УДК 336.76

АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ FOREX В РФ

Бондарев Никита Сергеевич
ФГБОУ «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям функционирования и торговли на международном валютном рынке Forex в России. В представленной работе анализируются особенности регулирования брокерской деятельности в РФ, выявляются необходимые направления для дальнейшего развития отрасли при использовании опыта развитых стран. Выделяется проблема недостаточной правовой регламентации функционирования элементов рынка, а также иные проблемы, препятствующие качественному развитию рассматриваемой части финансового рынка в России.

Ключевые слова: биржа, брокер, валюта, законопроект, международный валютный рынок, Россия


ANALYSIS OF THE BROKER ACTIVITY REGULATION AT THE FOREIGN EXCHANGE MARKET IN RUSSIA

Bondarev Nikita Sergeevich
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
This article describes the features of functioning and trading on the foreign exchange market in Russia. In this research the features of the broker activity regulation in the Russian Federation are analyzed, also necessary directions based on experience of the developed countries are found for branch future development. The article notes the deficient legal regulation problem of the foreign exchange market, and other problems, which prevent the high-quality development of this considered part of the financial market in Russia.

Keywords: currency, draft bill, exchange, FOREX, international monetary market, Russia


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бондарев Н.С. Анализ регулирования брокерской деятельности на международном валютном рынке Forex в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43368 (дата обращения: 30.09.2017).

На заседании министров стран-членов МВФ 8 января 1976 г. было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое касалось внесения поправок в устав МВФ. Новая система сменила Бреттон-Вудскую валютную систему, т.е. большинство стран по факту отказались от привязки национальной валюты к доллару или к золоту. Однако лишь в 1978 году МВФ разрешил такой отказ, это был переломный момент, начиная с которого обмен валют начал происходить на свободном валютном рынке по свободным ценам. Именно с этого периода начинается формирование рынка Forex.

Международный валютный рынок Forex является большой частью финансового рынка и играет значительную роль в обеспечение взаимодействия всех сегментов мировых финансовых рынков. На валютном рынке осуществляется любая операция, связанная с иностранной валютой. Другими словами, это рынок денежных (валютных) средств, на котором купля-продажа финансовых ресурсов осуществляется по свободным ценам.   Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют производить данные операции 24 часа в сутки (за исключением выходных) из любой точки земного шара. Значение рынка Forex нельзя переоценить, в настоящее время на него приходится около 90% всех сделок по купле-продаже валют, а годовой суммарный оборот в более чем 10 раз превышает величину мирового ВВП [1].

Целью исследования международного валютного рынка Forex является выявление проблем, связанных с функционирование данного рынка в России, а также оценка его деятельности в некоторых развитых странах. Актуальность данной темы заключается в том, что Forex в России требует качественных изменений, формализации. А возможно это сделать, к примеру, основываясь в большей части лишь на опыт зарубежных стран.

Экономические институты в развитых странах складывались на протяжении вековой практики взаимоотношений экономических агентов. В таких странах как США, Великобритания базовые институты финансового рынка, как эффективные образцы, уже функционируют долгое время. Рассмотрим подробнее уровень организации рынка Forex в них с точки зрения выработки эффективности правил защиты участников рынка. Для анализа выбраны эти страны, так как именно в них самый высокий уровень организации рассматриваемого рынка в мире. Помимо всего, говоря о Великобритании, Лондон является одним из самых крупнейших мировых финансовых центров, привлекая инвесторов со всего мира для совершения там сделок.

В течение долгого периода США строила эффективную систему контроля за деятельностью компаний с целью защиты инвесторов, которые работают на рынке Forex. В США их права защищены формальными нормами, а также правилами саморегулируемой организации. Так, каждая компания в США, оказывающая клиенту услуги по торговле на международном валютном рынке обязаны быть зарегистрирована в государственной Комиссии по торговле фьючерсами (CFTC) [2]. Данная организация создавалась как независимое правительственное агентство с задачей регулирования данных рынков. Регистрация же в ней представляет собой очень долгий процесс с соблюдением большого числа требований.

В Великобритании сложилась не менее эффективная система контроля за деятельностью профессиональных участников финансовых рынков. Здесь также есть организация, занимающаяся регулированием рынков – Financial Services Authority (FSA). Она независима от государства, является негосударственным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью инвестиционных, финансовых и банковских компаний [3].

Говоря о регулировании торговли на международном валютном рынке, хотелось бы отметить следующие особенности:

1)     В развитых странах, где финансовый рынок существует уже давно, сформировались организации, осуществляющие контроль за деятельностью физических и юридических лиц – экономических субъектов финансового рынка. Эти организации негосударственные и саморегулируемые, обладают полномочиями по контролю и надзору за компаниями, которые оказывают услуги на международном валютном рынке.

2)     Брокерским фирмам не выгодно обманывать и действовать против своих клиентов, так как при обращении хотя бы одного клиента с жалобой, об этом узнают все другие клиенты, что подрывает репутацию брокера и, соответственно, вызывает отток клиентов, потерю комиссии и денежных средств.

3)     Как инвесторы, так и частные игроки чувствуют себя защищенными от мошенничества и не боятся вкладывать средства в высокорисковые и высокодоходные активы.

Следует сказать, что совокупность условий, которые предоставляют развитые страны, такие как США и Великобритания, участникам международного валютного рынка Forex, позволяют сделать вывод о том, что они заинтересованы в экономическом росте благополучия своих граждан.

Если функционирование валютного рынка Forex в развитых странах налажено уже давно, то в России этот процесс начался относительно недавно. По этой причине существуют серьезные проблемы организации данного сегмента финансового рынка, основные из которых следует выделить:

  1. Трудности и проблемы “маленьких игроков”. Forex в России существует с 1993 года и, похоже, уже мифологизировался: мало кто понимает, что это, собственно такое, но почти все уверены, что дело это страшно прибыльное. В представлении обывателей, на Forex можно быстро и легко обогатиться. Однако, совершая сделки с валютой, гораздо проще разориться, чем заработать. По статистике лишь один трейдер из десяти в долгосрочной перспективе торгует с прибылью, причем эта прибыль, как правило, составляет 30-40 % в год. Показатель в 50-60 % говорит об успешности трейдера, о его качественно более сильных сторонах в сравнении с остальными. Однако в России очень много тех, кто при маленьких счетах получает 100 % прибыли годовых, но это незначительно для их уровня депозитов. Как показывает практика, с маленькими депозитами трейдеры редко задерживаются на рынке.
  2. Взаимоотношения с налоговыми органами. Выбирая брокера, инвесторы в первую очередь задумываются об уплате налогов на доходы. Однако в России дилинговые компании не обязаны взаимодействовать с налоговыми органами в части уплаты налогов, поэтому обязательства данного рода должен исполнять трейдер самостоятельно. Вся проблема в том, что в российском законодательстве деятельность на рынке Forex не регламентируется. А если кто и захочет обратиться в налоговые органы, то под вопрос попадет проблема определения уровня процентной ставки на прибыль.
  3. Условия заключения сделок с брокерскими компаниями – дилинговыми центрами. Российские дилинговые центры лишены доверия, это связано с тем, что большинство из них регистрируется как фирмы, оказывающие информационные услуги, поэтому в случае конфликта добиться возврата денег не получится. Кроме того, многие российские дилинговые центры организованы как букмекерские агентства. Торговля на Forex здесь будет представлена как игра на тотализаторе. Ситуация лишь в последнее время стала изменяться, однако пока только в сфере лицензирования.
  4. Манипулирование котировками. Брокеры в России придумали целый ряд схем, увеличивающий их доход. Так, к примеру, брокер может “задвигать” цены, т.е. устанавливать для себя выгодные курсы валют, которые будут невыгодны трейдерам.
  5. Доступ для всех. Ошибочное мнение, которое формируют российские брокеры, чтобы опять же увеличить свои доходы, – это доступность торговли на валютном рынке Forex. Считается, что на рынке могут торговать практически все, кому есть 18 лет. И здесь становится неважным, есть ли у трейдера определенный опыт, знания, инсайдерская информация. Брокеры предлагают выход на рынок людям с депозитом, начиная от тысячи рублей. В этом и заключается доступность для всех.

В целом Forex в России все еще институционально не организовано. Практически полностью отсутствует федеральное законодательство по рынку Forex. Нет законодательных актов, нет статистики, нет гарантий, кроме доброй воли к сотрудничеству самих его участников, поэтому ничто не мешает брокерам манипулировать котировками или вовсе исчезать с клиентскими деньгами.

В России нет более или менее серьезных негосударственных саморегулируемых организаций, которые бы эффективно защищали инвесторов, как в США и в Великобритании. Однако все же Россия начинает следовать по путям Запада. Так, начиная с 2006 года лицензии компаниям, работающим на Forex, выдавал ФСФР, а также этот орган продолжил реализовывать свою функцию контроля и за Forex, сейчас же ФСФР упразднен и все полномочия переданы подразделениям ЦБ РФ. В апреле 2013 года в Госдуму внесен законопроект о регулировании деятельности Forex–компаний. В нем устанавливаются изменения, касающиеся обязанностей Forex–дилера разработать правила совершения операций, порядок определения цены сделки, срок ее исполнения, нарушения, которые могут возникать при оспаривании сделок. Споры предлагается рассматривать в арбитражном суде РФ [4]. Законопроект должен был быть рассмотрен 19 марта 2014 года во втором чтении в Государственной Думе РФ, однако по причине геополитической ситуации и росте давления на российскую валюту, был отложен на неопределенный срок. И вот спустя некоторое время законопроект приняли 16 декабря в третьем чтении, однако, по мнению ряда брокеров, закон еще достаточно “сырой”, и нерегулируемый рынок год точно будет не под контролем [5].

Рассмотрев основные положения, касающиеся функционирования международного валютного рынка Forex, а также механизм функционирования Forex в развитых странах, на примере США и Великобритании, выявив основные проблемы, которые мы имеем в России в данной отрасли, следует сказать о том, что все же Россия не стоит на месте, она старательно перенимает западный опыт в регулирования международного валютного рынка. Конечно же, существуют острые проблемы, которые требуют скорейшего решения: необходимость формализации данной деятельности и закрепление положений о ней законодательно отдельным нормативным правовым актом. Учитывая тот факт, что Forex в России имеет чуть более 20-ти летний опыт развития, стоит сказать, что спрос не заставит себя долго ждать, а конкуренция фирм-брокеров при непосредственном участии государства создаст хорошую почву для успешной и честной трейдерской деятельности в России.


Библиографический список
  1. Международный валютный рынок. Основные мировые валюты. [Электронный ресурс] // Мировая экономика, финансы и инвестиции. URL: https://gecont.ru/articles/currency/wcurren.htm (Дата обращения: 14.12.2014)
  2. U.S. Commodity Futures Trading Commission. URL: http://www.cftc.gov/index.htm
  3. Financial Services Authority. URL: http://www.fsa.gov.uk
  4. Внебиржевой рынок Форекс станет регулируемым. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/04/09/forex.html
  5. Законопроект № 249583-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс). [Электронный ресурс] // Государственная Дума. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=249583-6&02 (Дата обращения: 02.01.2015)


Все статьи автора «Бондарев Никита Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: