УДК 316.422

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА В АПК

Краснов Андрей Николаевич
ООО "МЕРА"

Аннотация
В статье описаны основные подходы к созданию математической модели жизненного цикла инновационного продукта. Определены этапы и результаты моделирования.

Ключевые слова: жизненный цикл инновации, инновация, процессный подход, экономико-математическое моделирование


METHODOLOGICAL APPROACH TO MODELING LIFE CYCLE OF PRODUCT INNOVATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Krasnov Andrey Nikolaevich
"MERA"

Abstract
The article describes the main approaches to building a mathematical model of the life cycle of product innovation. The stages and the simulation results.

Keywords: economic-mathematical modeling, innovation, innovation life cycle, process approach


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Краснов А.Н. Методологический подход к моделированию жизненного цикла инновационного продукта в АПК // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46139 (дата обращения: 29.09.2017).

Глобализация в современной экономике представляет собой сложный многофакторный процесс. Процессы глобализации затрагивают все сектора экономики, в том числе области агропромышленного комплекса (АПК) РФ и зарубежных стран и являются основным фактором в формировании эффективной инновационной структуры отрасли, обеспечивая реализацию инновационного потенциала территории и способствуя расширению инновационной деятельности [1].

Инновационные процессы в сельском хозяйстве происходят во времени, т.е., имеют начало и окончание, которые вместе представляют простейшие этапы жизненного цикла. Для того чтобы оценить перспективы развития предприятия агропромышленного комплекса, спланировать в течение определенного периода выпуск или приобретение инноваций, обеспечить качество планирования и анализа инновационной деятельности в будущем, предоставить информацию об этапе жизненного цикла инноваций и определить ее перспективы в будущем, необходимо смоделировать жизненный цикл инновации.

Методологической основой моделированияжизненного цикла инновационного продукта в АПК выступают существующие подходы: процессный подход, системный подход, ситуационный подход, экономико-математическое моделирование.

Процессный подход обеспечивает прозрачность всех операций, что позволяет анализировать возможные последствия сбоев на каждом этапе выполнения работ.

Для инновационного предприятия процессное управление сводится:

а) к ориентации на определенные потребительские свойства качества продукции и определение предела этих свойств;

б) к обеспечению потребительских свойств комплексом процессов, осуществляемых на предприятии по ограничительному критерию максимального соотношения эффекта к затратам.

На практике управление маркетинговой деятельностью инновационного предприятия агропромышленного комплекса осуществляется следующим образом: стратегические задачи ранжируются в соответствии с потребностями потребителя. Далее локальные цели оказывают влияние на процессы бюджетирования и планирования производства [2], затрат, финансовых результатов, которые доводятся до каждого подразделения предприятия, участвующего в инновационном процессе.

Стратегические и локальные цели агропромышленного предприятия ограничены рядом факторов: потребности потребителя ограничены их возможностями, а ресурсы предприятия их количеством. Здесь можно говорить о реализации ситуационного подхода при принятии решений о спецификации инновационного продукта и процессного подхода при формировании мероприятий по стимулированию спроса (сбытовая функция маркетинга). На всех этапах инновационного процесса маркетинговые службы координируют свои действия, их данные оказывают влияние на каждом этапе инновационного процесса. Поэтому можно говорить о двухсторонней связи между маркетинговыми мероприятиями и управлением инновационным процессом. Указанный тип взаимодействия отвечает системному подходу и находит свое отображение при реализации производственной функции маркетинга.

Таким образом, на практике основы моделирования жизненного цикла уже интегрированы в текущую деятельность, но их реализация осуществляется фрагментарно без учета взаимовлияния друг на друга. Сочетание подходов к моделированию жизненного цикла инновационного продукта в инновационном процессе с методами клиентоориентированного управления, позволяет представить комплекс экономико-математических моделей следующим образом:

  1. экономико-математическая модель планирования маркетинговой стратегии управления жизненным циклом инновационного продукта;

  2. экономико-математическая модель оценки эффективности внедрения маркетинговыхмероприятий в управлении жизненным циклом инновационного продукта;

  3. модель интегрированной системы маркетинг-ограничительного управления жизненным циклом инновационного продукта.

Методологической основой экономико-математической модели жизненного цикла инновационного продукта с учетом клиентоориентированности выступает моделирование неопределенности и риска инвестиционных вложений в разработку инновационного продукта. Результат реализации экономико-математической модели должен позволить:

- разрабатывать маркетинговые стратегии в зависимости от этапа жизненного цикла инновационного продукта;

- оценивать степень риска и неопределенности при выборе «производить дальше» или «снять с производства».

Методологической основой экономико-математической модели оценки эффективности внедрения маркетинговых мероприятий в управлении жизненным циклом инновационного продукта в АПК выступает сравнительная оценка полезности продукта, финансовых результатов и затрат в зависимости от этапа жизненного цикла.

Результат реализации экономико-математической модели должен позволить максимизировать прибыль предприятия на протяжении всего жизненного цикла.

Инструментом реализации данной модели являются методы агентного моделирования. Агентное моделирование – современная парадигма, позволяющая исследовать нетривиальное поведение сложных систем.

Мультиагентные технологии используются при создании гибких систем распределенной обработки информации. Средствами мультиагентных технологий решаются задачи интеграции разнородных исполнительных ресурсов, поисковые задачи и пр. В области моделирования и автоматизации бизнес;процессов на основе этих технологий создаются логистические системы, системы управления бизнес-процессами (BPMS-системы), корпоративные управляющие системы. В результате взаимодействия агентов возможно решение таких задач, как нахождение путей развития инновационных идей с учетом динамики изменения внешних условий, которые каждый агент по отдельности решить не в состоянии.

Такой выбор обусловлен тем, что встроенные в программные продукты инструменты агентного моделирования позволяют воспроизвести решение таких задач, как нахождение путей развития инновационных идей с учетом динамики изменения внешних и внутренних факторов на каждом этапе жизненного цикла инновационного продукта, которые каждый агент по отдельности решить не в состоянии. Необходимо отметить, что метод агентного моделирования поддерживает принципы ситуационногоуправления за счет возможности разработки различных вариантов маркетинговых мероприятий в зависимости от жизненного цикла инновационного продукта.

Методологической основой интегрированной модели системы маркетинг-ограничительного управления жизненным циклом инновационного продукта выступает системный подход, использование которого позволяет организационную структуру управления создавать таким образом, чтобы она учитывала интересы потребителя на каждом этапежизненного цикла инновационного продукта.

Результатом реализации интегрированной модели системы маркетинг-ограничительного управления жизненным циклом инновационного продукта является возможность обеспечения сбалансированности расходов на маркетинг и доходов, полученных от внедрения маркетинговых мероприятий.

Таким образом, в комплексе экономико-математических моделей жизненного цикла инновационного продукта (экономико-математическая модель неопределенности и риска при формировании маркетинговой стратегии управления жизненным циклом инновационного продукта, оценки эффективности их внедрения предприятиями, модель интегрированной системы управления жизненным циклом инновационного продукта) реализуются принципы процессного, системного, ситуационного подходов к управлению предприятием. Отсюда целесообразно указанные модели представить в рамках единой концепции, где каждой для каждой функции управления предприятием будет представлена соответствующая модель. 


Библиографический список
  1. Краснова Н.А. Прогнозирование и бюджетирование производственно-хозяйственной деятельности инновационного предприятия. – Novainfo.ru – #27, 2014, с.44-46
  2. Краснова Н.А. Инновационное развитие сельского хозяйства в зарубежных странах. – Novainfo.ru – #29, 2014, с.111-122


Все статьи автора «Краснов Андрей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: