АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Умярова София Жафяревна1, Тарасов Роман Викторович2, Макарова Людмила Викторовна3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр техники и технологии
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Стратегия развития предприятия должна основываться на задаче обеспечения максимально высокого уровня качества продукции при грамотной конкурентной политике. Первостепенной задачей в этих условиях является задача оценки уровня качества продукции ближайших конкурентов. В статье приведен пример сравнительного анализа минеральной воды.

Ключевые слова: конкурентоспособность, минеральная вода, сравнительный анализ


THE ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES FOR THE PRODUCTION OF MINERAL WATER (PENZA REGION)

Umyarova Sofia Zhafyarevna1, Tarasov Roman Viktorovich2, Makarova Ludmila Viktorovna3
1Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
Enterprise development strategy should be based on the task of ensuring the highest level of product quality at the competent competition policy. The overriding objective in these conditions is the task of assessing the level of product quality closest competitors. The article is an example of a comparative analysis of mineral water.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Умярова С.Ж., Тарасов Р.В., Макарова Л.В. Анализ конкурентоспособности продукции предприятий по производству минеральной воды (на примере Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/43339 (дата обращения: 21.03.2024).

В настоящее время рынок бутилированной воды развивается достаточно серьезными темпами. В связи с этим производителям  необходимо направить свои усилия на грамотное позиционирование своей продукции с позиций обеспечения высокого качества.

 Для решения проблемы обеспечения качества существует множество эффективных решений, таких как, создание систем менеджмента качества, использование статистических методов и т.д. [1…4]. В любом случае при разработке комплекса мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня качества, необходим сравнительный анализ качества продукции ближайших конкурентов, что позволит грамотно сформировать политику развития предприятия.

Проведем сравнительный анализ продукции трех ведущих предприятий Пензенской области, которые занимают наибольшую долю рынка бутилированнной воды. На рисунке 1 представлено распределение рынка между этими предприятиями.

Рисунок 1 – Доля рынка между предприятиями

С целью проведения сравнительного анализа нескольких образцов продукции необходимо получить комплексную оценку их качества [3, 5].

В качестве объекта исследования выберем минеральную воду производства ООО ТД «Кувака и К» по сравнению с другими участниками рынка, выпускающим аналогичную продукцию. Для расчета уровня конкурентоспособности продукции (ТУП) были выбраны четыре показателя (табл. 1).

Таблица 1. Абсолютные показатели качества и конкурентоспособности продукции

Показатели

ООО  ТД «Кувака и К»

ООО «Престиж»

ЗАО «Исток»

Массовая доля СО2, %

0,3

0,4

0,35

Минерализация, мг/л

450

375

350

Цветность, град. по платиново-кобальтовой шкале

21

20

20,5

Средняя цена, р/л

17,5

18

17,8

В таблице 2 представлены основные группы потребителей и весовые коэффициенты, полученные экспертным методом [3, 6].

Таблица 2. Коэффициенты весомости показателей качества и конкурентоспособности продукции

Показатели качества

Экспертная оценка показателей (значимость) для групп потребителей

Опт

Розница

Массовая доля СО2, %

0,09

0,11

Минерализация, мг/л

0,10

0,11

Цветность, град. по платиново-кобальтовой шкале

0,26

0,28

Средняя цена, р/ л

0,55

0,5

Обобщенный показатель качества вычисляется по формуле [3]:

где j=1…6 – группы потребителей;

n – число показателей качества, учитываемых при расчете технического уровня;

Mij- коэффициент весомости каждого i-го показателя качества j-ой группы потребителей;

Kij- относительный показатель качества продукции

Относительный показатель качества продукции вычисляется по следующим формулам:

1. если увеличение показателя Pj повышает ТУП (показатель 2)

2. если увеличение Pj приводит к снижению ТУП (показатель 1,3,4).

 Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле [7]:

 

Результат расчетов представлен в таблице 3.

Таблица 3. Сводная таблица результатов расчета

Материал основы изделия

ООО ТД «Кувака и К»

ООО «Престиж»

ЗАО «Исток»

Опт

Комплексный показатель качества изделия

0,99

0,95

0,95

Потребительская полезность изделия, %

100%

95,96%

95,96%

Розница

Комплексный показатель качества изделия

0,99

0,94

0,95

Потребительская полезность изделия, %

100%

94,95%

95,96%

 Таким образом, наибольшим значением показателя качества и потребительской полезностью обладает продукция  ООО ТД «Кувака и К». Несмотря на имеющийся задел в области обеспечения качества работа над повышением конкурентоспособности не должна прекращаться независимо какую долю рынка занимает ООО ТД «Кувака и К».


Библиографический список
  1. Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  2. Козицына, А.В. Инструменты повышения уровня качества и  конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
  3. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
  4. Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
  5. Бахтулова, К.М. Обобщенная оценка уровня качества пищевой продукции [Текст] / К.М. Бахтулова, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34285 (дата обращения: 12.05.2014).
  6. Тарасов, Р.В. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений [Текст] / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
  7. Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация