УДК 658.56

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БУМАГИ РИСОВАЛЬНОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАЯК» Г. ПЕНЗЫ)

Родионова Лидия Олеговна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Борьба за потребителя требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Основным фактором конкурентоспособности товара является его качество. В статье предложен квалиметрический анализ продукции на примере бумаги рисовальной.

Ключевые слова: виды дефектов, конкурентоспособность, уровень качества


ANALYSIS OF THE QUALITY OF PRODUCTS (FOR EXAMPLE, PAPER DRAWING OF THE ENTERPRISE "MAYAK" PENZA)

Rodionova Lidiya Olegovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
The struggle for the consumer requires the creation and production of competitive goods. The main factor is the competitiveness of the goods quality. This paper proposes qualimetric analysis products for example paper drawing.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова Л.О., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Анализ качества продукции (на примере бумаги рисовальной предприятия ОАО «Маяк» г. Пензы) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43347 (дата обращения: 29.09.2017).

Сегодня качество продукции играет далеко не маловажную роль. Если предприятие хочет быть конкурентоспособным на рынке, где большое множество «соперников», предлагающих подобную продукцию, оно просто обязано выпускать качественный товар. Для этого предприятие должно проводить испытания производимой им продукции и анализировать полученные результаты оценки, чтобы понять, насколько предприятие конкурентоспособно  по отношению к другим предприятиям, производящим данную продукцию.

Данная оценка нужна производителям не только для того, чтобы осознать, насколько верна политика управления предприятием, но также она помогает найти направление для решения возникших проблем, выявленных при проверке.

Тем самым при соотношении полученных результатов с показателями конкурентов можно выявить имеющиеся проблемы и найти способы их решения, а значит, стать более конкурентоспособным на рынке.

В работе предложен анализ качества продукции на примере бумаги рисовальной предприятия ОАО «Маяк» г. Пензы. Основные показатели качества бумаги рисовальной представлены на рисунках 1, 2.

Рисунок 1 – Показатели технологичности бумаги рисовальной

Рисунок 2 – Показатели назначения бумаги рисовальной

 Оценку уровня качества рисовальной бумаги ОАО «Маяк» проводили с помощью дифференциального метода, основанного на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции с такими же показателями качества базового образца [1, 2]. В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам испытаний о соответствии продукции требованиям нормативно-технической документации, согласно которой оцениваемая продукция производится, в качестве базовых показателей используются показатели данной документации. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный из представленных на рынке образцов.

В том случае, если показатель качества ограничен с одной стороны, причем наибольшее значение его является наилучшим, относительное значение показателя качества определяется по формуле:

При одностороннем ограничении с наилучшим значением, соответствующим наименьшему значению, относительный показатель качества определяется по следующей формуле:

где Pi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Piбаз – значение i-го показателя качества базового образца.

Результаты расчета уровня качества бумаги рисовальной представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 – Показатели качества и их значения для оцениваемого  и базового образцов

Показатели качества

Оцениваемый образец (ОАО «Маяк»)

Базовый образец (ГОСТ 7277-77)

Относительные значения

Масса, г/м2

158,72

153

1,04

Плотность, г/см3

0, 69

0,60

1,15

Сопротивление продавливанию, кПа

154, 32

150

1,03

Влажность, %

4,37

4

1,09

Белизна, %

85,72

83

1,03

Циклограмма, сравнивающая значения показателей бумаги с ОАО «Маяк» со значениями показателей, представленных в ГОСТ 7277-77, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Циклограмма сравнения оцениваемой продукции с требованиями нормативной документации

 Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа показателей качества бумаги рисовальной ОАО «Маяк» с показателями качества продукции-конкурента ОАО «Кодопога»

Показатели качества

Оцениваемый образец (ОАО «Маяк»)

Базовый образец (ОАО «Кондопога»)

Относительные значения

Масса, г/м2

158,72

159

0,998

Плотность, г/см3

0, 69

0,69

1,0

Сопротивление продавливанию, кПа

154, 32

156

0,989

Влажность, %

4,37

4,5

0,971

Белизна, %

85,72

84

1,02

 Циклограмма сравнения значения показателей бумаги ОАО «Маяк» со значениями показателей продукции-конкурента ОАО «Кондопога», представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Циклограмма сравнения бумаги рисовальной  ОАО «Маяк» с продукцией-конкурентом

 По результатам расчетов относительных значений показателей качества изделий и их анализа можно дать следующие оценки:

 - рассматриваемая продукция удовлетворяет требованиям нормативной документации, так как все значения относительных показателей больше единицы;

- уровень качества бумаги рисовальной  ОАО «Маяк» несколько уступает уровню базового образца – продукции-конкурента ОАО «Кондопога», так как большая часть относительных показателей меньше единицы.

 Следующим этапом работы было выявление факторов, влияющих на качество бумаги рисовальной [3] .

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

Внутренние факторы – это факторы, связанные со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. те, которые зависят от деятельности предприятия. К ним относятся технические, организационные, экономические, социально – психологические факторы.

 Технические факторы влияют на качество продукции, ввиду этого внедрение новых технологий, применение новых материалов, более качественного сырья – это основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с культурой производства и труда,  ответственностью за качество продукции, обеспечением соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы определяются затратами на выпуск и реализацию продукции и системой материального стимулирования персонала за производство продукции высокого уровня качества [4].

 Социально – экономические факторы – это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции, которые влияют на создание здоровых условий работы, гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников.

К внешним факторам можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д. В условиях рыночных отношений они способствуют формированию качества продукции.

Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции [5].

Для бумаги характерно несколько видов дефектов, которые учитываются на предприятии. Основные виды дефектов представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Основные виды дефектов бумаги  рисовальной на ОАО «Маяк»

 Для того чтобы уменьшить объем оборотных отходов, т.е. дефектной продукции, предлагается ряд мероприятий, представленный на рисунке  6.

 Рисунок 6 – Схема вариантов принятия управленческих решений для уменьшения количества дефектной продукции

Таким образом, повышение уровня качества неразрывно связано с повышением конкурентоспособности продукции и прибыльностью предприятия. В связи с этим необходимо постоянно анализировать качество выпускаемой продукции.


Библиографический список
  1. Федюкин, В.К. Методы оценки и управления качеством продукции [Текст] : учебник, изд. 2-е перераб. и доп. / В.К. Федюкин, В.Д. Дурнев, В.Г. Лебедев. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.-328с.
  2. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством [Текст] : учебное пособие / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
  3. Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  4. Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.
  5. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: