УДК 656.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЭКСКУРСИОННЫХ И ДОСУГОВЫХ МАРШРУТОВ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Кот Марина Валерьевна1, Дмитриева Татьяна Николаевна2, Горбунов Валерий Николаевич3
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, старший преподаватель кафедры «Экономика, организация и управление производством»
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»

Аннотация
В статье анализируются перспективы организации экскурсионных и досуговых маршрутов как нового направления деятельности автотранспортного предприятия. Исследованы структура рынка транспортных услуг, показатели и факторы пассажиропотока на примере типичного предприятия транспортного комплекса - ОАО «Нижнеломовское АТП».

Ключевые слова: автотраспортное предприятие, досуговый маршрут, пассажирские перевозки, экскурсионный маршрут


STUDIES OF THE PROSPECTS EXCURSION AND LEISURE ROUTES AS A NEW BUSINESS OF TRANSPORT COMPANY

Kot Marina Valerevna1, Dmitrieva Tatiana Nikolaevna2, Gorbunov Valeriy Nikolaevich3
1Penza state university of architecture and construction, student
2Penza state university of architecture and construction, lecturer of the Department «Economics, organization and management of production»
3Penza state university of architecture and construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»

Abstract
The article analyzes the prospects for organization of excursion and leisure routes as a new business of transport company. The structure of the market transport services, indicators and factors of passenger traffic on the example of a typical enterprise for transport branch - public corporation "Nizhnelomovskoe ATP".

Keywords: leisure route, passenger transport, sightseeing tour, transport company


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кот М.В., Дмитриева Т.Н., Горбунов В.Н. Исследование перспектив экскурсионных и досуговых маршрутов как нового направления деятельности транспортного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43391 (дата обращения: 03.06.2017).

В транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения. В структуре перевозок пассажиров автомобильным транспортом, большая часть совокупного объема приходится на автобусный транспорт, который включает в себя как городское сообщение, так и междугороднее. Автобусы по сравнению с другими транспортными средствами общего пользования обладают рядом преимуществ, среди которых высокая скорость и маневренность. Популярность данного вида транспорта у населения определяется его доступностью – регулярными автобусными перевозками пользуются все категории граждан, независимо от возраста. Рассмотрим проблемы и перспективы данного вида транспортных услуг на примере типичного автотранспортного предприятия – ОАО «Нижнеломовское АТП».

На протяжении многих лет ОАО «Нижнеломовское АТП», являлось лидером на рынке городских и межгородских перевозок в г. Нижний Ломов Пензенской области. Но объем пассажирских перевозок приходящийся на долю данного предприятия в последние годы стремительно снижается. У потребителей изменились требования к качеству предоставляемых услуг. Подвижной состав предприятия физически и морально устарел, административное здание имеет неудовлетворительное состояние, и как следствие, автотранспортное предприятие не может в полной мере соответствовать предъявляемым требованиям клиентов. Часть пассажиров, предпочитает услуги индивидуальных перевозчиков. Структура рынка пассажирских перевозок в г. Нижний Ломов представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика объема пассажирооборота ОАО «Нижнеломовское АТП»

Показатели

Годы

2000

2004

2008

2013

1

2

3

4

5

Пассажиропоток
Нижнеломовского района (чел.)

315614

309098

286108

276075

Пассажиропоток, приходящийся на долю ОАО «Нижнеломовское АТП» (чел.)

310526

298 76

244906

209855

Доля перевозок

ОАО «Нижнеломовское АТП», %

98,3

96,2

85,5

76

Пассажиропоток, приходящийся на долю ИП (чел.)

5088

10822

41202

66220

Доля перевозок ИП, %

1,7

3, 8

14,5

24

По данным представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что объем пассажиропотока сократился на 12,5% (или 39539 чел.) в 2013 году по сравнению с 2000 годом.

Данное снижение обусловлено:

– во-первых, ухудшением демографической ситуации. Численность населения Нижнеломовского района за период с 2000 г. (48649 чел.) по 2013 г. (44286 чел.) снизилась на 4363 чел., для районного центра данная величина является значимой. Такое сокращение численности в районе связано с ростом смертности, старением населения в целом, миграционными процессами (оттоком населения в областной центр), низкой рождаемостью [1];

– во-вторых, ростом автомобилизации населения. В 2000 году процент семей обладающих автомобилем составлял 22,3% от общего количества домохозяйств, в настоящее время данный показатель достигает 76,4 %. Данный рост обусловлен улучшением благосостояния населения в целом, разнообразием марок и модификаций автомобилей, широким использованием системы кредитования на покупку транспортных средств и, как следствие, большей доступностью автомобилей для населения;

– в-третьих, повышением уровня тарифов. В связи с ростом тарифов на проезд, люди предпочитают передвигаться пешком – размеры города позволяют попасть в любой жилой микрорайон. Степень влияния данного фактора составляет около 2 – 4%.

На начало 2014 года структура перевозок ОАО «Нижнеломовское АТП» выглядела следующим образом: доля городских перевозок составляла 16,82 % (44856 чел. в год); доля межгородских и межобластных перевозок – 83,18 % (221138 чел. в год).

Пассажиропоток в целом в 2014 году распределяется следующим образом: доля ОАО «Нижнеломовское АТП» – 74,3 %, следовательно, 25,7 % (68 538 чел. в год) – это доля индивидуальных предпринимателей (такси) и жителей города (района) с личным автотранспортом.

Если проанализировать структуру пассажиропотока, приходящегося на индивидуальных предпринимателей с учетом жителей, имеющих личный автотранспорт, то получим следующее распределение:

– легковое такси (7 ИП), как правило, 2 или 4 рейса в день (вместимость 4 человека) – 48,6 % (5 581 чел. в год);

– такси малой вместимости (1 ИП) –1 рейс в день (вместимость 13 человек) – 7,5 % (7 651чел. в год);

– такси большой вместимости (1 ИП) –1 рейс в день (вместимость 21 человек) – 12,2 % (15 330 чел. в год);

– поездки на личном транспорте – 31,7% (39 976 чел. в год).

Таким образом, объем пассажиропотока ОАО «Нижнеломовское АТП» в 8 раз больше, чем у легкового такси, в 32 раза превышает по величине такси большой вместимости и в 51 раз такси малой вместимости.

Стоимость перевозок у ОАО «Нижнеломовское АТП» формируется следующим образом: 1 пас. км умножается на тариф, определяемый в соответствии с Постановлением Пензенской городской Думы «О тарифах на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте», который в настоящее время составляет 2,05 руб., с учетом страховки и всех сборов [2].

Таким образом, цена билета на маршрут «г. Пенза – г. Нижний Ломов» (расстояние между населенными пунктами – 100 км) в 2014 году составляет 205 рублей. Стоимость транспортных услуг оказываемых индивидуальными предпринимателями составляет 1 пас. км – 3,8 руб. соответственно билет на аналогичный маршрут равен 380 рублям. Следовательно, разница в цене составляет 175 рублей.

Проанализируем основные финансовые результаты деятельности предприятия ОАО «Нижнеломовское АТП» по данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2 – Финансовые результаты ОАО «Нижнеломовское АТП»

Показатели

Значение показателей по годам

2011

2012

отклонение

2013

отклонение

абс., тыс. руб.

отн., %

абс., тыс. руб.

отн., %

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы от перевозок

2377

1521

- 856

-36,0

1378

-143

-9,4

Расходы предприятия

2453

2496

+43

+1,7

2538

+12

+1,68

Убыток

-76

-975

-899

11,8

-1130

-155

15,8

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что ОАО «Нижнеломовское АТП» является убыточным. И за анализируемый период величина долговых обязательств только увеличивается, так в 2011 году величина убытка составила – 76 тыс. руб., в 2013году – 1130тыс. руб. Данное изменение обусловлено рядом причин, в первую очередь – снижаются объёмы пассажирских перевозок, при этом – расходы на содержание и обслуживание маршрутов растут.

С целью увеличения объема пассажиропотока и, как следствие, получения прибыли ОАО «Нижнеломовское АТП» может расширить спектр оказываемых услуг и разработать экскурсионные и досуговые маршруты.

Автопарк ОАО «Нижнеломовское АТП» включает 2 резервных автобуса, которые выезжают на маршрут в случае поломки рейсовых автобусов. В рамках расширения спектра оказываемых услуг предприятие может разработать дополнительные маршруты, например, в областной центр, с целью посещения жителями города и района культурно – развлекательных мероприятий.

В первую очередь, необходимо организовать дополнительную кассу для продажи билетов на культурно – досуговые мероприятия, заключить договора с БУ «Драматический театр имени А.В. Луначарского», БУ «Пензенский областной театр «Кукольный дом», ППО АУ «Пензенская Областная Филармония», ГАУК ПО «Пензаконцерт», ООО «Кинотеатр «Современник», БУ «Пензенская картинная галерея имени К. А. Савицкого». Частота поездок будет определяться количеством мероприятий, проводимых в вышеперечисленных учреждениях. При покупке билета на определенное мероприятие в стоимость будут включены: поездка до областного центра и обратно, перемещение по городу до культурно – досугового центра и цена билета на мероприятие. Среднее количество поездок в неделю может составить 3 поездки. Для экскурсионных и досуговых поездок предполагается использовать автобус малой вместимости (21 чел.) марки «Форд». Данный вид услуги будет пользоваться спросом, поскольку в городе Нижний Ломов нет культурно – развлекательных центров подобных масштабов, и большинство жителей при организации своего культурного досуга добираются до областного центра на личном автотранспорте, или пользуются услугами частных предпринимателей, как правило, за существенно большую стоимость.

При формировании стоимости поездок на предлагаемых маршрутах, будет использоваться ценовая стратегия «Проникновение на рынок», она базируется на преднамеренно низком уровне цен с целью оказания влияния на возможно большее количество потребителей. В дальнейшем при устойчивом росте продаж стоимость поездок может вырасти [3].

Величина тарифа на данном направлении составит 1,89 руб. за пас. км – проезд по автотрассе, и 2,99 руб. – проезд по городу. Выбранный тариф не позволит предприятию получить убыток, а в дальнейшем будет способствовать росту прибыли предприятия.

Произведем расчет стоимости билета по данным маршрутам.

Расстояние между г. Нижний Ломов и г. Пенза составляет 100 км, т.е. стоимость проезда до въезда в город составит 198 рублей. Далее учитывается стоимость каждого дополнительного километра:

– расстояние от въезда в город до БУ «Драматический театр имени А.В. Луначарского» составляет 10км, соответственно цена на проезд в одну сторону составит 227,9 руб., таким образом, полная стоимость проезда будет равна 455,8 руб.;

– БУ «Пензенский областной театр «Кукольный дом» – 16 км, полная стоимость проезда 491,68 руб.;

– ГАУК ПО «Пензаконцерт» – 11км, полная стоимость проезда 461,78 руб.;

– ООО «Кинотеатр «Современник» – 9км, полная стоимость проезда 224,91 руб.

– БУ «Пензенская картинная галерея имени К. А. Савицкого». – 21 км, полная стоимость проезда 521,58 руб.

При продаже билетов следующим категориям граждан: пенсионерам, студентам и школьникам можно рекомендовать использовать систему скидок в размере 10%, для постоянных клиентов более 4 поездок в год, скидка 15%.

Данная тарификация также позволит пассажирам сэкономить до 10 % бюджета, при условии использования транспорта общего пользования следующего по обычным маршрутам, от 25 до 35 % – при использовании личного автотранспорта, и до 50 % – по сравнению со стоимостью услуг индивидуальных предпринимателей.

Для ознакомления жителей города и района, с нововведениями автотранспортного предприятия, можно разместить рекламу на спинках городских и междугородних автобусов (специальные чехлы с внутренним прозрачным карманом). Информационная листовка, размещенная в таком кармане, оказывается на уровне глаз каждого сидящего пассажира на протяжении всей поездки. В данном случае реклама является неотъемлемым инструментом при разработке маркетинговой стратегии продвижения нового маршрута.

В связи с тем, что ОАО «Нижнеломовское АТП» является единственным связующим звеном, обеспечивающим сообщение между городом Нижний Ломов и ближайшими пригородами, районными центрами, а так же с городами других областей, услуги предоставляемые данным автотранспортным предприятием, будут востребованы всегда. В дальнейшем возможно сокращение доли рынка, занимаемой данным автотранспортным предприятием, в связи с ростом конкуренции со стороны индивидуальных перевозчиков. Но это будет совсем незначительная величина, так как поездки на такси имеют огромный минус – индивидуальный предприниматель стремиться увеличить прибыль и периодически переступает порог допустимой скорости движения автотранспорта. Таким образом, индивидуальные предприниматели не гарантируют безопасность пассажиров во время поездки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оказываемые ими услуги не могут полностью соответствовать требованиям потребителей.


Библиографический список
  1. Маршруты и расписание автобусов // Нижнеломовский городской портал http://www.nlomov.net URL: http://nlomov.net/12-marshruty-i-raspisanie-avtobusov.html (дата обращения: 03.01.2015).
  2. Постановление Пензенской городской Думы от 14.08.2010 г. № 1036 – 25.8 «О тарифах на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте».
  3. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: учебник. – М/: Инфра-М, 2013. – 336 с.
  4. Артамонова, Ю.С. К вопросу об управлении оборотными средствами автотранспортных предприятий/Ю.С. Артамонова, Н.М. Белянская//Автотранспортное предприятие. -2014. -№ 7.-С. 31-35.
  5. Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/Ю.С. Артамонова, И.С. Герасимова//Мир транспорта и технологических машин. -2014. -№ 2 (45). -С. 103-111.
  6. Горбунов В.Н., Байнишев С.М., Комягина В.В. Признаки экономических состояний организаций и их влияние на эффективность управления региональными отраслевыми комплексами // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36750 (дата обращения: 03.01.2015).
  7. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Байнишев С.М., Башкина Е.В. Основные ситуации функционирования экономических систем в условиях неопределенности и риска // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36767 (дата обращения: 03.01.2015).
  8. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Кот М.В. Структуризация этапов и направлений функционирования и развития предприятий регионального отраслевого комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36762 (дата обращения: 03.01.2015).
  9. Сафьянов А.Н. Формирование и развитие маркетинговой концепции управления предприятием: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.30. СПб., 1995. 17 с.
  10. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В., Ханьжов И.С. Особенности стратегии развития и управления предприятием как экономической системой // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5764 (дата обращения: 03.01.2015).
  11. Хрусталев Б. Б., Демьянова В. С. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2012. -№ 2. С. 261-266.


Все статьи автора «Кот Марина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: