УДК 330.3

ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Чернова Александра Сергеевна
Северо-Кавказский федеральный университет
магистрант кафедры «Менеджмент»

Аннотация
Статья посвящена понятию инновационной активности, в ней перечисляются факторы влияющие на инновационную активность, рассмотрены методы стимулирования инновационной активности предприятий.

Ключевые слова: инновационная активность, методы стимулирования., факторы


CONCEPT AND METHODS OF STIMULATION INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES

Chernova Alexandra Sergeevna
North-Caucasus Federal University
master student of the department "Management"

Abstract
The article is devoted to the concept of innovation activity, it lists the factors influencing the innovation activity, the methods to stimulate innovation activities of enterprises.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова А.С. Понятие и методы стимулирования инновационной активности предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/44928 (дата обращения: 02.06.2017).

Опыт крупных компаний показывает, что лидером в конкурентной борьбе становится тот, кто организует свою деятельность на основе инновационного подхода и ставит главной целью деятельности разработку новых товаров и услуг. Исходя из этого, предприятия должны уделять особое внимание активизации инновационной деятельности.

Для формирования и поддержания конкурентоспособности предприятия, сохранения и роста доли рынка предприятия большую роль играет инновационная активность.

Согласно подходу В.П. Баранчеева инновационная активность фирмы представляет собой комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающая восприимчивость к новациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности,  степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал  необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [1].

На инновационную активность организации влияют как внутренние, так и внешние факторы.

К внешним фактором относятся неконтролируемые фирмой силы, которые непосредственно влияют на ее внутренние процессы. Такие как: спрос и предложение, возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций уровень конкуренции, инновационный климат на федеральном и региональном уровнях.

Внутренние факторы, влияющие на инновационную активность организации, можно разделить на две группы. К первой относят факторы, определяющие внутренние ресурсы организации, они испытываю на себе влияние внешних условий, такие как: трудовые ресурсы; финансовые показатели деятельности организации; научно-технический потенциал; технологии и инновационные ресурсы. Во второй группе  находятся факторы, которые формируют систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. К ним относятся: форма собственности; организационная структура; отраслевая принадлежность, размер организации.

Для активизации инновационной деятельности возникает необходимость разработки и внедрения комплекса мер, которые смогут минимизировать влияние сдерживающих факторов [2]. Основной задачей государства при этом, является гармонизация отношений между государством, предпринимательской средой и наукой в целях развития новых технологий, а также создание механизмов которые в состоянии обеспечить высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Государству необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат для использования внутренних и иностранных инвестиций в целях проведения качественных изменений в инновационной деятельности, содействовать технологической модернизации производства, создать и использовать программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поддерживать развитие венчурных компаний, совершенствовать правовую базу. Только таким образом можно достичь быстрого и эффективного продвижения инноваций в производство, и очевидного роста его конкурентоспособности.

Рассмотрим современные методы государственного стимулирования инновационной активности. Принято выделять два основных блока методов государственного регулирования – прямые и косвенные методы.

Прямое регулирование происходит путем непосредственного участия регулирующих органов в рассматриваемом процессе. Косвенное регулирование предусматривает создание условий, которые помогут достичь желаемого результата.

К прямым методам стимулирования инновационной активности относятся:

‒                    бюджетное финансирование;

‒                    кредитование и субсидирование кредитных ставок;

‒                    создание государственных фондов поддержки науки и инноваций;

‒                    участие государства в качестве единственного или долевого учредителя научных и инновационных организаций;

‒                    проведение конкурсов на исполнение государственных контрактов[3].

К группе косвенных методов регулирования  инновационной сферы входят такие методы, как:

‒                    разработка нормативно-правовой базы  в сфере научной и инновационной деятельности;

‒                    развитие инновационной инфраструктуры;

‒                    разработка программ поддержки и развития научной и инновационной деятельности;

‒                    налоговое стимулирование;

‒                    предоставление льгот [3].

При поддержке государства и эффективном менеджменте отечественные предприятия способны достичь высоких результатов. Безусловно, без поддержки государства российские предприятия не смогут прогрессировать и инновационно развиваться, а если и будут, то данный процесс затянется на долгие годы. Значит, будущее России зависит от тех предприятий, которые несмотря на действие демотивационных факторов, повышают свою инновационную активность.


Библиографический список
  1. Баранчеев В.П. Управление инновациями : учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт , 2012. – 711 с
  2. Необходимость инноваций: проблемы и пути активизации инновационной деятельности [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http:// http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2009/Economics/45837.doc.htm
  3. Пути обеспечения инновационной активности предприятий [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://8cent-emails.com/


Все статьи автора «Чернова Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: