ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГРУППОВОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЯ ИХ САМООЦЕНКИ

Плотникова Елена Сергеевна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», ассистент кафедры психологии
2ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», к.п.н., старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье приведено исследование взаимосвязи активности студентов в групповой форме обучения и уровня их самооценки. Выявлено положительное влияние адекватной самооценки на проявление активности при групповой работе. Выделены факторы способствующие и препятствующие проявлению активности в групповой форме обучения.

Ключевые слова: активность студентов в групповой форме обучения, групповая форма обучения, самооценка, эффективность групповой формы обучения


INTERRELATION ACTIVITY OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE GROUP OF STUDY AND LEVEL OF THEIR SELF-RATING

Plotnikova Elena Sergeevna1, Maslova Tatyana Mihaylovna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, Assistant Department of Psychology
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology

Abstract
The article describes a study of the relationship activity of students in the group form of training and level of self-rating. Detected a positive impact on self-rating to the activity in group work. The factors promoting and impeding the manifestation of activity in the group of study.

Keywords: effectiveness of group-learning, group form of learning activity of students in the form of group learning, self-rating


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плотникова Е.С., Маслова Т.М. Взаимосвязь активности студентов первого курса в групповой форме обучения и уровня их самооценки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/44975 (дата обращения: 18.04.2024).

Активность студента в образовательном процессе определяется уровнем его субъектности. Ей способствуют такие качества, как нонконформизм, сильная воля, адекватная самооценка, самоконтроль, самодетерминация, открытость, самообладание, любознательность, разнообразие интересов, интеллектуальность.

При применении активных методов обучения не редко может проявляться так называемая вынужденная познавательная активность. В самообразовательной деятельности такая активность может возникнуть на этапе усвоения определенного нормативного знания, предшествующего дальнейшей творческой работе. Поэтому, групповую форму обучения, как одну из методов активного обучения, применять следует, учитывая возможные трудности. Одной из таких проблем является – отсутствие активности студентов в процессе групповой работы.

Вопросом активности студентов в групповой форме обучения занимались такие ученые, как: В.В. Гузеев, Х.И. Лийметс, Т.Н. Мальковская и другие. Также активность в обучении глубоко рассматривается в теории развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.З. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Групповую работу В.Т Кудрявцев определяет, как такую форму проведения занятий, при которой:

1. студенты разбиваются на группы по 3–6 человек;

2. внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

3. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное);

4. процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями;

5. выработанные в группе решения могут выноситься на обсуждение всей группы [1].

По мнению Т.С. Яценко, организация учебных взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два – три человека) и в малых группах (от четырех до семи человек) [2].

Таким образом, данная форма обучения предполагает наличие у студентов их субъективной активности в процессе обучения и самостоятельности в решении учебных задач в совместной деятельности. Данные факторы неразрывно связаны с уверенностью в себе и высокой самооценкой. Поэтому, студент с низкой самооценкой не всегда будет активным в процессе групповой работы.

Чтобы определить, как самооценка влияет на проявления активности студента в групповой форме обучения, рассмотрим некоторые признаки заниженной самооценки студентов:

1. В работе ориентируется на процесс, а не на результат. Это приводит к тому, что студент в ходе группового взаимодействия уделяет избыточное влияние на организацию работы. В то время, когда обсуждение пора заканчивать он пытается его продолжить дабы отложить представление результата, в котором он не уверен.

2. Не хочет брать на себя слишком много ответственности, что особенно мешает студентам в ходе групповой работы. В основном все обязанности складываются на плечи более сильных и уверенных участников группы, которые их легко принимают. Остальные студенты, в лучшем случае, – наблюдают и поддерживают разговор, в худшем, переключают внимание на дела, не относящиеся к занятию. При этом активность учащихся будет минимальной [3].

3. Занижает планку притязаний к работе. При групповой работе студент будет пытаться облегчить задачи и применить для их решения минимум усилий при этом основная характеристика групповой работы – ее проблемность, будет утеряна.

4. Пытается уклоняться от решения проблем. Студент с заниженной самооценкой в ходе выполнения группового задания будет пытаться переключиться на посторонние дела, или ходить «вокруг да около» при обсуждении. Решение проблем – основная характеристика групповой работы, если ею пренебрегать, суть данного метода обучения будет утеряна.

5. Чрезмерно концентрируется на трудностях, выдумывает несуществующие преграды. Данная характеристика приведет к торможению групповой работы, особенно, если студентов с низкой самооценкой будет большинство в подгруппе.

6. Любую критику, любой отказ принимает на свой счет. В некоторых групповых методах, например, дискуссии, критика – это основная часть работы, поэтому студенту с заниженной самооценкой будет трудно работать в такой форме [4].

7. Все время винит себя за какие-то неудачи. Поэтому при поражении команды в какой-либо деловой игре, студенты с низкой уверенностью в себе будут долго это вспоминать, прокручивать в голове возможные варианты победы и т. д. Это может перейти во внутренний конфликт, что очень опасно для личности студента. Для того чтобы не было негативного последействия нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс выхода из игрового взаимодействия.

8. Ориентируется на мнение окружающих. Данная характеристика особенно негативно влияет на активность студента в групповом взаимодействии, так как во многих видах групповых занятий важным является высказывание и выслушивание всех точек зрения.

9. Боится публичных выступлений. Это помешает студенту с заниженной самооценкой проявлять активность при представлении результатов групповой работы.

10. Сравнивает себя (не в собственную пользу) с более успешными студентами. Часто из-за этого при выполнении группового задания уверенные и успешные студенты быстро включаются в работу. При этом студенты с низкой самооценкой остаются пассивными наблюдателями и не решаются высказать свое мнения из-за робости и неуверенности – «они и без меня справятся» [5].

Таким образом, самооценка студента является важным регулятором его учебной деятельности, поэтому часто студенты с низкой самооценкой малоактивны в обучении. Групповая форма обучения, с одной стороны, может развить их самооценку, так как ее можно назвать искусственно организованным социальным взаимодействием, но, с другой стороны, студенты, не уверенные в себе, редко проявляют свою активность на таких занятиях. Этому способствует боязнь ответственности, нежелание решать проблемы, ориентация на мнение окружающих, боязнь критики и сравнение себя с более успешными людьми.

С помощью эксперимента мы отследили взаимосвязь активности студентов в групповой форме обучения и уровня их самооценки. Методика «Самооценка личности» Б.А. Сосновского в модификации О.И. Моткова позволила выявить самооценку студентов первого курса. Исследование проводилось один раз до проведения наблюдений. С помощью наблюдения мы наглядно отследили поведение студентов в процессе группового занятия и выявили их учебную активность. В ходе наблюдения мы обращали внимание на особенности каждой группы: количество участников в группе, характер взаимодействия, особенности проявления активности участников группы, продуктивность выполнения задания. При сопоставлении результатов тестирования и наблюдения мы установили связь активности студента на групповом занятии с уровнем его самооценки.

В нашем исследовании участвовало 50 студентов первого курса (три группы). Результаты исследования показали, что 36 студентов, что составляет 72 % из всех участников с высокой самооценкой, на занятии были максимально активными, они оценили себя положительно («4» и «5» по пятибалльной шкале). Десять студентов из четырнадцати с низкой самооценкой, что составило 71 % респондентов, на занятии не проявляли своей активности, и большинство из них оценили свою деятельность отрицательно. Однако пять студентов (35 %) с низкой самооценкой на занятии оставались вполне активными. Поэтому, можно полагать, что активность студентов зависит не только от самооценки.

С помощью анкетирования мы определили факторы, способствующие и препятствующие студенту проявить активность на групповом занятии. Результаты исследования показали, что основным фактором, способствующим проявлению активности студентов на занятии в групповой форме, является интересная форма занятия. Также, некоторые студенты отмечают то, что им помогает в проявлении активности возможность общаться. Но есть и такие студенты, которые считают, что на групповом занятии можно отдохнуть (14,3 %). 17 % студентов утверждают, что не проявляют свою активность только потому, что не хотят делать «чужую работу». Основным фактором, препятствующим проявлению активности на занятии, является лень. Стоит задуматься, ведь лень – это проявление защиты от нежелательной деятельности. Но, зато почти половина студентов утверждает, что проявлять активность на занятии в групповой форме им не чего не мешает.

Чтобы групповая работа по нахождению новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить студентам совместную деятельность – интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям. Кроме того, при формировании групп необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента и отношение его с группой. Хотя, если в студенческой группе имеет место конфликт, то групповая форма работы может сплотить участников и привести к продуктивному решению проблемы, а может и, наоборот, усугубить возникшую ситуацию. Поэтому преподавателю важно уметь прогнозировать и управлять сложными ситуациями во время такой формы работы.

Количество участников в группе не должно быть большим – от 3 до 6 человек. Хотя возможна и работа в парах. В общем, состав группы можно изменять в зависимости от характера задания. Для повышения активности студентов в групповой форме обучения мы рекомендуем следующее:

1. Чтобы активность студентов в групповой форме обучения была максимальной, необходимо создать условия, которые позволят абсолютно всем участникам быть занятыми, у каждого будет своя обязанность.

2. Групповые задания не должны быть очень простыми, так как это уменьшает проблемность процесса обучения.

3. Время на выполнение задания должно быть минимальным, это заранее объявляется студентам, что поможет им сразу включиться в работу и максимально проявить свою активность.

4. При формировании рабочих групп следует учитывать взаимоотношения в студенческом коллективе. Групповая форма обучения может, как способствовать, так и препятствовать налаживанию отношений в группе.

5. Применять групповую форму обучения продуктивнее всего на первых парах, когда студенты еще не сильно устали. Утомляемость препятствует проявлению активности студентов в процессе обучения.

6. Для оптимизации группового взаимодействия целесообразно подготовить для каждой группы структурирующие рабочий процесс карточки, а так же наделить членов малых групп полномочиями (обязанностями, ролями).

7. Преподавателю следует подробно расписать и обосновать свою собственную деятельность во время группового взаимодействия. Однако в работе со студентами старших курсов преподаватель может не участвовать в работе групп и заняться какой-либо другой деятельностью: анализом прошедшего этапа работы, подготовкой следующего, расстановкой в нужном порядке технических средств в аудитории и др.

При организации групповой формы обучения преподаватель помогает студентам, корегировать самооценку. Для этого необходимо:

1. Студенту с низкой самооценкой в групповой работе важно создать ситуацию успеха. Для этого можно предложить каждому члену микрогруппы определенные роли, а интересующему участнику выделить ту, с которой он, на ваш взгляд, справиться.

2. При формировании групп важно, чтобы студент с низкой или, наоборот, с завышенной самооценкой оказались в группе с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми его поддержать.

3. По окончании работы целесообразна рефлексия. Можно предложить студентам написать список их достижений, полученных во время группового занятия. Это может быть развитие каких-либо качеств и способностей (профессиональных, личностных), открытия в познании собственной личности или личности другого участника и т. д.

4. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько профессиональные, сколько личностные достоинства участников: толерантность, доброжелательность, вежливость, открытость и др. Оценивать следует только общую работу группы.

Итак, активность студентов в групповой форме обучения имеет свои особенности, связанные с возрастом обучающихся и началом профессиональной подготовки. В процессе нашего исследования мы выяснили, что все студенты с высокой самооценкой активно принимают участие в групповой работе, а студенты с низкой самооценкой часто остаются пассивными наблюдателями. Групповая форма обучения может помочь развить самооценку студента, так как она подталкивает на прямое взаимодействие с товарищами, может создать ситуацию успеха и развить коммуникативные навыки. Но бывает и так, что группа подавляет такого студента, поэтому следует учитывать данное обстоятельство при организации групповой работы.

На проявление активности студентов первого курса благоприятно влияют интерес к форме задания, хорошее настроение и активная жизненная позиция. Негативно влияют такие факторы, как: лень, плохое состояние здоровья и усталость. У групповой формы обучения, как и у других форм, есть свое слабое место, а именно – это не полная включенность студентов в процесс обучения. Во многих случаях это связано с желанием отдохнуть у некоторых студентов, а, следовательно, с низким контролем со стороны преподавателя. При качественном и эффективном использовании групповой формы обучения этой проблемы можно легко избежать, как и многих других.


Библиографический список
  1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1991. — 80с.
  2. Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. – Киев, 1987. – 234с.
  3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128с.
  4. Левкова Т.В. Взаимосвязь уверенности в себе и локуса контроля личности у студентов вуза // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 60-69.
  5. Плотникова Е.С. Влияние самодетерминации на успешность обучения в вузе студентов первого курса // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика: Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции – г. Воронеж 2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация