных вузов и фак. М., «Высш. школа», 1976. – 424 с.
  6. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение/ Отв. ред. Е.И.Игнатьев. Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. 1963. -368 с.


Все статьи автора «Чопова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: