УДК 168.522

ТЕМА ЛЮБВИ В ТРУДАХ И.Г. ГЕРДЕРА И П.А.СОРОКИНА

Коснырева Надежда Олеговна
Санкт-Петербургский Государственный Университет
студентка 5 курса, кафедра культурологии, институт философии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору трудов И.Г.Гердера и П.А.Сорокина, затрагивающих тему любви в контексте развития культуры. И.Г. Гердер первым попытался проанализировать феномен любви, оценить её влияние на культуру. П. А. Сорокин вводит понятие энергии неэгоистической любви, которая, по его мнению, является единственной силой, способной установить гармонию в мире.

Ключевые слова: биологическая форма любви, закон поляризации, Идеи к философии истории человечества, космически- онтологическая форма любви, любовный товар, негативная поляризация., позитивная поляризация, психологическая форма любви, Таинственная энергия любви, энергия неэгоистической любви


THE LOVE THEME IN WORKS OF J.G.HERDER AND P.A. SOROKIN

Kosnyreva Nadezhda Olegovna
Saint Petersburg State University
5-th year student, chair of cultural science, institute of philosophy

Abstract
This article contains a review of J.G. Herder`s and P.A.Sorokin`s works broaching a subject of love in the culture development context. J.G. Herder was the first who attempted to analyze the love phenomenon, to assess an impact of love on the culture. P.A.Sorokin introduces into practice a concept of unselfish love energy which in his opinion is the only power able to import harmony in the world.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Коснырева Н.О. Тема любви в трудах И.Г. Гердера и П.А.Сорокина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/41865 (дата обращения: 02.06.2017).

Испокон веков тема любви волновала умы человечества. Любовь воспевается, порицается, изучается, и уж точно никого не оставляет равнодушным. Пожалуй, отношение всего мира к любви можно выразить всего одной фразой из известной песни британской группы «The Beatles»: «All you need is love» («Все, что тебе нужно, – это любовь»).

Тему любви не обошли стороной и культурологи. В своих трудах они попытались оценить влияние любви на культуру, определить ее функции.

И.Г. Гердер (1744 – 1803) был одним из первых культурологов, который признал значение любви в развитии мировой культуры. В своем монументальном труде «Идеи к философии истории человечества»  автор подчеркивает всесильность любви, называя ее «самым могучим движущим средством во всем сотворенном мире» [1, c.215].

Самым прекрасным выражением любви Гердер считает любовь матери: «Сладкая материнская любовь, которой наделила природа женщину; она, можно сказать, не зависит от холодного ума и далека от корыстного желания награды. Не потому любит мать свое дитя, что оно заслуживает любви, а потому что дитя — это живая часть ее существа, дитя ее сердца, отпечаток ее природы. Потому горе ребенка переворачивает все нутро ей, и сердце бьется сильнее, когда она видит счастье ребенка» [1, c.217]. Материнская любовь побеждает инстинкт самосохранения. Известны многочисленные истории, когда мать ценой своей жизни спасала свое дитя, уподобляясь волчице, которая под прицелом ружей уводит охотников от логова с детенышами. Автор утверждает, что такая любовь присуща всем неиспорченным народам земли, «климат все меняет, но этого изменить он не в силах» [1, c.217]. И, действительно, нет ни одного народа, где не было бы культа матери. Во всех уголках Земли находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Эти изображения условно называют «венерами». Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, это органы деторождения и кормления. Слово «мама» не только присутствует во всех языках мира, но и во всех языках имеет сходное звучание. Так немцы зовут маму «mutter», итальянцы «madre»,  испанцы «mama», португальцы «mae», татары «әни», монголы «ээж».

Гердер подчеркивает значение романтической любви женщины, которая «проливает бальзам на душу женщины, служит наградой для мужчины, вдохновляет его» [1, c.217]. Такая любовь воодушевляет и окрыляет мужчину, вызывая своеобразную борьбу  с самим собой и соперниками. В то же время эта любовь скрашивает трудную, подчас безрадостную, жизнь женщины.

Добродетелью мужчины Гердер называет любовь к детям. Отец воспитывает сына, передает ему свои знания и умения, он любит в нем самого себя. Посредством такого воспитания от отца к сыну непрерывно передаются все преимущества и предрассудки родов и племен людей. По мнению автора, отцовская любовь – «это основа чести рода и доблести рода на всей земле» [1, c.219]. Ведь отец учит сына любить и защищать свою родину, свое племя, своих предков.

Еще одна добродетель мужчины – это дружба или вечный союз любви. Друзья поддерживают друг друга, не оставляют ни в беде, ни в радости. Представления о дружеской любви, о ее роли в жизни человека у всех народов практически одинаковы, что доказывают многочисленные пословицы и поговорки о настоящей дружбе. Греки утверждали, что друг нужнее, чем огонь и вода. Адыгская  пословица учит, что дружба людей — неприступная вечная крепость.

Автор выделяет не только положительное значение любви. Так романтическая любовь к женщине стала «первой критической точкой в истории человеческого рода, точкой, от которой разошлись затем в разные концы пути племен и народов» [1, c.215]. Пожалуй, более ярким доказательством этого утверждения можно назвать Троянскую войну, поводом к которой послужило предательство прекрасной Елены. С чувств обиженной задетой дружбы, оскорбленной чести рода разгорались, по мнению Гердера, самые кровопролитные междуусобные войны. Так Столетняя война началась из-за притязаний англичан на французский престол и повлекла за собой огромный урон для обеих стран.

Любовь в учении И.Г. Гердера – это великая необъяснимая сила, которая может принести не только пользу, но и вред.

Почти через 150 лет П.А. Сорокин (1889 – 1968) в своей статье «Таинственная энергия любви» подверг любовь более детальному изучению.  Автор утверждает, что именно энергия неэгоистической любви, а не демократия, образование, религия, сможет предотвратить будущие войны, установить гармонию в мире.

Автор выделяет три формы любви: космически- онтологическую, биологическую и психологическую. В первой форме любовь – это «космическая сила, которая противодействует хаосу, объединяет то, что разделяется враждой, строит то, что разрушается разладом, создает и поддерживает великий порядок во всем универсуме» [2, c.144].  В своей биологической форме любовь представлена как специфическое поведение живых организмов, пытающихся сознательно или под действием инстинктов быть полезными другим организмам. Психологическая форма любви – это внешнее поведение и социальное отношение, возникшие под влиянием подлинного альтруистического переживания, которое появляется, когда внутреннее «я» стремится к полному слиянию с любимым, когда любимый воспринимается, как высшая ценность.  Такая форма любви участвует «во всех взаимодействиях между двумя и более субъектами, где ценности одного разделяются и поддерживаются другими» [2, c.146]. Качествами психологической формы любви являются симпатия, сочувствие, доброта, дружба, преданность, восхищение.

Измерить альтруистическую любовь очень сложно, любой результат измерения будет поверхностным и необъективным. П.А. Сорокин предлагает измерять любовь по интенсивности, экстенсивности, длительности, чистоте и адекватности целей.

Автор разделяет любовь на два вида: «эрос» и «агапе». Согласно концепции любви «эрос», субъект, который не любит себя, не может любить и никого другого. «Агапе» – любовь неэгоистическая и самоотверженная, такая любовь не требует ответного чувства. «Эрос» любит за достоинства и добродетель, «агапе» же творит их сама.

По мнению П.А. Сорокина, неэгоистическая любовь – это «гигантская созидательная восстанавливающая и терапевтическая сила» [2, c.146].

Так очень важна биологическая сторона любви. Без нее была бы невозможна сама жизнь. Ведь именно благодаря любви происходит постоянное половое воспроизводство живых организмов и последующая родительская забота о потомке. Не стоит забывать и про стадный инстинкт, который выражается в постоянной взаимопомощи.

Любовь – гарантия долголетия и хорошего здоровья. По статистике женатые мужчины живут дольше, чем холостяки. Зачастую отсутствие любви и заботы приводит человека к самоубийству.

Любовь играет одну из главных ролей в воспитании, она является витамином для здорового роста ребенка. «Любовь не только лечит и оживляет ум и организм индивида, но также проявляет себя как решающий фактор благополучия и развития индивида» [2, c.149]. Научно доказано, что дети, лишенные любви и ласки, часто не находят свое место в жизни, становятся маргиналами.

Велико воздействие любви и на культурную жизнь общества. «Сила любви проникла и воплотилась в феноменах всех пяти искусств» [2, c.150]. Любое произведение, будь то картина знаменитого художника или шлягер популярного певца, так или иначе, повествует о любви во всех ее выражениях.

Но не стоит забывать, что статья «Таинственная энергия любви» явилась своеобразным ответом на горькие события европейской истории начала XX века: Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, Великую депрессию, поэтому главной функцией любви автор признает ее способность остановить войну и ограничить катастрофы. П.А. Сорокин считает, что любовь – наилучший гаситель межчеловеческой агрессии, вражды и борьбы. «Любовь порождает любовь, ненависть рождает ненависть» [2, c.151]. И ненависть, и любовь – это своеобразный бумеранг, который всегда возвращается к своему отправителю с утроенной силой. Сила любви по своей величине равна силе ненависти, но результаты их деятельности не равны. Само человечество должно решить, какой ответ оно хочет получить. Бесполезно пытаться добиться благополучия насилием, истинное благо можно получить только посредством любви. Насилие и разрушение же не окупается никогда.

Только любовь, по мнению автора, может спасти человечество от неминуемой гибели. Поэтому первостепенной задачей современного общества является производство, накопление и распределение энергии любви. «Любовный товар» – самый необходимый, предмет потребления, без которого никакие другие товары не могут быть получены в изобилии. Любовь производится косвенно, случайно, спонтанно и естественно. Изобретателями любовной продукции автор называет всех великих апостолов любви и моральных наставников человечества, многих великих религиозных деятелей, творцов в области истины и истинной красоты, семью, друзей, школу.

Для того чтобы увеличить количество любви, П.А.Сорокин предлагает создавать как можно больше творческих героев любви, истины и красоты, распространять любовь с помощью культуры, социальных групп и институтов среди обычных людей. Инструментами введения энергии любви в массы являются правильное воспитание, формирование полезных привычек, наказание и поощрение, научная демонстрация, стимулирование творчества.

В своей статье П.А. Сорокин формулирует закон поляризации, согласно которому «в зависимости от типа личности разочарования и неудачи вызывают противодействие и преодолеваются часто посредством возросшего творческого усилия, а часто посредством самоубийства, жестокости, эгоизма» [2, c.157].  Так в темные века раздробленности Италии в один год родились два известных деятеля: Микеланджело Буонаротти, известный как величайший мастер эпохи Ренессанса, и Чезаре Борджиа, прозванный в народе убийцей и душегубцем за многочисленные злодеяния. То же  происходит и в массовом масштабе.

Автор утверждает, что гигантская борьба между силами позитивной и негативной поляризации – это подлинная судьбоносная борьба нашего века, в которой человечеству может помочь только таинственная, еще совсем мало изученная энергия любви. И если в этом конфликте победит позитивная поляризация, то с обществом все будет в порядке, если же верх одержат силы негативной поляризации, то будущее мира станет мрачным и бесперспективным.

И И.Г. Гердер, и П.А. Сорокин утверждают, что любовь – это самая великая сила на Земле, равной которой нет. Ее значительное влияние на культуру неоспоримо.  Для П.А. Сорокина любовь является единственной панацеей от всех бед общества, исключительно положительной силой. И.Г. Гердер же подчеркивает, что любовь может нести  как позитивные, так и негативные последствия.


Библиографический список
  1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества– М.: Наука, 1977.
  2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. №9


Все статьи автора «Надежда Коснырева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: