УДК 795.411(07)

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию влияния игрового и соревновательного методов на уровень физической подготовленности юных гимнасток. Результаты собственных исследований свидетельствуют об эффективности предложенных методов. Полученные данные могут быть использованы тренерами детско-юношеских школ в работе с юными спортсменами.

Ключевые слова: игровой и соревновательный методы, физическая подготовленность, художественная гимнастика, эффективность, юные спортсменки


THE INFLUENCE OF PLAY AND COMPETITIVE METHODS ON THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG ATHLETES IN ARTISTIC GYMNASTICS

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport

Abstract
This article is devoted to the study of the influence of play and competitive methods on the level of physical preparedness of young gymnasts. The results of our research demonstrated the effectiveness of the proposed methods. The findings can be used by coaches of Junior schools in working with young athletes.

Keywords: artistic gymnastics, efficiency, games and competitive methods, physical training, young athletes


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Влияние игрового и соревновательного методов на уровень физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/41808 (дата обращения: 01.10.2017).

Актуальность. На протяжении многих лет отечественная художественная гимнастика занимает лидирующее положение в мире. Сохранение передовых позиций требует постоянного совершенствования учебно-тренировочного процесса и поиска новых средств в подготовке спортивного резерва. Реалии современного спорта таковы, что в занятия художественной гимнастикой вовлекаются девочки пяти-шестилетнего возраста. Как растущая личность, как целостный индивид они проходят становление и развитие, постепенно накапливая свои чисто человеческие богатства. Тренеру постоянно надо искать и находить различные доступные любому специалисту средства, с помощью которых можно развивать в юной гимнастке эти общечеловеческие богатства. На наш взгляд игровой метод в дополнении с соревновательным и является таким эффективным методом. К сожалению такой аспект рассмотрения игры и соревнования не получил пока достаточного развития, что снижает возможность реализации всех полезных функций игры и соревнования. Рассматриваемая нами методика приобретает особую актуальность в процессе подготовки юных гимнасток [1; 2, №5-2 (37), С. 35; 3].

Целью настоящего исследования явилось исследование влияния игрового и соревновательного методов на уровень физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике.

Материал и методы исследования. Для реализации поставленных задач нами был проведен педагогический эксперимент на базе детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) города Заречный Пензенской области. В этом эксперименте принимали участие гимнастки из группы начальной подготовки шести-семилетнего возраста, составившие две однородные экспериментальные группы по десять гимнасток в каждой. Для составления опытной и контрольной групп было проведено предварительное тестирование. По результатам этого тестирования было констатировано, что группы являются однородными по уровню физической подготовленности и степени овладения двигательными умениями и навыками (p<0,05). В ходе исследования экспериментальные группы занимались по программе для ДЮСШ. Особенность работы в группах заключалась в различии методики обучения [2, №5-2 (37), С. 35; 4].

В педагогической практике разделение игрового и соревновательного методов на отдельные группы по определенным признакам облегчает подбор материала для решения более простых или сложных задач. В большинстве случаев при создании такого рода схем исходят из двух различных критериев. Во-первых, из самой игры, и, во-вторых, из субъекта игры и игрока. Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокие достижения. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно распространено в младшем школьном возрасте [3; 5; 6, №2]. Более того, практика показала, что хорошо подобранные и правильно дозированные игровые и соревновательные упражнения благотворно влияют не только на развитие физических качеств гимнасток, но и улучшают качество выполнения упражнений [2; 7].

Определение уровня физической подготовленности юных гимнасток проводилось за время эксперимента дважды. По результатам тестирования выявлялись также темпы роста спортивных результатов. В качестве контрольных упражнений были выбраны наиболее сложные по технике двигательные действия на гибкость, быстроту и координацию: мост, шпагат, вертикальное равновесие, бег со скакалкой, прокруты со скакалкой. Испытания проводились после стандартной разминки (хореография). На каждом контрольном упражнении гимнастка получала по две попытки. Экспертная комиссия, состоящая из трех человек, визуально оценивала технику выполнения каждого двигательного действия, фиксируя количество грубых ошибок и проводя оценку техники выполнения двигательного действия по пятибалльной системе. Учитывался лучший из двух попыток результат. При определении качества освоения двигательных умений и навыков использовались результаты официальных городских соревнований, на которых гимнастки выполняли четыре вида программы: упражнение без предмета, упражнения с обручем, скакалкой и мячом. Судейская бригада оценивала технику выполнения упражнений по официальным правилам соревнований в художественной гимнастике.

Полученные результаты. К началу педагогического эксперимента участницы опытной и контрольной групп не имели достоверных различий по уровню физической подготовленности. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что используемая нами методика применения игрового и соревновательного методов в тренировочном процессе позволила повысить эффективность процесса освоения двигательных умений и навыков и улучшить физическую подготовленность спортсменок. Об этом свидетельствовали результаты, полученные в конце педагогического эксперимента (табл.1).

Таблица 1. Динамика показателей физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике

Название

 двигательных

действий

Этапы

эксперимента

Опытная

группа

M±m

p1

Контрольная

группа

M±m

p2

p3

«Мост»

Начало

Конец

3,0±0,3

4,2±0,2

<0,05

3,4±0,2

3,5±0,2

>0,05

>0,05

<0,05

«Шпагат»

Начало

Конец

3,4±0,4

4,9±0,1

<0,01

3,5±0,3

3,6±0,2

>0,05

>0,05

<0,01

«Вертикальное

равновесие»

Начало

Конец

3,4±0,3

4,4±0,2

<0,05

3,3±0,3

3,6±0,2

>0,05

>0,05

<0,05

«Бег

со скакалкой»

Начало

Конец

2,5±0,4

4,4±0,2

<0,01

2,5±0,4

4,0±0,2

>0,05

>0,05

>0,05

«Прокрутка со скакалкой»

Начало

Конец

2,7±0,4

4,6±0,2

<0,01

2,6±0,4

2,8±0,2

>0,05

>0,05

<0,01

Примечание: p1, p2 ‒ достоверность различий внутри экспериментальных групп;

p3 ‒ достоверность различий между группами

В большинстве показателей наблюдались статистически достоверные различия в пользу опытной группы. В тесте бега со скакалкой достоверных различий между показателями опытной и контрольной групп получено не было (р>0,05), однако при этом наблюдалась тенденция к повышению результата как в опытной, так и в контрольной группе. Для исследования эффективности применения предложенной методики нами был выбран тест «бег со скакалкой» потому, что в нем отражена способность эффективно использовать имеющийся двигательный потенциал, а также соответствие двигательного действия задаче сохранения скорости бега.

Достоверные различия между опытной и контрольной группой были выявлены в показателях, определяющих уровень развития гибкости: мост (p<0,05), шпагат (p<0,05) и прокруты со скакалкой (p<0,05), а также в показателе, определяющем уровень развития координации-равновесия (p<0,05).

Полученные результаты можно объяснить тем, что в процессе обучения и развития двигательных качеств в условиях игровой и соревновательной деятельности у гимнасток формируется способность согласовывать выполнение двигательных действий с условиями их выполнения, что, безусловно, способствует повышению практической ценности приобретаемого детьми двигательного потенциала.

Выводы. В системе подготовки юных гимнасток игровой метод преимущественно используется в виде традиционных подвижных игр, а соревновательный ‒ в виде соревнования на качественный или количественный результат, что не реализует всех возможностей этих методов. На эффективность использования этих методов для развития двигательных качеств в нашем исследовании указали 60% опрошенных тренеров. Применение игрового и соревновательного методов подтвердили наше предположение об эффективности их применения для улучшения уровня физической подготовленности юных гимнасток.


Библиографический список
  1. Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1987. – 165 с.
  2. Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эффективность использования игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике // Современные научные исследования и иновации. 2014. ‒ №5-2 (37). ‒ С. 35.
  3. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры – М., Дрофа, 2003. – 56 с.
  4. Белоусова И.Б., Макаренко В.К Комплексные методики диагностики и оценки функционального состояния спортсменов // Наука и образование в ХХI веке: Сб. науч. тр. по матер. Междун. научн.-прак. конф. ‒ Мин-во обр. и науки. М.: «АР-Консалт», 2014 г. – ч. 1. ‒ 80 с.
  5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры – М., Академия, 2012 .– 400 с.
  6. Куцаев В.В. Спортивные конкурсы и соревнования // Физическая культура в школе. 2006 .– №2.
  7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании – М., Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: