Игра в жизни любого человека имеет огромное значение, так как она сопровождает его с начала до конца его жизни. Задача игры как метода управления состоит в том, чтобы побудить персонал к целостному восприятию реально протекающих в организации процессов, а также осуществить мониторинг качества и объема, полученных навыков с целью внесения усовершенствований в производственные процессы. Рассмотрим игры в разных аспектах, по блокам и этапам.
Первый этап – диагностический
Игра как деятельность
Мы выявляем отношение участников к игровому процессу их всевозможные потребности, мотивы, возможное эмоциональное отношение. Определяем уровень их развития в игровом процессе, т.е как они осваивают данные элементы: замысел, роль и т.д. Так же в игровом процессе необходимо использование методов, таких как наблюдение за игрой и беседа.
Игра как форма организации
Здесь мы выявляем уровень самостоятельности, а так же самоорганизации участников в игровом процессе, их общение и взаимодействие друг с другом. Это один из важных аспектов, ведь он повлияет на дальнейшее их развитие и положение в организации. Если у участников будут хорошие задатки уже с низов в общении друг с другом, действовать в команде – это огромный плюс, когда уже будут работать и взаимодействовать с коллегами.
Тут так же мы используем методы, такие как наблюдение, за игровым процессом, общение участников, так же выделяем место и время для игры.
Второй этап – подготовка
Игра как деятельность
Здесь мы пытаемся вызвать у участников желание играть, наблюдая за окружающей жизнью. Так же мы отражаем их взаимоотношения. Одним из важных аспектов данной области – это научить участников с помощью мимики и всевозможных движений передать игровой процесс. Учим участников использовать разные предметы в различных игровых действиях, это научит их по-разному действовать в реальной жизни в зависимости от обстоятельств. Так же стараемся вызвать у участников желание комбинировать самим всевозможные, это научит их думать о возможных последствиях или о том какие события могут разворачиваться дальше. По нашему мнению, одно из важных качеств лидера в организации, фирме, группе – это умение предсказать как надо действовать дальше, что может произойти в дальнейшем, видеть наперед, как в бизнесе так и в игре.
Игра как средство
В данной области мы развиваем культуру, речь, мышление, творческие способности. Стараемся сформировать конструктивные навыки, воспитываем положительное взаимоотношение между участниками и развиваем их способность выразить свое отношение к игровому процессу.
Игра как форма организации
На данном этапе воспитываем симпатию участников друг другу, вызываем у них желание объединиться друг с другом в игровом процессе, а так же научить самоорганизовываться в игру. Тут мы используем методы, такие как беседа до и после игры. До игры мы напоминаем правила, после обсуждаем перспективы ее развития и определяем способы ее решения. Так же анализируем конфликтные ситуации, которые возникли в игровом процессе, стараемся их решить сразу.
Третий этап – обучение в игре
На данном этапе мы учим участников создавать самим целостную смысловую игру из нескольких всевозможных действий. Учим придерживаться роли, т.е умению передавать характер выбранной роли, анализировать и оценивать себя в игре.
Игра как деятельность
Учит развертывать индивидуальную и совместную игру и самоорганизовываться в игре.
Игра как средство
Развиваем психологические процессы, так же содействуем развитию свойств личности, такие как дружелюбие, справедливость. Развиваем творческие способности.
Игра как форма
На данном этапе мы уже учим участников самоорганизации в игре, содействуем самостоятельному развитию участников в игровом процессе, и уже учим самим находить место и время для организации игрового процесса. Это дает возможность самоорганизовываться в игровой процесс, содействовать стремлению для совместных игр.
Конечно, мы изложили лишь малую часть влияния игрового процесса на персонал. Как мы можем увидеть с помощью игр можно достичь значительных результатов. Мы с их помощью учим взаимодействовать друг с другом и быть самостоятельными, способность найти себе время и место для игрового процесса и тд. Это своего рода создание малого полноценного коллектива в организации.
Особенности игр в крупных организациях
Крупные хорошо развивающиеся компании уделяют достаточно много времени различным процессам, технологиям и их взаимосвязи. Но часто забывают о людях, которые этим всем занимаются, на них держится вся система. И конечно же мало просто построить взаимосвязь этих процессов и определить конкретную технологию, организовать хороший контроль, самое главное- это создать почву для взаимодействия людей. И если раньше этому не уделялось внимание и все взаимодействия не контролировались руководством, все взаимосвязи были основаны на личных связях. И это отсутствие системы побуждает и развивает непонимание между сотрудниками и руководителем. Конечно же, снижается производительность, сроки выполнения работ, потеря клиентов и т.д.
Для того что бы этого избежать и добиться большей производительности, укрепить коллектив, найти нити соприкосновения руководства и подчиненных применяются тренинги.
Тренинг (от латинского «обучать») – эта такая форма обучения, которая направлена развитие умений, навыков и знаний. Тренинги часто используются, если нужный результат – это не только получение новой информации, но и закрепление полученной ранее.
Тренинг можно рассматривать с разных сторон:
1. Тренинг как вид дрессировки, который основан на формирование нужных форм поведения.
2. Тренинг как своеобразный вид тренировки, который направлен на получение навыков и умений.
3. Тренинг как активная форма обучения.
4. Тренинг как форма создания условий, для того что бы человек раскрылся и для поиска решения его собственных психологических проблем.
Впервые тренинг начали использовать в 1912 году в «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились и проводятся тренинги по развитию навыков выступления перед публикой, развития уверенности в себе и взаимодействия между людьми. В 1946 году К. Левин создает тренинговые группы, которые направлены на повышение компетентности в общении и благодаря нему была создана группа тренинговых умений. В 1970 году был разработан социально-психологический тренинг, основанный на ролевых играх.
Ролевая игра –это игра обучающего или какого-либо развлекательного назначения, участники данной игры стараются действовать в рамках выбранных ими ролей, делая упор на характер своей роли и среды действия. Участники вместе воссоздают сюжет или действую по заранее запланированному плану. Игра считается успешной, если были соблюдены все правила, которые были приняты заранее. Игрок имеет право импровизировать, конечно, в рамках правил. Весь процесс игры основан на том, что участники моделируют какую-либо ситуацию, и каждый ведет себя как хочет, игра за своего персонажа. В данной игре выигрыш может быть и не самым главным результатом, главное задачей может выступать как развитие персонажа, так и правильный отыгрыш.
Виды тренингов
Какой-то единой классификации тренингов нет, но можно выделить их основные типы:
1. Навыковый – это тренинг, направленный на выработку какого-либо навыка.
2. Психотерапевтический- данный тренинг направлен на изменение сознания человека, меняется стереотипный способ поведение, обучает как больше не попадать в одну и ту же яму.
3. Социально-психологический – данный тренинг занимает промежуточное положение между навыковым и психотерапевтическим тренингами, то есть он направлен на получение навыка и изменение сознания.
4. Бизнес-тренинг – так называемый корпоративный тренинг, направленный на развитие навыков у персонала и успешного выполнения всевозможных задач в области бизнеса. Так же он направлен на повышение эффективности производственной деятельности. Данный тренинг очень сложный и ёмкий, он охватывает и затрагивает все аспекты бизнеса компании или крупной организации, и который требует определенного системного подхода.
Бизнес-мастерская – это самый новейший вид бизнес-тренинга., в нем так же имеются формы активности, от лекций до деловых и ролевых игр. Главное отличие данного вида тренинга – это то, что участники сами создают свою программу обучения, и действуют в рамках заданной темы. Обязательные условия для успешного проведения этого тренинга:
1. Как минимум 70% участников тренинга должны иметь опыт работы в своей сфере деятельности 3 года.
2. Данная мастерская должна состоять на 70% из деловых игр, кейсов.
3. Главная роль данного тренинга – это модерация (умеренность, сдержанность).
Основные методы, которые используются на тренингах:
– Кейс – это какая-либо проблемная ситуация, которая требует решения или ответа.
– Деловая игра – имитация каких-либо аспектов деловой деятельности.
– Игры-разминки – это своеобразный инструмент, применяемый для управления игровой динамикой.
Сегодня невозможно представить современную организацию, в которой не применяют тренинги продаж, разрешения конфликтов, принятия решений и т.д. Таким образом, использование игр в организациях является современным атрибутом применяемых методов управления развитием персонала и при соответствующем применении способно дать значительный результат в самой ближайшей перспективе.
Библиографический список
- Белоновская, И.Д., Мельникова А.Я. Инженерные игры в педагогической практике//Высшее образование в России. 2009. №3. – С. 112-119.
- Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Перспективы новых технологий дистанционного образования в университетах // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41747 (дата обращения: 03.01.2015).
- Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Факторы конкурентоспособности вузовского дистанционного образования, построенного на платформах массовых открытых онлайн-курсов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41748 (дата обращения: 03.01.2015).
- Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания “Бизнес Партнер” URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.html (дата обращения: 03.01.2015).
- Кирюшин А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350 (дата обращения: 03.01.2015).
- Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426 (дата обращения: 03.01.2015).
- Культюшнова И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 03.01.2015)
- Осипов В.С. Приложение теории игр к исследованию конкурентного взаимодействия//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 11 (29). – С. 100-102.
- Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей. М.: ИНФРА-М, 2009. – 388 с.
- Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С.Д. Резника. -Москва: ИНФРА-М, 2009. – 474 с.
- Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
- Ролевая игра // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 01.11.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=66539123 (дата обращения: 03.01.2015).
- Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf.
- Стукач В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 03.01.2015).
- Тренинг // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 18.12.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=67395471 (дата обращения: 03.01.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait