УДК 159.9

О ВНИМАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Борискова Мария Ивановна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»

Аннотация
В статье рассматривается вопрос развития внимания в контексте специфики учебной деятельности младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Ключевые слова: внимание, концентрация, подростковый возраст, умственная отсталость


ABOUT THE ATTENTION OF YOUNGER TEENAGERS IN A SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL OF VIII KIND

Boriskova Maria Ivanovna
Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
4th year student of direction "Psycho-pedagogical education"

Abstract
The article discusses the development of attention in the context specificity of educational activity of younger adolescents in special (correctional) boarding school of VIII kind.

Keywords: adolescence, attention, concentration., mental retardation


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борискова М.И. О внимании младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45325 (дата обращения: 04.06.2017).

Вопрос развития внимания младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловлен особенностями обучения детей с умственной отсталостью, при которой ведущую роль в структуре общего психического недоразвития занимает недоразвитие познавательных процессов. Внимание, являясь отражением сознания, играет немаловажную роль в развитии всех когнитивных функций. Особенности сосредоточения детей с умственной отсталостью на объектах, изображениях и явлениях окружающего мира проявляются в отсутствии возможности выделения существенных элементов в них, ограниченной способности улавливать основное содержание из сообщения учителя. В Международной классификации болезней умственная отсталость это «состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» [2, 222].

В психолого-педагогической литературе изучением проблем внимания занимались Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,  П. Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, Н. Ф. Добрынин, А. В. Запорожец, Н. Н. Ланге, У. Найссер, С. Л. Рубинштейн и другие. А. Р. Лурия под вниманием понимает способность «осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием» [6, 114], что носит затруднительный характер у воспитанников коррекционных школ. С точки зрения Р. Вудвортса, внимание есть «подготовительная ступень в восприятии или наблюдении», которая позволяет вычленять характерные особенности наблюдаемого предмета или явления, помогая осознать и различать объекты внешнего мира [5,103].

В норме в психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения, возрастает познавательная активность. Низкий уровень произвольности внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для данной категории детей характерно отсутствие способности распределения внимания между различными объектами, которое проявляется в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик. С возрастом у обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида происходит увеличение объема произвольного внимания, его устойчивости  и возможности его распределения при условии психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка. Однако недлительная активность концентрации внимания обуславливает такой признак умственной отсталости как незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется неумение сосредо­точиться на выполнении учебных заданий. Трудности в сосредоточении собственной деятельности на конкретных заданиях и при переключении осмысления с одного объекта на другой будет нести дополнительные сложности учении [1].

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения внимания младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII. Экспериментальное исследование были проведено на базе Дивеевской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, в котором приняли участие 10 младших подростков с различными формами умственной отсталости.

Для исследования уровня утомляемости младших подростков в учебной деятельности мы использовали методику «Корректурная таблица Бентона» [3]. Нами были выявлены следующие результаты: 20% учащихся (2 человека) имеют высокий уровень утомляемости; 60% (6 человек) – повышенный уровень утомляемости; 20% школьников (2 человека) имеют нормальный уровень утомляемости. Анализ результатов исследования показал, что практически все дети отличаются повышенной утомляемостью, то есть их внимание быстро истощается, что отражается в том факте, что некоторые дети работали в быстром темпе, но у них было много ошибок, как и у тех, чьи показатели утомляемости были высокие, несмотря на небольшое количество ошибок.

Уровень переключения внимания младших подростков с умственной отсталостью мы определили с помощью методики “Таблица Шульте” [4]. Нами были получены следующие результаты: высокий уровень переключения внимания встречается у 0% учащихся (0 человек);  средний уровень – 20% школьников ( 2 человека); низкий уровень  – 40% ( 4 человека); очень низкий уровень  – 40% (4 человека). Исходя из результатов данной методики, мы можем сделать вывод, что практически все младшие подростки с умственной отсталостью имеют низкий уровень переключения внимания, что обусловлено наличием у всех детей ошибок при выполнении задания.

Для исследования устойчивости внимания мы использовали методику «Кольца Ландольта» [4]. Мы выявили, что устойчивое внимание встречается у 0% (0 человек), достаточно устойчивое внимание – 10% (1 человек); колеблющееся внимание – 30% (3 человека); неустойчивое внимание – 60% (6 человек). Таким образом, по результатам данной методики у младших подростков с умственной отсталостью наблюдается преимущественно неустойчивое внимание, дети с таким вниманием отличаются рассеянность и несобранностью, что осложняет процесс усвоения ими учебного материала.

Младшие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, испытывают трудности в обучении,  они не внимательны, рассеянны, легко отвлекаются, имеют повышенный уровень утомляемости. Как доказывает наше исследование, при формах умственной отсталости нарушается развитие познавательных процессов, прежде всего, абстрактно-логического мышления и внимания, снижение которого ведет за собой трудности в овладении учебным материалом, нарушает социально-психологическую адаптацию личности. В ходе коррекционно-развивающей работы возможно улучшение показателей внимания у  младших подростков с умственной отсталостью, при этом занятия должны учитывать характер их интеллектуальных нарушений и индивидуально-возрастные особенности.

Таким образом, проведенное исследование доказывает, что младшие подростки с умственной отсталостью отличаются различными нарушениями внимания, что обуславливает  необходимость практических разработок и путей оказания помощи детям и подросткам с различными формами умственной отсталости.


Библиографический список
  1. Борискова М.И., Максимова Н.Ю. К вопросу о развитии внимания детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9194 (дата обращения: 14.01.2015).
  2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001. – 222 с.
  3. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов / Е. А. Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.
  4. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003. – 640 с.
  5. Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо. –  2001. – 858 с.
  6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.


Все статьи автора «Максимова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: