УДК 62-597

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ МАКРОГЕОМЕТРИИ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Захаров Юрий Альбертович1, Шарагин Алексей Евгеньевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
В статье анализируется роль технического состояния тормозной системы, в частности тормозных дисков, в обеспечении технической готовности и безопасности эксплуатации автомобилей. Рассмотрено влияние тормозных дисков на управление современным автомобилем и работоспособность его штатных систем. Обоснована необходимость восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей и актуальность работ по совершенствованию технических средств для реализации такого восстановления.

Ключевые слова: безопасность движения, восстановление, мacrogeometry, макрогеометрия, степень износа, тормозная система, тормозной диск, тормозной путь


JUSTIFICATION OF RELEVANCE OF WORKS ON RECOVERY OF MACROGEOMETRY OF BRAKE DISKS OF CARS

Zakharov Yury Albertovich1, Sharagin Alexey Evgenyevich2
1Penza state university of architecture and construction, candidate technical science, associate professor
2Penza state university of architecture and construction, student

Abstract
In article the role of technical condition of brake system, in particular brake disks, in ensuring technical readiness and safety of operation of cars is analyzed. Influence of brake disks on control of the modern car and operability of its regular systems is considered. Need of recovery of macrogeometry of brake disks of cars and relevance of works on improvement of technical means for realization of such restoration is proved.

Keywords: brake disk, brake system, brake way, restoration, traffic safety, wear degree


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Захаров Ю.А., Шарагин А.Е. Обоснование актуальности работ по восстановлению макрогеометрии тормозных дисков автомобилей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46165 (дата обращения: 29.09.2017).

Тормозная система является одной из наиболее важных систем управления и обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. Эта система относится к системам активной безопасности автомобиля и при появлении, каких либо дефектов тормозной системы эксплуатация автомобиля запрещается вплоть до их устранения. Кроме того, тормозная система современного автомобиля тесно взаимосвязана с другими штатными системами активной безопасности автомобиля, обеспечивающими безопасное и комфортное управление [1-3].

К таким системам относят:

1)  антиблокировочную систему (ABS), антипробуксовочную систему (ASR, ASC, A-TRAC, DSA, DTC, ETC, ETS, STC, TCS, TRC – в зависимости от производителя автомобиля);

2)  систему курсовой устойчивости (ESP, ESC, DSC, DTSC, VSA, VSC, VDC);

3)  систему распределения тормозных усилий (EBD, EBV);

4)  систему экстренного торможения (BA, BAS, EBA, AFU);

5)  систему обнаружения пешеходов (Pedestrian Detection System, Advanced Pedestrian Detection System, EyeSight);

6)  систему электронной блокировки дифференциала (EDS).

Кроме систем активной безопасности с тормозной системой тесно увязаны, так называемые, вспомогательные системы активной безопасности (ассистенты), которые помогают водителю при вождении, используя при этом тормозную систему и рулевое управление автомобиля.

К таким системам относят: парковочную систему; систему кругового обзора; адаптивный круиз-контроль; систему аварийного рулевого управления; систему помощи движению по полосе; систему помощи при перестроении; автомобильную систему ночного видения; систему распознавания дорожных знаков; систему контроля усталости водителя; систему помощи при спуске; систему помощи при подъеме и другие системы.

Таким образом, от тормозной системы зависит работа множества основных и вспомогательных систем безопасности автомобиля, соответственно обеспечение надлежащего технического состояния тормозной системы является весьма актуальной задачей авторемонтного производства.

Тормозная система современного автомобиля в общем случае включает в себя несколько подсистем – механическую (тросы, тяги, тормозные диски и барабаны, суппорта, тормозные колодки и т.д.), гидравлическую и (или) пневматическую (гидравлические и вакуумные усилители,  тормозные цилиндры, распределители, трубопроводы и т.д.), электронную (блоки управления, контрольные датчики, сигнализаторы и т.д.). Соответственно, все они взаимосвязаны и имеют свои специфические дефекты, образующиеся при эксплуатации автомобиля.

Особое место в тормозной системе занимает механическая составляющая, элементы которой подвержены максимальным нагрузкам и получают наибольшие повреждения и износ при эксплуатации. Как правило, деталям механической части тормозной системы присущи такие эксплуатационные дефекты, как трещины, сколы, коробление (нарушение макрогеометрии), износ рабочих поверхностей. Очень распространённым дефектом тормозной системы является нарушение макрогеометрии тормозных дисков, ввиду интенсивного изнашивания рабочих поверхностей и коробления из-за цикличного нагрева-охлаждения.

В процессе эксплуатации автомобиля тормозные диски изнашиваются от трения с антифрикционными накладками тормозных колодок. Величина этого изнашивания зависит от условий эксплуатации автомобиля, от класса автомобиля и от квалификации водителя. В конечном итоге наступает такой момент, когда выработка рабочей поверхности тормозного диска достигает критических значений (1-2 мм на сторону) и дальнейшая эксплуатация автомобиля становится не безлопастной. Изнашивание рабочих поверхностей приводит к уменьшению толщины тормозного диска, его ослаблению, снижению эффективности взаимодействия с тормозными колодками, появлению бурта по краям зоны изнашивания, появлению скрипов при торможении и увеличению вероятности коробления дисков.

Вместе с изнашиванием рабочих поверхностей при эксплуатации возникает нарушение их плоскостей, вызываемое короблением под воздействием температуры и нагружения. Такое коробление очень часто возникает в режиме городской эксплуатации автомобиля, когда происходят частые интенсивные торможения, влекущие за собой перегрев тормозных дисков. А если автомобиль с перегретыми тормозными дисками преодолевает водную преграду (лужи, ручьи и т.д.), то в результате резкого охлаждения коробление практически неминуемо. Также и при эксплуатации в зимний период происходит частая смена температуры тормозных дисков от интенсивного нагрева при торможении (зимой водители значительно чаще используют тормоза, опасаясь заносов и скольжения) до, не менее интенсивного, охлаждения окружающей средой [4].

Кроме того, при эксплуатации автомобилей возникает микродеформация тормозных дисков от ударных нагрузок, передающихся от дорожного покрытия через связующие элементы (колесо, ступичный подшипник, ступица).

В результате деформаций и коробления рабочие поверхности становятся волнообразными, что приводит к изменению работы всей тормозной системы. При этом уменьшается площадь контакта рабочих поверхностей диска с антифрикционными накладками тормозных колодок, возникают вибрации, предающиеся на все рулевое управление и автомобиль в целом, происходит ускоренный износ накладок тормозных колодок, снижается эффективность и равномерность торможения автомобиля, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на безопасности эксплуатации автомобиля.

В современном автомобилестроении к макрогеометрии тормозных дисков автомобилей предъявляются весьма строгие требования: отклонения от плоскости рабочих поверхностей тормозного диска не более 0,1 мм, а боковое биение допускается не более 0,05 мм [3]. Такие высокие требования обусловлены все возрастающими требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, увеличением скоростных режимов, мощностей и совершенствованием систем управления автомобилем.

От состояния макрогеометрии тормозных дисков автомобилей напрямую зависит эффективность и надежность работы всей тормозной системы, а также других основных и вспомогательных систем активной безопасности. Эти системы в своей работе используют данные датчиков, показания которых, в основном, зависят от эффективности взаимодействия пары трения тормозной диск – тормозные колодки. От этого зависит точность и своевременность срабатывание этих систем безопасности, слаженность их взаимодействия, эффективность каждой системы в отдельности и управляемость автомобиля в целом, будут эти системы помогать водителю или создавать помехи и, в конечном итоге, скажется на безопасности и долговечности автомобиля.

Таким образом, нарушение макрогеометрии тормозных дисков ведет к снижению безопасности управления автомобилем, преждевременному износу элементов тормозной системы, отрицательно сказывается на работе остальных штатных систем активной безопасности современного автомобиля. Соответственно работы по предотвращению появления и устранению появившихся дефектов макрогеометрии тормозных дисков автомобилей является актуальной задачей.

Устранение дефектов макрогеометрии тормозных дисков автомобилей возможно при небольших значениях отклонений от нормы. При достижении критических значений износа рабочих поверхностей, а также при  сильном короблении диска, восстановление технически исправного состояния невозможно или не рационально (не рентабельно). В авторемонтном производстве для восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей применяются, в основном,  технологии и оборудование, позволяющее устранить дефекты при помощи механической обработки (снятия слоя материала).

Несмотря на то, что при снятии слоя материала с рабочих поверхностей тормозного диска происходит снижение общей прочности ресурс тормозного диска (и тормозных колодок) при этом увеличивается ввиду устранения отрицательного воздействия дефектов макрогеометрии диска на все системы активной безопасности и восстановления эффективности их работы.

Механическая обработка осуществляется, как правило, на металлорежущем оборудовании с применением специализированных приспособлений или на специальных станках, предназначенных только для таких операций. Основной проблемой такого оборудования и приспособлений является обеспечение требуемой геометрической точности механической обработки тормозных дисков. Для этого прибегают к позиционированию обрабатываемых дисков относительно базовых поверхностей. Точного позиционирования и механической обработки тормозных дисков добиваются применением разнообразных средств и систем измерения, начиная от механических (индикаторные головки) до электронных, световых и их комбинации. Существуют даже устройства позволяющие проводить механическую обработку тормозных дисков непосредственно на автомобиле, без демонтажа дисков со ступицы.

Основными направлениями совершенствования оборудования для восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей является повышение точности обработки, снижение отрицательного воздействия такой обработки на ресурс дисков, повышение производительности технологического процесса обработки, снижение трудоёмкости и себестоимости восстановления макрогеометрии тормозных дисков.

Исходя из выше изложенного, заключаем – восстановление макрогеометрии тормозных дисков и совершенствование оборудования для его реализации является актуальной задачей авторемонтного производства на сегодняшний день.


Библиографический список
  1. Захаров, Ю.А. Восстановление металлизацией деталей транспортно-технологических машин и комплексов [Текст] / Захаров, Е.В. Ремизов, Г.А. Мусатов // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 199-201.
  2. Голубев, И.Г. Мониторинг технологических процессов восстановления деталей [Текст] / И.Г. Голубев, В.В. Быков, А.Н. Батищев, В.В. Серебровский, И.А. Спицын, Ю.А. Захаров //  Технический сервис в лесном комплексе / Сб. материалов. науч.-практ. конф. – Москва: МГУЛ, 2000.– С.31.
  3. Родионов, Ю.В. Производственно-техническая инфраструктура и основы проектирования станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий: учебное пособие [текст] / Ю.В. Родионов. – Пенза: ПГУАС, 2012. – 267 с.
  4. Рылякин, Е.Г. Влияние эксплуатационных факторов на изменение надежности гидроагрегатов мобильных машин [Текст] / Е.Г. Рылякин // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 247-249.


Все статьи автора «Захаров Юрий Альбертович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: