ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Тихонов Дмитрий Борисович
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
магистрант

Аннотация
В статье поднимается вопрос об организации на базе школы управляющего совета, позволяющего реализовать право учащихся, их родителей на участие в управлении образовательной организацией. Сегодня, когда проблема управления образовательной организацией становятся более сложными, задача участия управляющего совета в стратегическом развитии образовательной организации актуализировались и являются важным фактором ее стабильного развития.

Ключевые слова: образовательная организация, родители (законные представители), управляющий совет, учащиеся


STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Tichonov Dmitrii Borisovich
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
Undergraduate

Abstract
The article raises the question of the organization of school-based management board, which allows to realize the right of students and their parents to participate in the management of educational organization. Today, when the problem of managing educational organization become more complex, the task of the Management Board in the strategic development of the educational organization to update and are an important factor in its sustainable development.

Keywords: governing board, parents (legal representatives) educational organization, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тихонов Д.Б. Государственно-общественное управление как фактор стабильного развития образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45426 (дата обращения: 29.03.2024).

На современном этапе реформирования российского образования открытость образовательной системы призвана важнейшим условием ее развития. Такая открытость предполагает возможность получения всесторонней информации об образовательном процессе и ее использования для введения инновационных изменений. Необходимость рационального соучастия государства и общественности в управлении образовательным учреждением подчеркивается практически во всех государственных документах: Федеральном Законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.26 п.2, ст.26 п.3, ст.26 п.4, ст.26 п.5), национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Практика последних лет показывает, что в качестве высшего органа управления в образовательном учреждении выступает управляющий совет, поскольку в его состав входят все участники образовательных отношений. Управляющий совет позволяет реализовать право учащихся (п.17 ч.1 ФЗ №273), их родителей (ст.44 ч.3 п.7 ФЗ №273) на участие в управлении образовательной организацией. Сегодня, когда проблема управления образовательной организацией становятся более сложными, задача участия управляющего совета в стратегическом развитии образовательной организации актуализировались и являются важным фактором ее  стабильного развития.

Сформировавшаяся в 2011 году модель государственно-общественного управления (управляющий совет) включает в свой состав представителей общественности, обучающихся, педагогических работников, что позволяет принимать решения, касающиеся разных сторон деятельности МБОУ СОШ №1 г.Арзамаса Нижегородской области, налаживать полноценный диалог всех участников образовательного процесса, что рассматривается нами как ресурс устойчивого развития образовательной организации.

Управляющий совет МБОУ СОШ № 1 выступает коллеги­альным органом управления образовательным учреждением, ре­ализующим принцип демократического, государственно-обще­ственного характера управления образованием.

Задачи управляющего совета:

  1. Определение основных направлений (программы) раз­вития общеобразовательного учреждения.
  2. Защита и содействие в реализации прав и законных ин­тересов участников образовательного процесса.
  3. Участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образо­вательного стандарта общего образования, профилей обуче­ния, системы оценки знаний обучающихся при промежуточ­ной аттестации и других составляющих образовательного про­цесса.
  4. Содействие в создании оптимальных условий для осу­ществления образовательного процесса и форм его организа­ции в общеобразовательном учреждении, в повышении каче­ства образования, в наиболее полном удовлетворении образо­вательных потребностей населения.
  5. Взаимодействие с учредителем в формировании орга­нов управления образовательным учреждением, в подборе кан­дидатур и в замещении должности директора образовательного учреждения, осуществление общественного контроля за его деятельностью.
  6. Контроль за здоровыми и безопасными условиями обуче­ния, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
  7. Содействие реализации миссии образовательного учреж­дения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представите­лями местного сообщества.

Функции управляющего совета:

  1. Управляющий совет устанавливает:
  • Направления и приоритеты развития школы (ежегодно);
  • Показатели результатов общего образования, укрепления здоровья и обеспечения прав обучающих­ся в учреждении (ежегодно);
  • Порядок привлечения дополнительных финан­совых и материальных средств;
  • Порядок участия в упраачении школой и ком­петенцию органов самоуправления родителей (закон­ных представителей), обучающихся, педагогических и иных работников учреждения в соответствии с ус­тавом школы;
  • Порядок введения (отмены) единой формы одежды для обучающихся и работников школы в пе­риод учебных занятий.
  1. Управляющий совет утверждает:
  • Образовательную программу школы;
  • Календарный учебный график (ежегодно);
  • Правила поведения обучающихся в школе;
  • Режим работы школы;
  • Положение о договорных отношениях между школой и родителями (законными представителями) обучающихся;
  • Перечень выбранных школой учебников из ут­вержденных федеральных и краевых перечней учеб­ников (ежегодно);
  • Годовой план работы школы по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в со­ответствии с государственными и местными норма­ми и требованиями;
  • Смету расходования дополнительных финан­совых и материальных средств и отчет об ее исполне­нии (ежегодно);
  • Ежегодный публичный отчетный доклад школы;
  • Положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (ежегодно);
  • Годовой план мероприятий школы.
  1. Управляющий совет согласовывает:
  • Сдачу в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности;
  • Положение о порядке оказания ОУ дополни­тельных, в том числе платных, образовательных услуг.
  • Решение об отчислении обучающегося в по­рядке, предусмотренном законодательством.
  1. Управляющий совет имеет право вносить предложения учредителю по содержанию зданий и сооружений школы и прилегающей к ним территории.
  2. Состав управляющего совета
  • Совет создается в составе 21 члена с использованием выборов, назначения и кооптации.
  • Избираемыми членами совета могут быть: представители от родителей (законных представителей) обучающихся; представители от работников и от обучающихся 2-3-й ступени образования.
  • В состав совета входят руководитель (директор) учреждения, а также делегируемый представитель учредителя; могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению учредителя или избранных членов совета.

Управляющий совет одобрил и рекомендовал к утверждению директором школы основной образовательной программы начального общего образования, определил приоритетные направления Программы развития школы, инновационной и экспериментальной деятельности в рамках федеральной экспериментальной площадки по созданию и апробации региональной модели профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся, принял активное участие в разработке нового Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ №1. Ежегодно на заседаниях управляющего совета утверждается публичный доклад директора школы. Все это обеспечивает открытость и прозрачность деятельности  образовательной организации, способствует привлечению общественности к выработке образовательной стратегии, созданию единого воспитательного пространства, четкую ориентированность в нормативно-правовом пространстве образовательной организации.


Библиографический список
  1. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. 2013. №5. С.39-42.
  2. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
  3. Жесткова Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. Научно-практический журнал. 2014. №1-2. С.80-81.
  4. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной школы / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации  в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация