УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА

Майю Наталья Сергеевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье анализируется структура управления качеством проекта, подходы к трактовке данного понятия. Описываются методы и этапы всеобщего управления качеством, их влияние на реализацию работ по проекту, формируются рекомендации в рамках каждого метода. Приводятся методы измерения результативности работ и их качества с конкретизацией их сильных и слабых сторон.

Ключевые слова: качество, контроль, концепция, метод, проект, структура, управление


QUALITY MANAGEMENT OF THE PROJECT

Mayyu Natalia Sergeevna
The St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In the article the structure of quality management of the project, approaches to treatment of the given concept is analyzed. Methods and stages of general quality management, their influence on realization of works under the project are described, recommendations within the limits of each method are formed. Methods of measurement of productivity of works and their quality with their concrete definition of merits and lacks are resulted.

Keywords: concept, control, Management, method, project, quality, structure


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Майю Н.С. Управление качеством проекта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/43384 (дата обращения: 18.04.2024).

В условиях жесткой конкуренции современные предприятия не должны упускать из внимания ни один этап производства и дальнейшего продвижения товара. Управление качеством проекта – это одна из основных функций управления проектом. Качество – это совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [1, 2, 3].

Обычно потребности формулируются за счет определенных характеристик: воздействие на окружающую среду, экономические или эстетические требования и др.

Цель настоящей работы – раскрыть понятие «управление качеством», рассмотреть основные аспекты качества и проанализировать современную концепцию управления качеством.

В целом управление качеством управления проектом – это совокупность методов и видов деятельности, направленных на обеспечение требований и запросов заказчиков проекта к качеству самого проекта и его продукции [4, 5].

Выделяют огромное количество определений понятию качества. Немецкий философ Гегель определял качество как: «… тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». ГОСТ 15467-93 дает более четкое понятие: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-94: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) – бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. Главная цель TQM состоит в планомерном достижении поставленных перед предприятием задач через непрерывное улучшение работы [6, 7, 8].

Основные положения концепции Всеобщего Управления Качеством:

1. Гарантия соответствия создаваемого продукта/результата проекта ожиданиям и потребностям заказчика.

2. Качественная подготовка соответствующей документации. Чем подробнее и понятнее будет документация по проекту, тем удобнее будет проверять его качество.

3. Выполнение работ в соответствии с планом проекта. Признаками плохого проекта с низким качеством являются постоянные переделки плана, срывы или сдвиги сроков выполнения и другие отклонения от плана проекта.

4. Всеобщее качество проекта можно обеспечить только наличием качественных ресурсов, причем как внутренних(предоставляемых в проект), так и внешних – поставок, услуг [9, 10, 11].

Далее рассмотрим основные принципы концепции TQM:

1.Поддержка и участие руководства в управлении качеством. Руководство должно оказывать не только формальную, юридическую поддержку проекта, но и по возможности лично участвовать в его исполнении. Признаком качественного проекта является личное участие руководства в встречах, создание групп контроля качества с входящим в них представителем руководства. И наоборот – постоянное изменение дат встреч и наплевательское отношение к контролю и проекту в целом весьма негативно характеризует данную компанию [12, 13].

2. Основное внимание заказчику и потребителям продукта/результата проекта. Здесь стоит вспомнить принцип «Потребитель всегда прав». Главным индикатором качества продукта проекта является заказчик, будущий потребитель или покупатель. В случае когда они принимают продукт безоговорочно – они признают его качество [14, 15].

3. Стратегическое планирование. Управление и контроль за качеством должны непременно входить в план проекта. Кроме того, желательно заранее определить человека, ответственного за этот момент.

4. Вовлечение всех сотрудников. В данном случае не имеется в виду посвящать всех работников разных уровней в детали проекта и его плана. Достаточно знания основных моментов и четко прописанной задачи для каждого сотрудника.

5. Награды и признание. Успешное управление качеством должно поощряться и вознаграждаться. Даже с помощью символических поощрений, например, похвалы на общем собрании, можно добиться повышения работоспособности и усиления контроля качества [16, 17].

6. Качество поставщиков. Следует тщательно подходить к выбору поставщиков, чтобы избежать ситуаций, когда сырье не пришло в срок, и проект сорвался. Кроме того, создав собственную базу постоянных поставщиков, можно решить вопрос некачественного сырья.

Основные инструменты измерения качества проекта:

1. Диаграмма Парето

Диаграмма предложена Вильфредо Парето и иллюстрирует закон больших чисел (в рассматриваемом случае — в преломлении к управлению качеством), по которому 20% основных причин приводят к 80% проблем качества. Это гистограмма, где на горизонтальной оси откладываются типы различных дефектов (выключенное оборудование, неготовые документы, сбой соединения, человеческий фактор и т. д.) по частоте их проявлений в повторяющихся процессах проекта от наиболее частных к наименее частым, а по вертикальной — частота или количество этих проявлений. Правильно построенная гистограмма позволяет выделить 20% (условно) наиболее часто проявляющихся дефектов качества. Справившись с ними, по закону Парето, можно снять 80% проблем качества [18, 19, 20].

2.Диаграмма Ишикавы (Исикавы)

Довольно популярным инструментом определения причин возможных нарушений показателей качества процесса в отдельности или всего проекта является причинно-следственная диаграмма, предложенная Каору Ишикавой (Исикавой) и именуемая иногда на сленге менеджеров «Рыбой».

Данный метод применяется, когда имеют место уникальные и неповторяющиеся процессы и когда сбор статистики повторений невозможен. Диаграмма визуально похожа на рыбий скелет. Справа на месте головы располагают возможный фактор сбоя качества проекта, например, плохая подготовка персонала.  Далее определяются все возможные причины, приводящие к этому исходу. Для упрощения все причины группируются по группам: люди, машины, методы, материалы и др. Следующий шаг – анализ всех причин и поиск возможностей избежать их появления [21, 22].

3. Паспортная система

Основная суть паспортной контрольной системы – это контроль качества на каждом шаге выполнения проекта или управления в контрольных точках.

Смысл системы в том, что ни один уровень выполнения проекта не будет начат, пока не закончится проверка предыдущего. То есть исключается возможность нарушения качества всего проекта из-за ошибки в низшем уровне.

4. Аудит и экспертиза качества управления проектом

Аудит управления проекта проверяет, соответствует ли проектная деятельность стандартам управления и производится на определенных стадиях осуществления проекта.

Экспертиза проекта – это процесс анализа некоторых областей деятельности при выполнении проекта и составление резюме для улучшения качества работы. По результатам экспертизы формируются рекомендации по исправлению недочетов и ошибок, ведущих к снижению качества проекта.

Процесс контроля качества – это очень важный этап на пути реализации успешного проекта. Руководство компании не должно пренебрегать этим этапом, если хочет создать имидж преуспевающей и серьезной компании.


Библиографический список
  1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: «Дело», 2002. – 472 с.
  2. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2014, №10. – C. 49-53.
  3. Войку И.П. Управление проектами. Псков: «Псковский государственный университет», 2013. – 204 с.
  4. Карпушин Е.С. Перспективы развития малого бизнеса и его роль в создании национального богатства // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №4. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2014/2563.
  5. Кустова Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 200 с.
  6. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Науковедение. М.: Издательский центр “Науковедение”, 2014, №4. – C. 118.
  7. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №3. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2014/2458.
  8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004. – 267 с.
  9. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  10. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: “Омега-Л”, 2004. – 664 с.
  11. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  12. Седов В.В. Экономическая теория: Часть 1. Введение в экономическую теорию. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2002. – 115 с.
  13. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  14. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  15. Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. М.: Некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2014, №2. – С. 133-148.
  16. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  17. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: «Триада», 2012, №2. – C. 122-126.
  18. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  19. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  20. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  21. Карпушин Е.С. Элементарный искусственный интеллект // Перспективы науки. Тамбов: «Тамбовпринт», 2010, №3. – C. 96-101.
  22. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2010, №8. – С. 15-19.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «mfis»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация