УДК 658.56

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Умярова София Жафяревна1, Тарасов Роман Викторович2, Макарова Людмила Викторовна3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр техники и технологии
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Современная концепция менеджмента качества основана на принципе максимального удовлетворения потребностей потребителя. В связи с этим предприятиям необходимо направить свои усилия на совершенствование потребительских свойств продукции с учетом затрат на достижение этих свойств. В качестве эффективного метода анализа систем может пользоваться функционально-стоимостной анализ.

Ключевые слова: качество, минеральная вода, функционально-стоимостной анализ


COMPARATIVE ANALYSIS OF THE QUALITY OF MINERAL WATER (ON THE EXAMPLE OF PRODUCTION OF THE PENZA REGION)

Umyarova Sofia Zhafyarevna1, Tarasov Roman Viktorovich2, Makarova Ludmila Viktorovna3
1Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
The modern concept of quality management focused on meeting the needs of the consumer. In this regard, enterprises should focus its efforts on improving consumer properties of products with regard to the cost of achieving these properties. As an effective method of analysis systems can use the value analysis.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Умярова С.Ж., Тарасов Р.В., Макарова Л.В. Сравнительный анализ качества минеральной воды (на примере продукции Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43345 (дата обращения: 03.06.2017).

ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (качество функций) и затратами на достижения этих свойств [1, 2] .

Основная цель проведения ФСА направлена на обеспечение потребительских свойств объекта с минимальными затратами на их проявление.

Задачами, обеспечивающими осуществление главной цели проведения ФСА, могут быть:

- повышение конкурентоспособности продукции;

- повышение качества объекта в целом или его составных частей;

- снижение затрат на производство;

- снижение материало-, фондо-, трудо- и энергоемкости;

- повышение производительности труда;

- замена дефицитных (в том числе импортных) материалов и комплектующих изделий;

- увеличение объема выпуска продукции без дополнительных капитальных вложений;

- ликвидация узких мест в производстве;

- снижение эксплуатационных и транспортных расходов;

- повышение экологичности производства;

- предупреждение, сокращение и устранение брака;

- разработка новых или совершенствование существующих конструкций, технологических процессов, систем организации труда и управления производством;

- прогнозирование развития объектов;

- решение других задач, направленных на повышение организационно-технического уровня и эффективности функционирования анализируемых систем [3, 4].

Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять наиболее объективный показатель конкурентоспособности продукции – соотношение цены и качества, и сопоставлять его с показателями конкурентов [5].

Основной критерий совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА – это его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (качества) и цены [6].

Выделяют следующие методы и средства ФСА:

- методы описания и анализа функций;

- методы анализа затрат;

- методы оценки потребительной стоимости;

- методы постановки, решения задач и оценки решений [7…9].

Данный метод может быть эффективно использован для оценки конкурентоспособности продукции ООО ТД «Кувака и К». В качестве  конкурентов рассматриваются два предприятия, занимающихся производством и реализацией минеральной воды: ЗАО «Исток» и ООО «Престиж». Оценка проводится по нескольким характеристикам:

1. Ассортимент (количество видов напитков)

2. Вкусовые качества и запах (балльная система, характеризующая отсутствие постороннего вкуса и запаха)

3. Удобство упаковки (рассматривается потребителем с точки зрения удобства употребления в нестандартной ситуации)

4. Срок годности (месяцы).

Распределение стоимости ПЭТ-бутылок (вместимость1,5 л) воды:

ООО ТД «Кувака и К» – 17,5 руб.;

ЗАО «Исток»  – 18 руб.;

ООО «Престиж» – 17,8 руб.

В таблице 1 представлены значения характеристик, соответствующие данным предприятиям.

Таблица 1. Значения характеристик конкурирующих предприятий

Наименование предприятия

Наименование характеристики

Значение характеристики

ООО ТД «Кувака и К»

Ассортимент

4

Вкусовые качества и запах

Хорошо: отсутствуют посторонний вкус и запах

Удобство упаковки

Среднее

Срок годности

12

ЗАО «Исток»

Ассортимент

3

Вкусовые качества и запах

Удовлетворительно: отсутствует запах

Удобство упаковки

Среднее

Срок годности

12

ООО «Престиж»

Ассортимент

3

Вкусовые качества и запах

Хорошо: отсутствуют посторонний вкус и запах

Удобство упаковки

Удовлетворительно

Срок годности

6

В таблице 2 представлена матрица смежности параметров:

Таблица 2. Матрица смежности параметров

Параметры

Ассорти-мент

Вкусовые качества и запах

Удобство упаковки

Срок годнос-ти

аi

Рабс

Ротн

Ассортимент

1

0,5

0,5

0,5

2,5

9,25

0,16

Вкусовые качества и запах

1,5

1

1,5

0,5

4,5

16,25

0,28

Удобство упаковки

1,5

0,5

1

0,5

3,5

11,25

0,19

Срок годности

1,5

1,5

1,5

1

5,5

21,25

0,37

 Необходимо провести сравнения ПЭТ-бутылок с водой по каждому из четырех параметров. Результаты сравнений приведены  в таблицах 3-6.

Таблица 3. Сравнение по показателю «Ассортимент»

Предприятие

ООО ТД «Кувака и К»

ЗАО «Исток»

ООО «Престиж”

аi

Рабс

Ротн

ООО ТД «Кувака и К»»

1

0,5

1,5

4

11,5

0,45

ЗАО «Исток»

1,5

1

1,5

2,5

7

0,28

ООО «Престиж»

0,5

0,5

1

2,5

7

0,28

 Таблица 4. Сравнение по показателю «Вкусовые качества и запах»

Предприятие

ООО ТД «Кувака и К»

ЗАО «Исток»

ООО «Престиж»

аi

Рабс

Ротн

ООО ТД «Кувака и К»

1

1,5

1

3,5

10

0,39

ЗАО «Исток»

0,5

1

0,5

2

5,5

0,22

ООО «Престиж»

1

1,5

1

3,5

10

0,39

Таблица 5. Сравнение по показателю «Удобство упаковки»

Предприятие

ООО ТД «Кувака и К»

ЗАО «Исток»

ООО «Престиж»

аi

Рабс

Ротн

ООО ТД «Кувака и К»

1

1

1,5

3,5

10

0,39

ЗАО «Исток»

1

1

1,5

3,5

10

0,39

ООО «Престиж»

0,5

0,5

1

2

5,5

0,22

Таблица 6. Сравнение по показателю «Срок годности»

Предприятие

ООО ТД «Кувака и К»

ЗАО «Исток»

ООО «Престиж»

аi

Рабс

Ротн

ООО ТД «Кувака и К»

1

1

1,5

3,5

10

0,39

ЗАО «Исток»

1

1

1,5

3,5

10

0,39

ООО «Престиж»

0,5

0,5

1

2

5,5

0,22

Рассчитанные показатели комплексных приоритетов по всем параметрам с учетом их значимости, результаты которых указаны в таблице 7.

Таблица 7. Показатели комплексных приоритетов предприятий

Наименование /параметр

Ассортимент

Вкусовые качества и запах

Удобство упаковки

Срок годности

Итого

ООО ТД «Кувака и К»

0,45

0,39

0,39

0,39

ЗАО «Исток»

0,28

0,22

0,39

0,39

ООО «Престиж»

0,28

0,39

0,22

0,22

Значимость характеристики

0,16

0,28

0,19

0,37

Комплексный приоритет ООО ТД “Кувака”

0,072

0,1092

0,0627

0,1443

0,39

Комплексный приоритет ЗАО “Исток”

0,0448

0,0616

0,0627

0,1443

0,31

Комплексный приоритет ООО “Престиж”

0,0448

0,1092

0,0418

0,0814

0,28

Необходимо произвести пересчет значений комплексных приоритетов на единицу стоимости.

ООО ТД «Кувака и К» = 0,022

ЗАО «Исток» = 0,017

ООО «Престиж» =  0,016

ООО ТД «Кувака и К» < ЗАО «Исток» < ООО «Престиж»

Таким образом, для потребителя наиболее предпочтительным продуктом при названных условиях является продукция ООО ТД «Кувака и К», остальные продукты рассматриваются практически на одном потребительском уровне.


Библиографический список
  1. Моисеева, Н.К. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа [Текст] / Н.К. Моисеева, М.Г. Карпунин. – М.: Высшая школа, 1988.
  2. Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  3. Кузьмина, Е.А. Методология TQM [Текст] / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества.- 2002.- №7.
  4. Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
  5. Кузьмина, Е.А. Функционально-стоимостный анализ. Концепции и перспективы [Текст] / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Журнал “Методы менеджмента качества”.- 2002.-№8.
  6. Барышников, А.А. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций [Текст] /  А.А. Барышников, А.М. Кузьмин, Е.А. Кузьмина // Журнал “Машиностроитель”.-2001.- № 9.
  7. Барышников А.А., Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ как инструмент подъема и развития российской экономики [Текст] /  А.А. Барышников, А.М. Кузьмин //Журнал “Машиностроитель”.-2000.- № 11.
  8. Барышников А.А., Кузьмин А.М. Повышение эффективности системы качества предприятия на основе применения функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских задач [Текст] /  А.А. Барышников, А.М. Кузьмин // TQM-XXI.-2000.- выпуск 4.
  9. Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: