ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАКРОГЕОМЕТРИИ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Захаров Юрий Альбертович1, Шарагин Алексей Евгеньевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
В настоящее время авторемонтное производство располагает разнообразным оборудованием для восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей. Каждое их устройств имеет свои достоинства и недостатки. В статье приводится анализ основного оборудования для проточки тормозных дисков автомобилей.

Ключевые слова: безопасность движения, восстановление, мacrogeometry, макрогеометрия, проточка, тормозная система, тормозной диск


EQUIPMENT FOR RECOVERY OF MACROGEOMETRY OF BRAKE DISKS OF CARS

Zakharov Yury Albertovich1, Sharagin Alexey Evgenyevich2
1Penza state university of architecture and construction, candidate technical science, associate professor
2Penza state university of architecture and construction, student

Abstract
Currently Workshop production of a variety of equipment to restore macrogeometry disc brake cars. Each device has its own advantages and disadvantages. The article provides an analysis of the main equipment for grooving brake disks cars.

Keywords: brake disc, brake system, groove, recovery., safety


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Захаров Ю.А., Шарагин А.Е. Оборудование для восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/46156 (дата обращения: 10.04.2024).

Современный автомобиль становится все более безопасным. Этому способствует наличие в конструкции автомобиля систем активной и пассивной безопасности, которые помогают водителю контролировать движение автомобиля в штатных и в нештатных ситуациях, активно вмешиваясь в системы управления. Ни один автомобиль не может быть допущен к эксплуатации с неисправными системами управления [1]. К таким системам относят тормозную систему автомобиля и рулевое управление.

Как известно, современные автомобили все чаще оснащаются высокотехнологичными основными и вспомогательными системами активной безопасности, обеспечивающими контроль над поведением автомобиля, реагируя на действия водителя и окружающей его обстановки. Все эти системы тесно связаны и зависят от тормозной системы автомобиля и рулевого управления.

Техническое состояние тормозной системы определяет эффективность управления автомобилем, его безопасность и четкость работы остальных систем, таких как: антиблокировочная система, антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий и так далее.

Необходимость обеспечения требуемого технического состояния тормозной системы не вызывает сомнения, в том числе, необходимость восстановления макрогеометрии тормозных дисков и барабанов, работающих в паре с тормозными колодками.

Макрогеометрия тормозного диска автомобиля подразумевает такие геометрические параметры как отклонение плоскости рабочей поверхности и биение диска относительно оси вращения ступицы, а также изменение его толщины ввиду изнашивания во время эксплуатации. Отклонение этих параметров от заданных производителем влечет к резкому снижению эффективности не только тормозной системы автомобиля, но и к сбоям в работе остальных систем активной безопасности и управления. Кроме того, это приводит к повышенному износу антифрикционных накладок тормозных колодок, возникновению вибраций, как на колесах автомобиля, так и на рулевом колесе, а также снижению равномерности торможения автомобиля в целом [2].

Авторемонтное производство располагает оборудованием для устранения дефектов макрогеометрии тормозных дисков с помощью проточки рабочих поверхностей. Все эти устройства условно можно разделить на три группы: стационарные универсальные стенды, приспособления для металлорежущих станков и мобильные устройства.

Стационарные устройства (стенды) служат для восстановления макрогеометрии тормозных дисков и барабанов широкого номенклатурного ряда в достаточно большом диапазоне. Их отличительной особенностью является стационарное расположение, достаточно большие габариты и вес, возможность обрабатывать несколько деталей одновременно, возможность обработки крупногабаритных тяжелых тормозных дисков и барабанов.

Представителем стационарных устройств является станок для проточки тормозных дисков, барабанов COMEC TR1500 (рис. 1) [3].

Рисунок 1 – Станок COMEC TR1500 для проточки тормозных дисков, барабанов

Данное станок представляет собой самостоятельное устройство, имеющее собственный привод, режущий и контролирующий инструмент, управляющую станцию и способен обрабатывать детали крупных размеров и большой массы.

Известен также стационарный станок TR450. Это также станок для проточки (восстановления) тормозных дисков и барабанов (рис. 2).

Рисунок 2 – Станок TR450 для проточки тормозных дисков и барабанов

Станок также отличается стационарным расположением, имеет собственный привод, суппорт с режущим инструментом и пульт управления.

Достоинствами стационарных устройств является возможность обработки деталей различных типоразмеров, требующих достаточно большого усилия резания.

К недостаткам можно отнести большую металлоемкость, габаритные размеры и массу, а, следовательно, высокую стоимость таких устройств.

Помимо стационарных устройств достаточно широкое применение находят устройства, приспособления или технологическая оснастка для металлорежущих станков, позволяющая на стандартном токарно-винторезном станке осуществлять механическую обработку (проточку) тормозных дисков с целью восстановления макрогеометрии.

Такие устройства, как правило, представляют собой простые конструкции, которые монтируют в резцедержатель токарно-винторезного станка (рис. 3).

Рисунок 3 – Проточка тормозных дисков

Обработка диска проводится либо одновременно с двух сторон, либо по очереди с одной установки детали. Возможна проточка диска без применения специальной оснастки для станков, но при этом точность обработки несколько снижается.

Преимущества таких устройств – простота и дешевизна конструкции, применение более высоких скоростей резания, что положительно сказывается на чистоте получаемой поверхности, возможность проведения такой обработки не на специализированном предприятии. К недостаткам относят отсутствие возможности одновременной обработки нескольких дисков и дополнительная загрузка неспециализированного оборудования.

Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются мобильные устройства для механической обработки тормозных дисков непосредственно на автомобиле без демонтажа со ступицы колеса (рис. 4, 5).

Подобные устройства позволяют осуществлять механическую обработку тормозных дисков прямо на автомобиле, причем, получаемый результат не уступает по качеству и точности предыдущим устройствам. Мобильные устройства позволяют также обрабатывать тормозные диски, демонтированные с автомобиля (рисунок 4). Устройства могут бать в «ручном» исполнении и на мобильных подставках (штативах, тележка и т.д.).

Достоинства таких устройств это мобильность, а к недостаткам можно отнести затруднение обработки дисков больших типоразмеров и масс.

Рисунок 4 – Станок TD 302 (TD332M) фирмы Comec для проточки тормозных дисков легковых автомобилей без снятия с автомобиля

Рисунок 5 – Установка PRO-CUT для проточки тормозных дисков без снятия с автомобиля 

Таким образом, авторемонтное производство в достатке оснащено оборудованием для восстановления макрогеометрии тормозных дисков автомобилей путем механической обработки (проточки). При этом наиболее перспективными устройствами являются мобильные установки и станки, позволяющие обрабатывать тормозные диски непосредственно на автомобиле без демонтажа со ступиц колес.


Библиографический список
  1. Голубев, И.Г. Мониторинг технологических процессов восстановления деталей [Текст] / И.Г. Голубев, В.В. Быков, А.Н. Батищев, В.В. Серебровский, И.А. Спицын, Ю.А. Захаров //  Технический сервис в лесном комплексе / Сб. материалов. науч.-практ. конф. – Москва: МГУЛ, 2000.– С.31.
  2. Родионов, Ю.В. Производственно-техническая инфраструктура и основы проектирования станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий: учебное пособие [текст] / Ю.В. Родионов. – Пенза: ПГУАС, 2012. – 267 с.
  3. Станки для ремонта элементов тормозной системы легковых автомобилей:  Специальные станки  [Электронный ресурс]. – КомплектСТО, 2007 — 2009. – URL:  http://narfu.ru/agtu/www.agtu.ru/fad08f5ab5ca9486942a52596ba6582elit.html (дата обращения: 28.01.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Захаров Юрий Альбертович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация