УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
В статье анализируются психологические особенности педагогического воздействия на познавательную деятельность студентов. Под педагогическим воздействием понимается стремление педагога оказать положительное воздействие на познавательную деятельность обучающихся, раскрыть их личностный потенциал, создать благоприятные внешние и внутренние условия для преодоления трудностей. В качестве форм педагогического воздействия рассматриваются: разъясняющая беседа, приемы саморегуляции, различные виды тренинга, самоанализ, содержательная насыщенность учебного материала и др.

Ключевые слова: педагогическое воздействие, педагогическое общение, познавательная деятельность студентов, психологические особенности, саморегуляция, тренинг


PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PEDAGOGICAL IMPACT ON COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Kargina Elena Mikhailovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article psychological features of pedagogical impact on cognitive activity of students are analyzed. Pedagogical influence is understood as aspiration of the teacher to make positive impact on cognitive activity of students, to open their personal potential, to create favorable external and internal conditions for overcoming of the difficulties. As forms of pedagogical influence are considered: explaining conversation, methods of self-control, different types of training, introspection, substantial saturation of training material, etc.

Keywords: cognitive activity of students, pedagogical communication, pedagogical influence, psychological features, self-control, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Психологические особенности педагогического воздействия на познавательную деятельность студентов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/44868 (дата обращения: 05.06.2017).

Учебный процесс на занятии протекает в форме педагогического общения. Воздействие на психическую деятельность обучающихся является естественным компонентом данного процесса. В учебном процессе неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность обучающихся, в ряде случаев страдает их психика, остаются не полностью раскрытыми творческие возможности личности.

Под педагогическим воздействием понимается стремление педагога оказать положительное воздействие на познавательную деятельность обучающихся, раскрыть их личностный потенциал, создать благоприятные внешние и внутренние условия для преодоления возникающих у них трудностей. Оно осуществляется с помощью самых разнообразных форм. Рассмотрим их подробнее.

Разъясняющая беседа. Во время этой беседы используются приемы разъяснения и убеждения. Целью подобной беседы является: совместное осмысление особенностей познавательной деятельности и логическое доказательство зависимости результата от организации учебного труда. Разъясняющая беседа в ряде случаев понимается педагогом упрощенно. Формулируются категорические выводы, носящие отрицательный, осуждающий характер. В подобных выводах отражается лишь поверхностная причинно-следственная зависимость. Проявление лени, небрежность в учебе, игнорирование домашних заданий в большинстве случаев являются следствием более глубоких и скрытых причин, которые формируются в сфере личности обучающегося. Поэтому в процессе разъясняющей беседы важно обращаться к волевым качествам обучающегося, к его учебным умениям, к свойствам его характера, к сильным сторонам его способностей.

Приемы саморегуляции. Обучающиеся нередко отмечают, что не могут заставить себя сосредоточиться. Они чувствуют, что бесцельно тратят время. Повторные неудачи вызывают чувство разочарования, уменьшают веру в свои силы. В подобных и некоторых других случаях полезным является аутотренинг – самовнушения и самостоятельные личностные установки [1; 2]. В ряде случаев обучающиеся сами приходят к выводу о необходимости убедить себя в чем-либо, побудить совершить определенные действия, поверить в достижимость целей.

Групповой аналитический тренинг. Цель данной работы – помочь обучающимся лучше узнать свои индивидуальные качества. Осознание индивидуальных качеств является первым шагом к тому, чтобы критически отнестись к себе и попытаться исправить собственные недостатки. Групповой аналитический тренинг может осуществляться с помощью приема взаимных характеристик, который организуется следующим образом. Каждый обучающийся получает два набора карточек с указанием положительных и отрицательных качеств личности. При помощи карточек одного набора обучающийся характеризует себя и кладет карточки текстом вниз. Карточками другого набора обучающийся характеризует кого-либо из участников группового тренинга. На заключительном этапе работы у каждого оказываются наборы карточек, которыми он характеризует себя и которые характеризуют его. Обучающийся переворачивает карточки текстом вверх, сравнивает две характеристики, узнает о тех своих чертах, которые были скрыты от него самого. Выявляемые качества не всегда, на первый взгляд, связаны с познавательной деятельностью. Однако известно, что познавательные процессы обуславливают все поступки человека и проявляются в различных видах деятельности: в обучении и других формах труда, в межличностном общении, на отдыхе.

Поведенческий тренинг. Его цель – научить обучающихся некоторым способам поведения в учебной деятельности, т.е. сформировать у них целесообразные приемы обучения. Достижению этой цели могут способствовать рабочие тетради. В них – вопросы, на которые необходимо коротко ответить; тексты с пропусками, которые следует заполнить; ребусы, которые необходимо разгадать, и кроссворды, которые нужно решить; незаполненные таблицы, которые следует заполнить, систематизируя языковой или фактический материал, и т.п. Подобные опоры позволяют тренировать поведение обучающихся в учебных условиях таким образом, чтобы у них формировались рациональные приемы познавательной деятельности. Данные приемы переносятся на выполнение иных заданий, используются при изучении учебного материала по другим предметам.

Дисциплинарный тренинг. В таком тренинге нуждаются, прежде всего, обучающиеся с рассеянным вниманием, недостаточной собранностью и организованностью. Для формирования у обучающихся навыков организации труда устанавливаются временные рамки выполнения заданий, другие нормативы учебной деятельности: обучающимся рекомендуется выполнять упражнение за пять, десять, пятнадцать минут в зависимости от его сложности; им предлагается произнести не менее шести фраз на заданную тему в течение одной минуты; перед ними ставится задача описать изображение, обнаружив в нем не менее десяти деталей, найти ответы на заданное количество вопросов, отгадать наибольшее количество загадок или закончить наибольшее количество предложений. Особенно важно дисциплинировать самостоятельную учебную работу [3; 4]. Для этого рекомендуется приучать начинать выполнение домашнего задания по предмету точно в назначенный час, затрачивать на выполнение заданий не более установленного количества времени, контролировать правильность выполнения заданий.

Самоанализ познавательного потенциала обучающихся. В ряде случаев такой самоанализ осуществляется по инициативе обучающихся. Беседуя с педагогом, они отмечают те или иные особенности своей памяти, мышления, делятся затруднениями в учебной деятельности: «Читаю и не могу понять, что написано», «Читаю и не могу понять, что написано», «Стараюсь запомнить, боюсь, что не получится, вот и не выходит», «Вечером рассказываю, а утром без подсказки никак не вспомню» и т.п. Подобные высказывания обычно отражают существенные причины, снижающие познавательные возможности. Эти причины постепенно систематизируются педагогом, который таким образом составляет объективную характеристику особенностей познавательной деятельности обучающихся и использует полученные данные в индивидуальной работе с ними, сообща разрабатывает пути повышения познавательных результатов учебного труда.

Содержательная насыщенность учебного материала. Содержание дисциплины иностранного языка можно разделить на две части: информацию об изучаемом языке (филологическое содержание) и информацию на изучаемом языке (образовательное содержание) [5]. Однако обучающиеся нередко затрудняются сказать, что именно они узнали на уроке. На уроках иностранного языка осуществляется разнообразная деятельность, не всегда приводящая к учебному результату в виде осознания информации, которая должна быть усвоена. Филологическая информация на уроках иностранного языка  включает основные морфологические и синтаксические понятия, необходимые языковые правила и базовые речевые модели, исходные стилистические представления, основы интерпретации текста (умение сделать резюме прочитанного, назвать основную идею текста, дать характеристику действующим лицам, рассказать об авторе и т.п.). Такая информация составляет необходимое содержание урока иностранного языка как филологической дисциплины. Образовательное содержание урока иностранного языка включает социально-политическую, страноведческую, литературоведческую, бытовую и иную информацию. Задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить обучающихся полноценными фактическими знаниями в адекватной их языковым возможностям форме. Полноценность знаний, получаемых на уроках иностранного языка, является необходимым условием для появления у обучающихся цели учебной деятельности, что чрезвычайно важно, поскольку бесцельное учение не может быть активным.

Активное положительное отношение педагога к обучающимся. Стиль педагога проявляется не только в избирательном отношении к методам работы, в предпочитаемом выборе тех или иных приемов обучения, но также в порой незаметных педагогических поступках. Если педагог отрицательно относится к обучающемуся, он делает ему больше критических замечаний, реже обращается к нему на уроке, не встречается с ним взглядом, сдержаннее оценивает его ответ, менее терпеливо выслушивает его, ограничивает наводящие вопросы и другие формы своего участия в деятельности обучающегося. Следствием такого отношения является закономерное снижение познавательной активности обучающегося. Между тем активное положительное отношение к обучающемуся преобразует как очевидные, так и скрытые особенности педагога и способствует более полному раскрытию учебного потенциала каждого обучающегося.

Положительная учебная перспектива. Наблюдения показывают, что в ряде случаев достигнутый и перспективный результаты учебной работы отождествляются и сегодняшняя оценка рассматривается и как будущий результат. Однако такое отождествление неправомерно: успеваемость по предмету (как мотив обучения)  – динамичный показатель, который может меняться в сторону как повышения, так и понижения, а главное – настоящие результаты учебной работы по отдельному предмету являются недостаточным основанием для того, чтобы прогнозировать перспективы развития познавательной деятельности обучающихся в будущем [6]. Иностранный язык может оказаться трудным предметом для отдельных обучающихся, но констатируемые неудачи не дают никаких оснований утверждать, что тот или иной обучающийся не способен овладеть языковыми знаниями, и тем более прогнозировать его «неперспективность» в дальнейшем профессиональном образовании. Педагогу важно сохранять чувство положительной учебной перспективы у каждого обучающегося, указывать пути ее достижения и профессионально ориентировать обучающихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые формы педагогического воздействия педагога на познавательную деятельность обучающихся. Эти формы составляют важное звено педагогической культуры преподавателя, являются существенным его профессионализма, представляют собой пока еще не полностью используемые резервы для повышения эффективности его педагогической деятельности, направленной на осуществление развивающего обучения.


Библиографический список
  1. Сохранов, В.В. Становление опыта профессионально-педагогического саморегулирования студентов в процессе их образования // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. – № 20. – С. 163-167.
  2. Каргина, Е.М. Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 508-510.
  3. Баженов, Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). – С. 174-175.
  4. Каргина, Е.М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса // Молодой ученый. – 2014. – № 9 (68). – С. 478-481.
  5. Каргина, Е.М. Дидактические и психологические факторы обучения иностранному языку в техническом вузе // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 9 (37). – С. 60-63.
  6. Каргина, Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6-3 (38). – С. 5.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Психологические особенности педагогического воздействия на познавательную деятельность студентов”

  1. 26.01.2015 в 19:33

    Уважаемая Елена Михайловна! Скажите пожалуйста, как отражаются влияние различных форм педагогического воздействия на психологической особенности и познавательной деятельности студентов. В основе этих воздействий какие механизмы лежат или используются?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: