УДК 332.122

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОЭЗ «АСТРАХАНЬ»

Лагуткина Марина Игоревна
Тюменская Государственная Академия Мировой Экономики, Управления и Права

Аннотация
Мировая практика показала успешность создания особых экономических зон, поэтому данный проект активно реализуется на территории РФ. Автор анализирует проблемы и перспективы создания особой экономической зоны «Астрахань». Целесообразным будет проанализировать и рассмотреть преимущества данной территории, экономическую ситуацию и сферы инвестирования.

Ключевые слова: инвестиции, особые экономические зоны, ОЭЗ «Астрахань», проблемы и перспективы, развитие


PERSPECTIVES AND PROBLEMS OF SEZ “ASTRAKHAN”

Lagutkina Marina Igorevna
Tyumen State Academy of World Economics, Management and Law

Abstract
World practice shows that the successful creation of special economic zones, and the project is being implemented on the territory of the Russian Federation. The author analyzes the problems and prospects of development of special economic zone "Astrakhan". The author wants to analyze and consider the benefits of this territory, the economic situation and investment areas.

Keywords: development, investment, problems and perspectives, SEZ “Astrakhan”, special economic zones


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лагуткина М.И. Перспективы и проблемы ОЭЗ «Астрахань» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45865 (дата обращения: 03.10.2017).

Особые экономические зоны (ОЭЗ) РФ играют большую роль для развития российской экономики и инструмент её диверсификации. Такие зоны позволяют продвигать отечественные продукты на международных рынках, путем привлечения инвесторов в приоритетные отрасли, предоставляя льготы и всю необходимую инфраструктуру.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона – часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. [1]

На сегодняшний момент в РФ осуществляют свою деятельность 30 ОЭЗ: 8 промышленно-производственных, 5 технико-внедренческих, 3 портовых, 12 туристско-рекреационных и 2 без определённого типа (Республика Крым и г. Севастополь). В особые экономические зоны РФ привлечено более 370 инвесторов из 28 стран мира.

Постановлением от 18 ноября 2014 года №1214 была создана особая экономическая зона «Астрахань» промышленно-производсвенного типа в Астраханской области, Нариманского района.

Необходимая инфраструктура будет создана за счёт бюджета Астраханской области в размере не менее 2455,2 млн рублей. Компании – потенциальные резиденты ОЭЗ готовы реализовать на её территории инвестиционные проекты с общим объёмом инвестиций 17 443,5 млн рублей.

Площадь территории ОЭЗ составит 9,8 кв км, в том числе площадь свободная для размещения производственных площадок резидентов 8,3 кв км. Проект предусматривает создание всей необходимой инфраструктуры: таможенные посты, подъездные  железнодорожные и автомобильные пути, сети и коммуникации.  Территория ОЭЗ  «Астрахань» – позволяет использовать возможности всех основных видов транспорта, доступных в регионе. В сорока минутах езды от ОЭЗ расположен международный аэропорт. Территория имеет автомобильное сообщение с трассой М6 Москва-Кашира-Астрахань, обустроен железнодорожный путь и причал для судов.

Налоговые льготы для резидентов: налог на прибыль будет уменьшен в 10 раз и составит 2%, налог на имущество 0% на 10 лет, налог на землю – 0% на 5 лет с момента регистрации права на земельный участок и транспортный налог 0% на 10 лет с момента регистрации транспортного средства.

Также в регионе доступны дешевые земельные ресурсы, что является важным фактором инвестиционной привлекательности. Все земельные участки, находящиеся в границах ОЭЗ, надлежащим образом уже оформлены и готовы к передаче в аренду или собственность, т.е. отсутствует необходимость проведения длительной процедуры оформления участка, что сэкономит время запуска проекта от 3-х до 6-ти месяцев. Резиденты зоны получают возможность выкупа или аренды земельных участков по цене значительно ниже, чем в среднем по стране. Заявка на создание данной ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории муниципального образования Наримановского район Астраханской области подготовлена в соответствии с установленными требованиями, представленными  Министерством экономического развития Российской Федерации. [5]

Создание ОЭЗ направлено на укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе, сотрудничество со странами Прикаспия, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке, увеличение налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, стимулирование социально-экономического развития Астраханской области за счёт создания новых рабочих мест и промышленных объектов, привлечения инвестиций. [6]

Предпосылками создания ОЭЗ в Астраханской области послужили геополитическое положение и экономический потенциал. Эффективность и привлекательность данной ОЭЗ обуславливается:

  • привлекательными для резидентов льготами и преференциями, в частности значительным снижением налоговой нагрузки и режимом свободной таможенной зоны;
  • увеличением числа рабочих мест, что снизит уровень безработицы по региону, а вследствие этого улучшением социальной обстановки;
  • активная разработка шельфов на Каспийском море и широкая судостроительная и судоремонтная база.

Согласно Постановлению №1214 планируется снизить ставку налога на прибыль, также освободить резидентов от уплаты земельного налога на пять лет, а от уплаты налога на имущество и транспортного налога на десять лет. Предлагаемые преференции для резидентов будут повышать интерес для инвестирования в высокотехнологичные и инновационные отрасли, что позволить снизить издержки, повысить конкурентоспособность реализуемых проектов и увеличит число заключаемых контрактов.

Планируется развивать отрасли нацеленные на импортозамещение. Формирование новых предприятий будет способствовать повышению числа высококвалифицированных рабочих, что так же отразиться на благосостоянии населения данного субъекта РФ и росте числа населения. (см. табл. 1)

Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Астраханской области за период 2009-2013 гг.

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

Численность населения, тыс. чел.

1011,1

1009,8

1015,0

1013,8

1016,5

Естественный прирост/убыль населения, человек

820

671

1226

2491

2657

Миграционный прирост/убыль населения, чел.

374

-1990

4303

-3623

19

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

446,3

447,7

448,5

442,5

436,9

Уровень безработицы, %

9,9

8,2

8,8

7,9

7,5

Источник: составлено автором на основе официальных данных. [2]

Активная разработка шельфовых месторождений на Каспии дала мощный толчок для развития судостроительной отрасли в Астраханской области еще много лет назад. Регион имеет огромный потенциал для развития судостроения.

По экспертным оценкам до 2030 года потребуется построить более 89-ти платформ (и для бурения, и для разведки) для разработки шельфа российского сектора Каспийского моря и 4 платформы для Черного моря. Это примерно 35 тыс. тонн металлоконструкций в год при условии реализуемости  инвестиционных планов операторов шельфовых месторождений Каспийского и Черного морей. Потребность во вспомогательном флоте составит до 50 единиц. Примерная стоимость строительства составит 19-20 млрд. евро.

Необходимо отметить, что активное проведение геологоразведочных работ также предполагает увеличение флота разведочного бурения, что в свою очередь повлечет  резкий рост спроса на объекты эксплуатационного бурения, технологические платформы, транспортные средства. Суда, построенные в Астраханской области,  успешно работают не только на территории России, но также в Казахстане, Туркменистане и  странах Западной Европы.

Фактически верфи Астраханской области могут выступать как  комплексный подрядчик по строительству морской техники для шельфа, поскольку  здесь сосредоточены крупнейшие судостроительные комплексы юга России и конструкторские бюро. У судостроителей Астраханской области имеется богатый опыт строительства объектов для зарубежных заказчиков. [6]

В наибольшей степени потенциал региона характеризует динамика ряда экономических показателей. Так, за январь 2014 г. темпы роста валового регионального продукта в Астраханской области в составили 113,3%, при этом по РФ этот показатель был равен 100,7%. Индекс промышленного производства в 2013 г. составил по РФ 99,8%, в Астраханской области – 104,1%, инвестиции в основной капитал в Астраханской области – 147,3%, а в РФ – 93%. Данные значения, характеризующие социально-экономическую ситуацию в регионе, показали темпы роста, превышающие средний уровень по РФ. (см. табл. 2)

Таблица 2 – Основные экономические и социальные показатели Астраханской области за 2014 г.

 Показатель

2014 г.,
млн. рублей

В  %  к соответст-
вующему периоду предыдущего года

Индекс промышленного производства

-

100,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности

158809,6

116,4

добыча полезных ископаемых

98369,1

121,0

обрабатывающие производства

39988,1

105,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

20452,3

119,6

Продукция сельского хозяйства

27715,2

102,3

Инвестиции в основной капитал

74228,9

82,0

Оборот розничной торговли

147918,1

104,0

Оборот оптовой торговли

72811,2

130,0

Индекс потребительских цен

101,1

107,4

Индекс цен производителей промышленных товаров

101,1

111,7

Денежные доходы на душу населения, рублей

20899,9

111,6

Источник: составлено автором на основе официальных данных. [3]

В структуре внешнеторгового оборота наибольший удельный вес имеют операции со странами дальнего зарубежья. За 2008–2012 гг. общий внешнеторговый оборот снизился на 33%. Внешнеторговый оборот области в 2014 года составил 833,4 млн. долларов США, что на 0,2% меньше, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Экспорт составил 413,7 млн. долларов США (уменьшился на 22,8%), импорт – 419,7 млн. долларов США (на 40,2% больше). Сальдо торгового баланса имеет отрицательное значение(6,0 млн. долларов США).

Основными странами-импортерами российских товаров в 2014 года являлись: Азербайджан – 165,4 млн. долларов США (42,6%), Иран – 48,3 млн. долларов США (12,4%), Соединенное королевство – 44,4 млн. долларов США (11,4%), ОАЭ – 38,5 млн. долларов США (9,9%), Соединенные Штаты Америки – 33,4 млн. долларов США (8,6%).

В число основных стран-экспортеров входят Индия – 153,0 млн. долларов США (38,1%), Иран – 102,5 млн. долларов США (25,5%). Наибольшую долю в экспорте товаров в 2014 года составили минеральные продукты – 21,1%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 16,0%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 12,5%, в импорте – машины, оборудование и транспортные средства – 26,7%, металлы и изделия из них –15,5%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье –12,4%.[2]

Незначительное снижение некоторых ключевых показателей указывает на то, что Астраханская область и её экономика требуют стимулирования в виде создания особой экономической зоны, которое позволить поднять на новый уровень экономику субъекта благодаря большому притоку инвестиций.

На территории области есть базовые объекты инфраструктуры, подъездные железнодорожные пути. Общая развернутая протяженность железных дорог в Астраханской области составляет 2 222,7 км. Сеть автомобильных дорог Астраханской области по основным параметрам развитости занимает одно из ведущих мест в России и Центральной Азии. В 2014 г. продолжится реализация проектов развития коммунальной инфраструктуры. Уже в 2013 г., благодаря новым электростанциям, Астраханская область стала закупать в два раза меньше электроэнергии из волгоградской энергосистемы. Но, на основе расчетов аналитиков компании «ИРП Групп», требуются 33 млрд руб. для стимулирования производственных мощностей в области. Задача состоит в привлечении инвесторов из Астраханской области и из других регионов РФ.

Особая экономическая зона «Астрахань» создана для компаний, ориентированных на нефтегазовые проекты на Каспийском шельфе. В первую очередь в особой зоне планируется размещать производства радионавигационного оборудования, судовых систем, электрооборудования, компании, развивающие морские операции, конструкторские бюро.

По мнению властей Астраханской области, особая экономическая зона, которая позволит России улучшить на Каспии свои позиции в сфере судостроения, даст толчок реализации шельфовых проектов Казахстана, Туркмении и Азербайджана. «Якорным» резидентом проекта станет «Объединённая судостроительная корпорация», но это никак не ограничивает профиль зоны. В зону могут войти и другие компании, не только работающие в судостроении и обслуживающие нефтяную отрасль. К настоящему времени соглашения о намерениях войти в ОЭЗ регион подписано с 17 компаниями. Прошли переговоры о вхождении в особую экономическую зону с такими компаниями как Либхерр, Ролс-Ройс, голландским судостроительным концерном Даймен. [4]

Основными конкурентами на данном этапе являются Казахстан и Туркменистан, которые стремительно развивают данный регион в своих странах, а также оказывают большую государственную поддержку отрасли национального судостроения. На сегодняшний день ряд европейских компаний рассматривает данные страны как альтернативу инвестиций ОЭЗ «Астрахань». Это связанно с геополитической ситуацией в мире и новизной российской ОЭЗ. Подобная ситуация может оказывать сильное влияние на скорейшее и стремительное развитие данной ОЭЗ.

На прошедшем Международном форуме «Морская индустрия России – 2014» 22 мая 2014  года, был организован круглый стол, модераторами которого выступили Ян Карев, заместитель директора департамента управления собственности ОСК и Дмитрий Антонов, заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области. По его результатам было выдвинуто предложение о внесение дополнений в 116-ФЗ. Предлагается ввести новый тип ОЭЗ – судостроительная ОЭЗ, исключив распространение на отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием ОЭЗ данного типа. В частности недополучение экономического эффекта при выполнение гособоронзаказов, на которые ориентирована большая часть верфей, а бюджеты разных уровней сократятся на сумму выпадающих доходов. Ограничения налагаемых на резидентов промышленно-производственных ОЭЗ и не позволяют создавать зоны на базе действующих предприятий судостроительной отрасли с участием производителей комплектующего оборудования для судов и морской техники.

Для решения проблем необходимо совершенствование административных и законодательных механизмов по созданию и развитию ОЭЗ; применение системы поддержки резидентов ОЭЗ в случае наступления финансового кризиса; создание инфраструктуры для резидентов ОЭЗ; меры по подготовке кадров для ОЭЗ. Для улучшения показателей, связанных с функционированием ОЭЗ, необходимо решить проблемы развития инновационной экономики России.

Участие в данном проекте является  интересным для инвесторов с нескольких точек зрения. Во-первых, Астраханская ОЭЗ расположена в одном из наиболее развитых регионов России.  Во-вторых, перед инвесторами открывается возможность участия в проектах освоения шельфовых месторождений Каспийского моря.  В-третьих, у предприятий появляется возможность использовать уникальный период вхождения на российский рынок с получением максимальных льгот и преференций, которые предоставляются резидентам ОЭЗ. Это налоговые, таможенные льготы, низкая стоимость земельных участков. Наличие уже созданной инфраструктуры и комфортной бизнес-среды  должны повысить инвестиционную привлекательность проекта.


Библиографический список
  1. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г.
  2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области. URL:http://astrastat.gks.ru/.
  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области. URL:http://astrastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ astrastat/ru/statistics/
  4. Официальный портал Правительства РФ http://government.ru
  5. Официальный портал Российской палаты судоходства http://rus-shipping.ru/ru/ stats/?id=262
  6. Постановлением Минэкономразвития РФ от 18 ноября 2014 года №1214 «О создании на территории Наримановского района Астраханской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».
  7. Котова Т.В., Черникина Е.В. Создание особой экономической зоны промышленного типа в Астраханской области // Вестник Астраханского государственного технического университета. – Июнь 2014. – № 2 – С.63-69.
  8. Радион М.А., Рудакова Н.Ю. Внешнеторговый аспект экономической безопасности региона // Академический вестник. – 2008. - № 4. -  С. 58-60.
  9. Руденко Д.Ю. Иерархическая структура глобальной цели социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.


Все статьи автора «Лагуткина Марина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: