УДК 338.22:378

МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ

Резник Галина Александровна1, Пономаренко Юлия Сергеевна2, Курдова Малика Агамурадовна3, Андина Ксения Сергеевна4
1ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, профессор, д.э.н.
2ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, директор Центра маркетинга и непрерывного образования, кандидат экономических наук кафедры «Маркетинг и экономическая теория»
3ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, аспирант кафедры «Маркетинг и экономическая теория»
4ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы «Мен-41»

Аннотация
В данной статье исследованы теоретические подходы к изучению инновационно – предпринимательской деятельности. Представлены результаты маркетингового исследования по выявлению ключевых факторов, формирующих инновационно – предпринимательскую деятельность. Предложена модель и механизмы активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе.

Ключевые слова: бизнес, инновации, инновационно-предпринимаетльская деятельность, малые инновационные предприятия, механизмы, предпринимательская активность, предпринимательство, система высшего образования


MECHANISMS OF ACTIVATION OF INNOVATION AND ENTREPRENEURSHIP IN UNIVERSITIES

Reznik Galina Aleksandrovna1, Ponomarenko Yulia Sergeevna2, Kurdova Malikа Agamuradovna3, Andina Kseniya Sergeevna4
1Penza State University of Architecture and Construction, professor
2Penza State University of Architecture and Construction, Director of the Center for marketing and continuing education, candidate of economic Sciences
3Penza State University of Architecture and Construction, aspirate the department "Marketing and Economic Theory"
4Penza State University of Architecture and Construction, student group "Men-41

Abstract
This article explores the theoretical approaches to the study of innovation - entrepreneurship. The results of market research to identify the key factors shaping the innovation - entrepreneurship. A model of the mechanisms and enhancing innovation - entrepreneurship in high school.

Keywords: business, entrepreneurial activity, entrepreneurship, higher education, innovation, innovation and predprinimaetlskaya activities, machinery, small innovative companies


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Курдова М.А., Андина К.С. Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43252 (дата обращения: 04.10.2017).

Изменения общества и экономики обуславливают необходимость адаптации вузов к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды и на уровне страны и на уровне отдельного образовательного учреждения. Российским законодательством постоянно вносятся коррективы в цели и задачи функционирования каждого вуза, в методику преподавания дисциплин, в структуру выпускников по направлениям подготовки, вводятся образовательные стандарты третьего поколения. Ключевым фактором эффективности вузовской деятельности становится развитие инновационно – предпринимательской деятельности в вузе.

С середины 90-х годов публиковалось множество работ, описывающих предпринимательскую функцию в университете, но не дающих чёткого определения этого понятия. Так, например, Д. Ропке, в своей работе определил университет предпринимательским на основе того, что университет должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация; члены университета — преподаватели, студенты, сотрудники — должны быть предпринимателями и взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сопряжению» университета и региона.

Учёный, американский педагог и исследователь системы высшего образования Бертон Кларк сформировал концепцию «предпринимательского университета», основным признаком которого является отсутствие боязни коммерциализовать генерацию и распространение научных знаний. Он считает, что важным условием эффективного функционирования предпринимательского университета является такой стиль управления, который обеспечивает гибкость и стратегическое взаимодействие с внешней средой.

Профессор Высшей Школы Экономики С.Р.Филонович сформулировал определение: «Предпринимательский университет — это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах — генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику – путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой».

15 августа 2009 г. вступил в силу № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ, в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности» [1], важнейшая функция которого – установление связи и взаимодействия между ВУЗом и бизнесом.

В соответствии с № 217-ФЗ вузам и научно – исследовательским институтам предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.[1] Одним из путей и форм реализации данного закона является создание малых инновационных предприятий при вузах России. Цель создания МИП при ВУЗах – практическое применение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат научным учреждениям.

Перспективы развития внутривузовского предпринимательства во многом определяются отношением студентов и преподавателей к необходимости и целесообразности заниматься собственным бизнесом.

В ноябре 2014 года Было проведено исследование предпринимательской активности среди студентов и преподавателей в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. В качестве метода исследования использовались полевой опрос студентов разных курсов и направлений подготовки и экспертный опрос преподавателей. Инструментом исследования явилась анкета. Объем выборочной совокупности студентов составил 100 человек при 10 %-ной ошибке выборки, 25 преподавателей ПГУАС. Выборка репрезентативна по направлениям подготовки. Среди студентов на вопросы анкеты ответило 37 человек мужского и 63 человека женского пола в возрасте от 18 до 22 лет. На вопросы анкеты также ответили 25 преподавателей ПГУАС в возрасте от 23 до 45 лет.

Результаты исследования позволили выявить, что лишь 8% респондентов имеют свой, действующий в настоящее время бизнес. Направлениями деятельности бизнеса являются: туризм; салоны красоты и здоровья; общепит; точки в торговых с компьютерными играми – очки окулус; продажа и поставка наушников; транспортные услуги; МИПы, связанные с бизнесом («Бизнес опора» и «Promotional products»). Формой собственности большинства компаний является ИП – 63%; 37% зарегистрированы как общество с ограниченной ответственностью. В основном в компаниях работает до 10 человек. Распространение информации о компании происходит по следующим коммуникационным каналам: реклама на интернет сайтах, реклама в социальных сетях («Вконтакте»), реклама в печатных изданиях и распространение визиток и личные встречи с целевой аудиторией. Среди преподавателей лишь двое ответили, что имеют собственный бизнес, с численностью персонала более 50 человек. Направления деятельности: производство упаковочной продукции и переработка отходов производства и потребления. Коммуникационными каналами распределения являются реклама в Интернете и наружная реклама.

9% опрошенных студентов ответили, что пытались организовать собственное дело, но у них не получилось. Это были следующие сферы бизнеса: изготовление ручных изделий; ресторанный бизнес; поставка и продажа брендовых товаров; косметология; животноводство; организация мероприятий и прямые продажи. Среди преподавателей 36% открывали свой бизнес в сфере строительства, недвижимости, землеустройства и кадастров, проведения научных исследований и маркетинговых исследований экологической направленности. Среди причин, из-за которых бизнес не оказался успешным, преподаватели ПГУАС выделяли: наличие консультационной поддержки в лице специалиста, отсутствие опыта предпринимательской деятельности, семейные разногласия по поводу бизнеса и отсутствие квалифицированных рабочих. Студенты среди трудностей выделяют также отсутствие поддержки в лице специалиста, финансовые трудности и трудности в бизнес – планировании.

28% опрошенных студентов при открытии бизнеса изучали идеи через интернет-среду, выявляя при этом наиболее актуальные направления. 39% опрошенных ответили, что собственное дело – это мечта детства. Также респонденты выделяли формирование инновационного мышления в вузе, продолжение семейного бизнеса, советы преподавателей в вузе и анализ ситуации на рынке (Рис. 1)

Рис.1. «Факторы, формирующие бизнес – идею, по мнению студентов и преподавателей»

32 человека из 100 опрошенных студентов ответили, что в настоящее время не имеют желания организовывать своё дело. Это обусловлено отсутствием финансовых средств (36%); большой ответственностью и отсутствием интереса вообще (19%); отсутствием бизнес идеи (17%). Среди преподавателей 17 человек ответили, что не хотят в настоящее время создавать бизнес по причине отсутствия свободного времени; наличия других приоритетов в жизни; наличие уже существующего бизнеса. 8 преподавателей ответили, что хотели бы открыть собственное дело и пятеро из них готовы открыть бизнес на базе вуза в основном совместно с коллегами по вузу и специалистами в выбранной сфере вне вуза. У половины желающих открыть дело на базе вуза имеется бизнес-идея.

Результаты исследования позволил определить, что 68 опрошенных студентов хотели бы в настоящее время создать свой бизнес и 35 человек хотели бы создать его на базе вуза. Большинство студентов (55%) хотели бы организовать своё дело с другом. Примерно одинаково распределилось процентное отношение (22% и 23%) между вариантами “создание бизнеса одному и с преподавателем”. Следует отметить, что 48 респондентов из 82 ответивших на вопрос о наличии бизнес идеи ответили, что она у них есть. Это говорит о существующем потенциале.

Также следует отметить, что 33 студента из тех, кто ответил, что хотел бы организовать в настоящее время собственное дело, ответили, что вариант создания бизнеса на базе вуза их не устраивает. Среди причин выделялись следующие: отсутствие перспективы развития; отсутствие связи идеи с деятельностью вуза; отсутствие бизнес – идеи; отсутствие возможности получения желаемой прибыли; отсутствие необходимого оборудования; нежелание связывать свою будущую деятельность с вузом. Преподаватели в основном выделяли следующие причины: отсутствие интереса и выгоды; отсутствие финансовых средств; не получится качественно вести бизнес и заниматься научной деятельностью в университете.

В ходе исследования были выделены основные знания и ресурсы, необходимые при организации своего бизнеса. Основным необходимым ресурсом, по мнению большинства опрошенных студентов, являются финансовые средства (70 человек), предпринимательские способности (61 человек) и личные качества (43 человека). По мнению преподавателей, основными необходимыми ресурсами являются предпринимательские способности и наличие финансовые средства, также, по их мнению, важны личные качества и саморазвитие. (Рис.2)

Рис. 2. «Необходимые знания и ресурсы при организации собственного бизнеса, по мнению студентов и преподавателей»

Исследование позволило определить основные качества, присущие начинающему предпринимателю. Распределение ответов представлено на Рис.3-4. По мнению студентов и преподавателей, важными качествами, являются умение ставить цели, организованность готовность предпринимателя к риску, настойчивость и мобильность.

Рис. 3. «Оценка профессиональных и личных качеств, по мнению студентов»

 Рис. 4. «Оценка профессиональных и личных качеств, по мнению преподавателей»

Для привлечения студентов к предпринимательской деятельности необходимо повысить уровень их информированности о возможностях открытия собственного дела и оказываемой поддержки Правительства за счет разработки и распространения брошюр и буклетов, посвященных практическим вопросам предпринимательской деятельности. Что касается привлечения студентов к открытию собственного бизнеса на территории вуза, то для реализации данного направления целесообразно, прежде всего, предоставить студентам на льготных условиях аренды необходимые площади для открытия малых предприятий и оказать необходимую консультационную и финансовую поддержку. Данное направление является одним из способов предоставления студентам возможности совмещения учебы и самостоятельной предпринимательской деятельности как одного из наиболее значимых факторов развития предпринимательства среди студентов.[7]

На основании проведенного исследования была разработана модель механизмов активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе. Данная модель включает в себя основные механизмы, инструменты активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе и факторы её развития, влияющие на студентов и преподавателей. (Рис. 5)

Рис.5  «Механизмы активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе»

Представленные основные механизмы активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе классифицированы на три группы:

1) Стратегический механизм, который реализуется на основе двух принципов: “снизу вверх” (инициатива от научных работников, профессорско-преподавательского состава) и принцип “сверху вниз” (поддержка и трансляция мер  от руководства вуза к научным работникам, профессорско-преподавательскому составу и студентам).

2) Тактический механизм, который подразумевает выделение бизнес – инкубаторов – организаций, занимающихся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации, и микрокредитных организаций – финансовых организаций, занимающихя выдачей небольших кредитов гражданам, обычно - микропредпринимателям, которые не в силах претендовать на обычные банковские кредиты.

3) Комбинированный механизм, объединяющий в себе основные направления стратегического и тактического механизмов.

Как было выявлено ключевыми инструментами активизации инновационно – предпринимательской деятельности являются:

1) Структурные подразделения вуза. Технопарки. Представляют собой объединение научно-исследовательских институтов, объектов индустрии, деловых центров, выставочных площадок и учебных заведений. Необходимы для того, чтобы сконцентрировать на одной территории специалистов общего профиля деятельности.

2) Активные формы обучения. Бизнес тренинги. Необходимы для развития у команды сотрудников или в частности одного предпринимателя знаний, умений и навыков инновационной деятельности. Подготовка кадров по направлениям инновационно – предпринимательской деятельности. Введение курса по изучению инновационно – предпринимательской деятельности. Деловые игры -

3) Ресурсная поддержка. Система экономической поддержки. Возможность получения кредитов на льготных условиях. Система технологической поддержки. Применение новых технологий и высокотехнологичного оборудования; материальная база; возможность арендовать площади для ведения бизнеса. Сеть экспертов по оценке инновационных проектов. Необходима для качественной оценки жизнеспособности и возможной прибыльности новых инновационных проектов.

Проведенное исследование предпринимательской активности среди студентов и преподавателей ПГУАС позволило выявить основные факторы, способствующие созданию собственного бизнеса. На студентов оказывает влияние совокупность следующих факторов:

-личные и профессиональные качества (развитие у студентов таких качеств как организованность, гибкость, настойчивость и предпринимательский талант);

- финансовая поддержка (выделение грантов и кредитов на льготных условиях для студентов – начинающих бизнесменов);

- информационная поддержка (ознакомление студентов с новыми государственными законами и программами);

- мощная исследовательская база;

- предпринимательская культура (развитие предпринимательской активности студентов, посредством внедрения предпринимательской культуры с первых дней обучения, а также абитуриентов на стадии знакомства с вузом);

- учебные дисциплины (внесение в учебную программу вуза дисциплин, направленных на изучение основ предпринимательской деятельности);

- возможность совмещения учебы и ведения бизнеса (создание благоприятных условий для студентов, например, возможность выполнения индивидуальных заданий; корректировка расписания);

- содействие Центра коммерциализации и трансфера технологий (консультирование студентов по вопросам бизнеса Центром маркетинга; предоставление необходимой информации о ранее проведенных исследованиях и помощь в поддержке связей с успешными бизнесменами);

На преподавателей оказывают влияние такие факторы как:

-университетская политика, рассматривающая сотрудничество с инновационным бизнесом; расширение внешних связей;

- материально – техническая база; рабочие площади

- консультации специалистов

- мощная исследовательская база

- возможность включение предприятий в международную сеть для проработки вопросов НИИ на международном уровне

На основе ключевых факторов была разработана модель и механизмы активизации инновационно – предпринимательской деятельности в вузе, с помощью которой можно развивать инновационную деятельность в любом вузе и эффективно реализовывать государственную политику в области предпринимательства в высшем учебном заведении.

Таким образом, полученные результаты исследования позволили предложить практические рекомендации:

1. Мероприятия, направленные на развитие и активизацию предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава:

  • содействие вуза в открытии преподавателями собственного бизнеса, носящего, прежде всего, инновационный характер, поскольку данные предприятия базируются на экономике знаний, источником которой является вуз и его преподаватели, занимающиеся научной деятельностью и осуществляющие инновационные разработки;
  • оказание помощи в организации предпринимательской деятельности за пределами вуза, прежде всего в сфере услуг — образовательных, консалтинговых, юридических, гостиничных, ресторанных, косметических и др.

    С целью реализации данных задач в вузах целесообразно организовать виртуальный бизнес-инкубатор, состоящий из двух центров — центра бизнес-образования и центра развития предпринимательской деятельности. Основными функциями указанных центров в составе единого бизнес-инкубатора должны стать: развитие личных качеств и профессиональных компетенций, необходимых для открытия собственного бизнеса; повышение информированности преподавателей о возможностях ведения предпринимательской деятельности; создание условий для успешной организации бизнеса; оказание необходимой консультационной поддержки. Бизнес-инкубатор, созданный на базе вуза, является тем механизмом, который способствует последовательной реализации единого звена «идея — товар — рынок», разработке и внедрению конкурентоспособных видов наукоемкой продукции.

    Кроме того, с целью активизации предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава следовало бы дифференцировать аудиторную учебную нагрузку, снизив ее для преподавателей, которые возглавляют малые инновационные предприятия.

    2. Мероприятия, направленные на привлечение студентов к предпринимательской деятельности:

  • создание в вузе благоприятных условий для совмещения учебы и предпринимательства за счет разработки индивидуальных планов обучения; предоставления возможности посещения лишь семинарских/лекционных занятий, досрочной сдачи сессии в случае необходимости;
  • содействие в открытии бизнеса на территории вуза: привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности; выделение необходимых площадей на льготных условиях; оказание консультационной помощи; развитие студенческого самоуправления; проведение семинаров, конференций и круглых столов с приглашением представителей бизнес-структур (по актуальным проблемам развития молодежного и, в частности, студенческого предпринимательства); взаимодействие с центром занятости для организации регулярных встреч его сотрудников со студентами вуза; сотрудничество с фондами содействия развитию малого предпринимательства, открытие школы молодых предпринимателей, целью которой является повышение информированности студентов о возможностях создания собственного бизнеса и развитие у них необходимых знаний, умений, навыков и личных качеств.

Библиографический список
  1.  ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ, в целях практического применения результатов  интеллектуальной  деятельности»
  2. А. К. Казанцев. Инновационное развитие университетов: аналитический обзор ведущих российских вузов. Научные доклады, № 6 (R)– 2012. СПб: ВШМ СПбГУ, 2012.
  3. Груздинский А.О. Проектно-ориентированный университет» Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. — 370 с.
  4. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. «Что такое предпринимательский университет» Вопросы образования 1/2007г.
  5. Резник Г.А. Предпринимательская  деятельность  в  вузе  как  фактор  повышения его конкурентоспособности. Теоретические аспекты, реалии, проблемы и перспективы. — М.: ИНФРА-М, 2012.
  6. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики .2010.№3. С.411-413.
  7. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. №2. С. 62-67.


Все статьи автора «Пономаренко Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: