На заседании министров стран-членов МВФ 8 января 1976 г. было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое касалось внесения поправок в устав МВФ. Новая система сменила Бреттон-Вудскую валютную систему, т.е. большинство стран по факту отказались от привязки национальной валюты к доллару или к золоту. Однако лишь в 1978 году МВФ разрешил такой отказ, это был переломный момент, начиная с которого обмен валют начал происходить на свободном валютном рынке по свободным ценам. Именно с этого периода начинается формирование рынка Forex.
Международный валютный рынок Forex является большой частью финансового рынка и играет значительную роль в обеспечение взаимодействия всех сегментов мировых финансовых рынков. На валютном рынке осуществляется любая операция, связанная с иностранной валютой. Другими словами, это рынок денежных (валютных) средств, на котором купля-продажа финансовых ресурсов осуществляется по свободным ценам. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют производить данные операции 24 часа в сутки (за исключением выходных) из любой точки земного шара. Значение рынка Forex нельзя переоценить, в настоящее время на него приходится около 90% всех сделок по купле-продаже валют, а годовой суммарный оборот в более чем 10 раз превышает величину мирового ВВП [1].
Целью исследования международного валютного рынка Forex является выявление проблем, связанных с функционирование данного рынка в России, а также оценка его деятельности в некоторых развитых странах. Актуальность данной темы заключается в том, что Forex в России требует качественных изменений, формализации. А возможно это сделать, к примеру, основываясь в большей части лишь на опыт зарубежных стран.
Экономические институты в развитых странах складывались на протяжении вековой практики взаимоотношений экономических агентов. В таких странах как США, Великобритания базовые институты финансового рынка, как эффективные образцы, уже функционируют долгое время. Рассмотрим подробнее уровень организации рынка Forex в них с точки зрения выработки эффективности правил защиты участников рынка. Для анализа выбраны эти страны, так как именно в них самый высокий уровень организации рассматриваемого рынка в мире. Помимо всего, говоря о Великобритании, Лондон является одним из самых крупнейших мировых финансовых центров, привлекая инвесторов со всего мира для совершения там сделок.
В течение долгого периода США строила эффективную систему контроля за деятельностью компаний с целью защиты инвесторов, которые работают на рынке Forex. В США их права защищены формальными нормами, а также правилами саморегулируемой организации. Так, каждая компания в США, оказывающая клиенту услуги по торговле на международном валютном рынке обязаны быть зарегистрирована в государственной Комиссии по торговле фьючерсами (CFTC) [2]. Данная организация создавалась как независимое правительственное агентство с задачей регулирования данных рынков. Регистрация же в ней представляет собой очень долгий процесс с соблюдением большого числа требований.
В Великобритании сложилась не менее эффективная система контроля за деятельностью профессиональных участников финансовых рынков. Здесь также есть организация, занимающаяся регулированием рынков – Financial Services Authority (FSA). Она независима от государства, является негосударственным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью инвестиционных, финансовых и банковских компаний [3].
Говоря о регулировании торговли на международном валютном рынке, хотелось бы отметить следующие особенности:
1) В развитых странах, где финансовый рынок существует уже давно, сформировались организации, осуществляющие контроль за деятельностью физических и юридических лиц – экономических субъектов финансового рынка. Эти организации негосударственные и саморегулируемые, обладают полномочиями по контролю и надзору за компаниями, которые оказывают услуги на международном валютном рынке.
2) Брокерским фирмам не выгодно обманывать и действовать против своих клиентов, так как при обращении хотя бы одного клиента с жалобой, об этом узнают все другие клиенты, что подрывает репутацию брокера и, соответственно, вызывает отток клиентов, потерю комиссии и денежных средств.
3) Как инвесторы, так и частные игроки чувствуют себя защищенными от мошенничества и не боятся вкладывать средства в высокорисковые и высокодоходные активы.
Следует сказать, что совокупность условий, которые предоставляют развитые страны, такие как США и Великобритания, участникам международного валютного рынка Forex, позволяют сделать вывод о том, что они заинтересованы в экономическом росте благополучия своих граждан.
Если функционирование валютного рынка Forex в развитых странах налажено уже давно, то в России этот процесс начался относительно недавно. По этой причине существуют серьезные проблемы организации данного сегмента финансового рынка, основные из которых следует выделить:
- Трудности и проблемы “маленьких игроков”. Forex в России существует с 1993 года и, похоже, уже мифологизировался: мало кто понимает, что это, собственно такое, но почти все уверены, что дело это страшно прибыльное. В представлении обывателей, на Forex можно быстро и легко обогатиться. Однако, совершая сделки с валютой, гораздо проще разориться, чем заработать. По статистике лишь один трейдер из десяти в долгосрочной перспективе торгует с прибылью, причем эта прибыль, как правило, составляет 30-40 % в год. Показатель в 50-60 % говорит об успешности трейдера, о его качественно более сильных сторонах в сравнении с остальными. Однако в России очень много тех, кто при маленьких счетах получает 100 % прибыли годовых, но это незначительно для их уровня депозитов. Как показывает практика, с маленькими депозитами трейдеры редко задерживаются на рынке.
- Взаимоотношения с налоговыми органами. Выбирая брокера, инвесторы в первую очередь задумываются об уплате налогов на доходы. Однако в России дилинговые компании не обязаны взаимодействовать с налоговыми органами в части уплаты налогов, поэтому обязательства данного рода должен исполнять трейдер самостоятельно. Вся проблема в том, что в российском законодательстве деятельность на рынке Forex не регламентируется. А если кто и захочет обратиться в налоговые органы, то под вопрос попадет проблема определения уровня процентной ставки на прибыль.
- Условия заключения сделок с брокерскими компаниями – дилинговыми центрами. Российские дилинговые центры лишены доверия, это связано с тем, что большинство из них регистрируется как фирмы, оказывающие информационные услуги, поэтому в случае конфликта добиться возврата денег не получится. Кроме того, многие российские дилинговые центры организованы как букмекерские агентства. Торговля на Forex здесь будет представлена как игра на тотализаторе. Ситуация лишь в последнее время стала изменяться, однако пока только в сфере лицензирования.
- Манипулирование котировками. Брокеры в России придумали целый ряд схем, увеличивающий их доход. Так, к примеру, брокер может “задвигать” цены, т.е. устанавливать для себя выгодные курсы валют, которые будут невыгодны трейдерам.
- Доступ для всех. Ошибочное мнение, которое формируют российские брокеры, чтобы опять же увеличить свои доходы, – это доступность торговли на валютном рынке Forex. Считается, что на рынке могут торговать практически все, кому есть 18 лет. И здесь становится неважным, есть ли у трейдера определенный опыт, знания, инсайдерская информация. Брокеры предлагают выход на рынок людям с депозитом, начиная от тысячи рублей. В этом и заключается доступность для всех.
В целом Forex в России все еще институционально не организовано. Практически полностью отсутствует федеральное законодательство по рынку Forex. Нет законодательных актов, нет статистики, нет гарантий, кроме доброй воли к сотрудничеству самих его участников, поэтому ничто не мешает брокерам манипулировать котировками или вовсе исчезать с клиентскими деньгами.
В России нет более или менее серьезных негосударственных саморегулируемых организаций, которые бы эффективно защищали инвесторов, как в США и в Великобритании. Однако все же Россия начинает следовать по путям Запада. Так, начиная с 2006 года лицензии компаниям, работающим на Forex, выдавал ФСФР, а также этот орган продолжил реализовывать свою функцию контроля и за Forex, сейчас же ФСФР упразднен и все полномочия переданы подразделениям ЦБ РФ. В апреле 2013 года в Госдуму внесен законопроект о регулировании деятельности Forex–компаний. В нем устанавливаются изменения, касающиеся обязанностей Forex–дилера разработать правила совершения операций, порядок определения цены сделки, срок ее исполнения, нарушения, которые могут возникать при оспаривании сделок. Споры предлагается рассматривать в арбитражном суде РФ [4]. Законопроект должен был быть рассмотрен 19 марта 2014 года во втором чтении в Государственной Думе РФ, однако по причине геополитической ситуации и росте давления на российскую валюту, был отложен на неопределенный срок. И вот спустя некоторое время законопроект приняли 16 декабря в третьем чтении, однако, по мнению ряда брокеров, закон еще достаточно “сырой”, и нерегулируемый рынок год точно будет не под контролем [5].
Рассмотрев основные положения, касающиеся функционирования международного валютного рынка Forex, а также механизм функционирования Forex в развитых странах, на примере США и Великобритании, выявив основные проблемы, которые мы имеем в России в данной отрасли, следует сказать о том, что все же Россия не стоит на месте, она старательно перенимает западный опыт в регулирования международного валютного рынка. Конечно же, существуют острые проблемы, которые требуют скорейшего решения: необходимость формализации данной деятельности и закрепление положений о ней законодательно отдельным нормативным правовым актом. Учитывая тот факт, что Forex в России имеет чуть более 20-ти летний опыт развития, стоит сказать, что спрос не заставит себя долго ждать, а конкуренция фирм-брокеров при непосредственном участии государства создаст хорошую почву для успешной и честной трейдерской деятельности в России.
Библиографический список
- Международный валютный рынок. Основные мировые валюты. [Электронный ресурс] // Мировая экономика, финансы и инвестиции. URL: https://gecont.ru/articles/currency/wcurren.htm (Дата обращения: 14.12.2014)
- U.S. Commodity Futures Trading Commission. URL: http://www.cftc.gov/index.htm
- Financial Services Authority. URL: http://www.fsa.gov.uk
- Внебиржевой рынок Форекс станет регулируемым. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/04/09/forex.html
- Законопроект № 249583-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс). [Электронный ресурс] // Государственная Дума. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=249583-6&02 (Дата обращения: 02.01.2015)
Количество просмотров публикации: Please wait