ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ

Евсеев Денис Валентинович1, Горбунов Валерий Николаевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»

Аннотация
В статье описываются возможности использования игр в процессах управления персоналом организации. Обосновывается необходимость рассматривать игру как деятельность, средство, форму организации.

Ключевые слова: игра, кейс, организация, тренинг, управление


THE POSSIBILITY OF USING GAMES IN THE ORGANIZATION

Evseev Denis Valentinovich1, Gorbunov Valeriy Nikolaevich2
1Penza state university of architecture and construction, student
2Penza state university of architecture and construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»

Abstract
The paper describes the possibility of using games in the processes of personnel management. The necessity to consider the game as an activity, means, form of organization.

Keywords: case, game, Management, organization, training


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евсеев Д.В., Горбунов В.Н. Возможности применения игр в организации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/43365 (дата обращения: 19.04.2024).

Игра в жизни любого человека имеет огромное значение, так как она сопровождает его с начала до конца его жизни. Задача игры как метода управления состоит в том, чтобы побудить персонал к целостному восприятию реально протекающих в организации процессов, а также осуществить мониторинг качества и объема, полученных навыков с целью внесения усовершенствований в производственные процессы. Рассмотрим игры в разных аспектах, по блокам и этапам.

Первый этап – диагностический

Игра как деятельность

Мы выявляем отношение участников к игровому процессу их всевозможные потребности, мотивы, возможное эмоциональное отношение. Определяем уровень их развития в игровом процессе, т.е как они осваивают данные элементы: замысел, роль и т.д. Так же в игровом процессе необходимо использование методов, таких как наблюдение за игрой и беседа.

Игра как форма организации

Здесь мы выявляем уровень самостоятельности, а так же самоорганизации участников в игровом процессе, их общение и взаимодействие друг с другом. Это один из важных аспектов, ведь он повлияет на дальнейшее их развитие и положение в организации. Если у участников будут хорошие задатки уже с низов в общении друг с другом, действовать в команде – это огромный плюс, когда уже будут работать и взаимодействовать с коллегами.

Тут так же мы используем методы, такие как наблюдение, за игровым процессом, общение участников, так же выделяем место и время для игры.

Второй этап – подготовка

Игра как деятельность

Здесь мы пытаемся вызвать у участников желание играть, наблюдая за окружающей жизнью. Так же мы отражаем их взаимоотношения. Одним из важных аспектов данной области – это научить участников с помощью мимики и всевозможных движений передать игровой процесс. Учим участников использовать разные предметы в различных игровых действиях, это научит их по-разному действовать в реальной жизни в зависимости от обстоятельств. Так же стараемся вызвать у участников желание комбинировать самим всевозможные, это научит их думать о возможных последствиях или о том какие события могут разворачиваться дальше. По нашему мнению, одно из важных качеств лидера в организации, фирме, группе – это умение предсказать как надо действовать дальше, что может произойти в дальнейшем, видеть наперед, как в бизнесе так и в игре.

Игра как средство

В данной области мы развиваем культуру, речь, мышление, творческие способности. Стараемся сформировать конструктивные навыки, воспитываем положительное взаимоотношение между участниками и развиваем их способность выразить свое отношение к игровому процессу.

Игра как форма организации

На данном этапе воспитываем симпатию участников друг другу, вызываем у них желание объединиться друг с другом в игровом процессе, а так же научить самоорганизовываться в игру. Тут мы используем методы, такие как беседа до и после игры. До игры мы напоминаем правила, после обсуждаем перспективы ее развития и определяем способы ее решения. Так же анализируем конфликтные ситуации, которые возникли в игровом процессе, стараемся их решить сразу.

Третий этап – обучение в игре

На данном этапе мы учим участников создавать самим целостную смысловую игру из нескольких всевозможных действий. Учим придерживаться роли, т.е умению передавать характер выбранной роли, анализировать и оценивать себя в игре.

Игра как деятельность

Учит развертывать индивидуальную и совместную игру и самоорганизовываться в игре.

Игра как средство

Развиваем психологические процессы, так же содействуем развитию свойств личности, такие как дружелюбие, справедливость. Развиваем творческие способности.

Игра как форма

На данном этапе мы уже учим участников самоорганизации в игре, содействуем самостоятельному развитию участников в игровом процессе, и уже учим самим находить место и время для организации игрового процесса. Это дает возможность самоорганизовываться в игровой процесс, содействовать стремлению для совместных игр.

Конечно, мы изложили лишь малую часть влияния игрового процесса на персонал. Как мы можем увидеть с помощью игр можно достичь значительных результатов. Мы с их помощью учим взаимодействовать друг с другом и быть самостоятельными, способность найти себе время и место для игрового процесса и тд. Это своего рода создание малого полноценного коллектива в организации.

Особенности игр в крупных организациях

Крупные хорошо развивающиеся компании уделяют достаточно много времени различным процессам, технологиям и их взаимосвязи. Но часто забывают о людях, которые этим всем занимаются, на них держится вся система. И конечно же мало просто построить взаимосвязь этих процессов и определить конкретную технологию, организовать хороший контроль, самое главное- это создать почву для взаимодействия людей. И если раньше этому не уделялось внимание и все взаимодействия не контролировались руководством, все взаимосвязи были основаны на личных связях. И это отсутствие системы побуждает и развивает непонимание между сотрудниками и руководителем. Конечно же, снижается производительность, сроки выполнения работ, потеря клиентов и т.д.

Для того что бы этого избежать и добиться большей производительности, укрепить коллектив, найти нити соприкосновения руководства и подчиненных применяются тренинги.

Тренинг (от латинского «обучать») – эта такая форма обучения, которая направлена развитие умений, навыков и знаний. Тренинги часто используются, если нужный результат – это не только получение новой информации, но и закрепление полученной ранее.

Тренинг можно рассматривать с разных сторон:

1. Тренинг как вид дрессировки, который основан на формирование нужных форм поведения.

2. Тренинг как своеобразный вид тренировки, который направлен на получение навыков и умений.

3. Тренинг как активная форма обучения.

4. Тренинг как форма создания условий, для того что бы человек раскрылся и для поиска решения его собственных психологических проблем.

Впервые тренинг начали использовать в 1912 году в «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились и проводятся тренинги по развитию навыков выступления перед публикой, развития уверенности в себе и взаимодействия между людьми. В 1946 году К. Левин создает тренинговые группы, которые направлены на повышение компетентности в общении и благодаря нему была создана группа тренинговых умений. В 1970 году был разработан социально-психологический тренинг, основанный на ролевых играх.

Ролевая игра –это игра обучающего или какого-либо развлекательного назначения, участники данной игры стараются действовать в рамках выбранных ими ролей, делая упор на характер своей роли и среды действия. Участники вместе воссоздают сюжет или действую по заранее запланированному плану. Игра считается успешной, если были соблюдены все правила, которые были приняты заранее. Игрок имеет право импровизировать, конечно, в рамках правил. Весь процесс игры основан на том, что участники моделируют какую-либо ситуацию, и каждый ведет себя как хочет, игра за своего персонажа. В данной игре выигрыш может быть и не самым главным результатом, главное задачей может выступать как развитие персонажа, так и правильный отыгрыш.

Виды тренингов

Какой-то единой классификации тренингов нет, но можно выделить их основные типы:

1. Навыковый – это тренинг, направленный на выработку какого-либо навыка.

2. Психотерапевтический- данный тренинг направлен на изменение сознания человека, меняется стереотипный способ поведение, обучает как больше не попадать в одну и ту же яму.

3. Социально-психологический – данный тренинг занимает промежуточное положение между навыковым и психотерапевтическим тренингами, то есть он направлен на получение навыка и изменение сознания.

4. Бизнес-тренинг – так называемый корпоративный тренинг, направленный на развитие навыков у персонала и успешного выполнения всевозможных задач в области бизнеса. Так же он направлен на повышение эффективности производственной деятельности. Данный тренинг очень сложный и ёмкий, он охватывает и затрагивает все аспекты бизнеса компании или крупной организации, и который требует определенного системного подхода.

Бизнес-мастерская – это самый новейший вид бизнес-тренинга., в нем так же имеются формы активности, от лекций до деловых и ролевых игр. Главное отличие данного вида тренинга – это то, что участники сами создают свою программу обучения, и действуют в рамках заданной темы. Обязательные условия для успешного проведения этого тренинга:

1. Как минимум 70% участников тренинга должны иметь опыт работы в своей сфере деятельности 3 года.

2. Данная мастерская должна состоять на 70% из деловых игр, кейсов.

3. Главная роль данного тренинга – это модерация (умеренность, сдержанность).

Основные методы, которые используются на тренингах:

– Кейс – это какая-либо проблемная ситуация, которая требует решения или ответа.

– Деловая игра – имитация каких-либо аспектов деловой деятельности.

– Игры-разминки – это своеобразный инструмент, применяемый для управления игровой динамикой.

Сегодня невозможно представить современную организацию, в которой не применяют тренинги продаж, разрешения конфликтов, принятия решений и т.д. Таким образом, использование игр в организациях является современным атрибутом применяемых методов управления развитием персонала и при соответствующем применении способно дать значительный результат в самой ближайшей перспективе.


Библиографический список
  1. Белоновская, И.Д., Мельникова А.Я. Инженерные игры в педагогической практике//Высшее образование в России. 2009. №3. – С. 112-119.
  2. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Перспективы новых технологий дистанционного образования в университетах // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41747 (дата обращения: 03.01.2015).
  3. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Факторы конкурентоспособности вузовского дистанционного образования, построенного на платформах массовых открытых онлайн-курсов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41748 (дата обращения: 03.01.2015).
  4. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания “Бизнес Партнер” URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.html (дата обращения: 03.01.2015).
  5. Кирюшин А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350 (дата обращения: 03.01.2015).
  6. Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426 (дата обращения: 03.01.2015).
  7. Культюшнова И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 03.01.2015)
  8. Осипов В.С. Приложение теории игр к исследованию конкурентного взаимодействия//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 11 (29). – С. 100-102.
  9. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей. М.: ИНФРА-М, 2009. – 388 с.
  10. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С.Д. Резника. -Москва: ИНФРА-М, 2009. – 474 с.
  11. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
  12. Ролевая игра // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 01.11.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=66539123 (дата обращения: 03.01.2015).
  13. Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf.
  14. Стукач В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 03.01.2015).
  15. Тренинг // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 18.12.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=67395471 (дата обращения: 03.01.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евсеев Денис Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация