УДК 101

РОЛЬ ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье рассматривается феномен зеркальных нейронов. Применительно к системе высшего образования на основе механизма зеркального отражения объясняются процессы социализации личности и консолидации общества.

Ключевые слова: духовные скрепы, зеркальное отражение, зеркальные нейроны, консолидация общества, менталитет, перенос, правосознание, социализация, социокультурные образцы, эмоциональная тупость


ROLE OF MIRROR NEURONS IN THE PROCESS OF PERSONALITY SOCIALIZATION AND SOCIAL CONSOLIDATION

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The article discusses the phenomenon of mirror neurons. As applied to the higher education system and on the base of a mirror reflection mechanism processes of personality socialization and social consolidation are interpreted.

Keywords: blunted effect, legal conscience, mentality, mirror neurons, mirror reflection, social consolidation, socialization, socio-cultural models, spiritual ties, transference


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/41332 (дата обращения: 30.09.2017).

Мозг человека ежедневно воспринимает вереницу бесчисленных сигналов, которые (сознательно/бессознательно) накапливаются в нас, вызывая разного рода реакции, готовность к действию, провоцируя психические и физические изменения в организме. Мимика и жесты, также как и связанные с ними эмоции, могут передаваться от одного человека к другому. Эти спонтанные проявления искусно вплетены в повседневную жизнь каждого человека: напряжение мышц при виде удара молотком о чужой палец; непроизвольная улыбка в ответ на приветливое выражение лица прохожего; заразительный смех при просмотре юмористических программ; позыв к зевоте при виде зевающего человека; имитация поз и движений, интонации и мимики собеседника; прищур глаза при виде чьих-то безуспешных попыток вдеть нитку в иголку и т.п. Случайно замеченная улыбка способна не только заставить нас улыбнуться в ответ, но и может поднять настроение на длительное время. Причина кроется в механизме работы зеркальных нейронов человеческого организма.

Зеркальное отражение и резонанс являются одними из эффективных средств лечения в медицине и важной базой психотерапевтических процессов в психиатрии. Спонтанное взаимопонимание между людьми было бы невозможно при отсутствии действия зеркальных нейронов, проявляющихся в интуиции и эмпатии, в результате чего не могло бы существовать то, что принято называть доверием. Передача эмоций и жестов имеет значение как в сфере личного общения, так и в профессиональной деятельности людей, работающих в модели «человек – человек». Например, резонансные явления могут стать средствами влияния в бизнесе и политике, причиной достижения удачи или неудачи в области стиля руководства, механизмом формирования коллективизма или индивидуализма в сфере идеологии и т.п. Наше сознание, воля, социальные нормы, принятые в обществе, могут частично нивелировать чувства и эмоции, которые возникают под воздействием зеркальных нейронов. Например, в обществе всеобщего потребления, популяризирующем идеологию эгоизма, у индивидов будет преобладать рыночная ориентация характера.

Термин «зеркальные нейроны» был впервые озвучен группой итальянских нейрофизиологов под руководством Дж. Риззолатти: «Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые активизируются не только когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими <…> Зеркальные нейроны – это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры» [1]. Таким образом, процессы имитации и понимания нами намерений других людей создают биологические предпосылки для развития культуры. Благодаря зеркальным нейронам передаются знания и опыт, необходимые для творческой деятельности, так как лишь на основе общего культурного фундамента можно достичь некой оригинальности. Все талантливые люди, прежде чем создать свой уникальный продукт, у кого-то учились, что-то копировали и их творения постепенно становились частью общей человеческой культуры.

В свое время Аристотель точно подметил, что человек – это социальное животное. Безусловно, есть некое природное начало, объединяющее нас всех, но многое зависит и от культуры, в которой мы воспитывались. Дуальность человека ему очень помогает в жизни. Выживание человека и всего человечества зависит от того, насколько хорошо конкретный индивид и целые народы понимают действия, намерения и эмоции окружающих.

Механизмы эффективного общения людей во многом объясняются действием зеркальных нейронов. А. Козлов подчеркивает: «Феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы. Эти необычные клетки человеческого мозга ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека» [2]. Т.В. Черниговская трактует зеркальные системы как способность ментально стать на позицию другого человека и своеобразную основу социума [3]. В.С. Рамачандран предсказывал, что вслед за НТР XX века наступит время когнитивной революции XXI века, поскольку «зеркальные нейроны сделают для психологии то, что ДНК сделал для биологии: они обеспечат единые рамки и объяснят множество умственных способностей» [4].

Миф и ритуал – как способы познания мира, передачи знаний и опыта – напрямую связаны с механизмом зеркального отражения. Анализ их взаимодействия приоб­ретает особую значимость в периоды идеологического, нравственного и соци­ального кризиса, в то время, когда происходит переоценка мировоззренческих ценностей и формируются новые материальные и духовные условия человече­ского существования. В мифе и ритуале был выражен донаучный опыт культурного развития человечества. Миф и ритуал – две стороны одного и того же образа жизни древних людей – ду­ховная и «практическая». Миф – это рассказ, а ритуал – его инсценировка. Ри­туал – это магическое действие, а миф – его описание, «проговаривание». В действительности мифы сообщали не только о происхождении мира, жи­вотных, растений и человека, но и о важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, смертным суще­ством того или иного пола, организованным в обществе и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определенными правилами.

Выживание первобытного коллектива во многом зависело от ритуала. Е.Я. Режа­бек рассматривал ритуал как особую семиотическую структуру, обеспечи­вающую специфическими средствами, а именно способами телесно-представ­ленного кода, моделирование мира в сознании коллектива людей. Прямое назна­чение ритуала состояло в том, чтобы быть способом передачи информации от коллектива к индивиду и от индивида к коллективу [5, с. 81]. Чтобы в прими­тивной человеческой группе приобретение сделать наследуемым, его нужно было включить в ритуал, в «сказывание» программы действия, т.е. в миф [5, с. 85]. Ритуал выполнял особую когнитивную функцию. Ритуал – это способ дейст­вия, предваряющий само действие. Это своеобразная репетиция и тренировка для определенной группы людей: охотников, рыболовов, собирателей и т.д. Таким образом, ритуал в примитивном обществе становится способом накопления, передачи и трансляции трудовых навыков, а также обеспечивает оптимальную результативность социально-значимого действия в данных исторических усло­виях.

По словам Ф.Х. Кессиди, основной функцией мифа является не познава­тельно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспече­ние единства и целостности коллектива. Ученый считает, что «миф способствует организации коллектива, содействует сохранению его социальной и социально-психологической монолитности» [6, с. 55].  Таким образом, миф направлен на утверждение человеческих желаний и организацию коллективных действий, на внушение как чувства единства между членами коллектива, так и чувства гармо­нии с мировым целым.

О мифе, как о человекообразующей машине, говорил М. Мамардашвили. Философ считал, что миф в сочетании с ритуалом дает не просто правильное или неправильное представление  о мире, «но и имеет, к тому же, конструктивную, человекообразующую сторону: нечто такое, через что в человеке становится «что-то», чего не было бы, если бы не проходило через некую машину, пока на­зываемую нами мифом и ритуалом» [7, с. 14]. Иными словами, миф и ритуал создают в человеке некую структуру памяти, т.е. некую форму, которая имеет отношение к бытию и благодаря которой человек может войти в измерение, именуемое бытием [8].

Наши далекие предки посредством мифа и ритуала при передаче знаний и опыта достаточно эффективно использовали механизм действия зеркальных нейронов. Это способствовало консолидации общества и трансляции социально востребованных образцов поведения из поколения в поколение. Однако, не стоит забывать, что в современной жизни встречаются люди неспособные к спонтанному, непроизвольному отклику на настроение другого человека. Это может быть обусловлено защитной реакцией мозга на стресс («эмоциональная тупость») или вызвано психическими расстройствами индивида.

По мнению академика РАН Н.П. Бехтеревой, патологическая реакция мозга на эмоциональный стресс («эмоциональная тупость») может привести к необратимым последствиям в обществе. С одной стороны, для человека, переживающего эмоциональный стресс, подобная реакция мозга – это своего рода выход. С другой стороны, здесь скрыта серьезная социальная проблема. Он или она остаются глухими как к личным, так и к общечеловеческим проблемам. Когда такое состояние развивается у людей, обладающих социальной или политической властью, они способны уйти от принятия решений, имеющих первостепенную важность для общества. Если «эмоциональная тупость» поразит интеллигенцию, то человечество столкнется с перспективой значительного снижения творческого потенциала планеты. Вывод настораживающий: увеличение числа людей с устойчивыми патологическими состояниями мозга может привести к глобальной неустойчивости в обществе.

Н.П. Бехтерева предлагала пути выхода из этого порочного круга: «Действия, направленные на источник отрицательных эмоций, могут быть особенно эффективными. Большое число людей, участвующих в дискуссиях и действиях, направленных на прекращение гонки вооружений и устранение угрозы жизни человечества, творчеством и доброй волей помогут построить мир, в котором не будет такой угрозы. Борясь за благо человечества, мы одновременно боремся против разрушительных изменений собственного мозга, помогая в то же время «разбудить» мозг тех, кто уже стал эмоционально тупым. Этот процесс изменения физиологически обоснован, необходим и неотложен» [9, с. 6]. Таким образом, ученый-нейрофизиолог подчеркивала необходимость переориентации творчества на цели сохранения всего живого на нашей планете. В рамках системы образования РФ эти проблемы может решать биоэтика – как новое синтетическое направление современной науки [10, с. 107].

Глобальные проблемы современности в прошлом веке заставили научное сообщество по-новому взглянуть на процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в разных сферах жизнедеятельности общества. Рассуждая о путях выхода из сложных социокультурных проблем, ученые подчеркивали необходимость внутренней трансформации индивидуальной культуры человека, обретающей свои силы в «новом гуманизме», позволяющем воссоздать гармонию непрерывно меняющегося мира [11, с. 36].

В условиях современного инновационного общества велика опасность антигуманного использования достижений науки и техники на практике. Это актуализирует рассмотрение значимости гуманистически-ответственной детерминанты ученого в науке. Игнорирование аксиологического подхода к процессу профессиональной подготовки ученого и плодам его инновационной деятельности может привести к умножению и диверсификации глобальных проблем современности [12, с. 5].

Гуманизация высшего образования осуществляется на концептуальной основе, суть которой заключается в переходе к новой человекоориентированной модели образования. Формирование основ духовной культуры [13], правосознания [14] и менталитета [15] у студенчества возможно в педпроцессе вуза при активном использова­нии регионального компонента [16]  и воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин [17]. Стержнем процесса гуманизации высшего образова­ния является наполнение его духовным содержанием, в основе которого лежат смысложизненные ценности, имеющие общечеловеческую основу [18].

Одной из основополагающих идей создания и функционирования государства является идея гражданского воспитания общества и, в первую очередь, молодежи, поэтому содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности [19, с.378].

Студенчество – период обучения в вузе, во время которого личность обучающегося проходит все этапы социализации через освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы [20, с. 12]. Социализация молодежи невозможна без активного включения каждой отдельной личности и всего студенческого сообщества в различные виды духовно-нравственной и творчески-созидательной деятельности.

Особое внимание должно быть уделено внеаудиторным видам деятельности (волонтерское движение и учебная экскурсия) как способам формирования у молодежи активной гражданско-правовой позиции, поскольку включение студентов в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности [21, с. 53].

На современном этапе развития государству необходимо учитывать роль регионализации системы образования и степень ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. От успехов этой стратегии во многом зависит не только будущее нашей страны как федеративного государства, но и уровень духовно-нравственного развития граждан, степень мастерства и профессионализма россиян [22, с. 37].

По мнению нейрофизиолога А.А. Ухтомского, главным в воздействии на организм является «воспитание доминант» путем упражнения или сознательного создания новых доминант. Моральные регулятивы межличностных отношений возрождаются к жизни лишь через индивидуальное осознание каждым конкретным индивидом смысла собственного существования, лишь будучи пропущены, преломлены через его собственные доминанты жизни и поведения. Значение подобных невидимых и неделимых нравственных «эталонов жизни», сконцентрировших в себе искомые человечеством высшие идеалы «должного, жданного, предвидимого», огромно, так как они являются главным ориентиром не только личной жизни человека, но и нравственным «императивом» его профессиональной деятельности [23].

Одним из средств социализации личности и развития гражданских качеств у студентов российских вузов является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности. Необходимость содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и созданию условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций была отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Волонтерство – это направленность души на безвозмездную помощь ближнему и творчески-созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества. Добровольное сотрудничество не имеет строгих временных рамок, оно зиждется на гражданских качествах личности, ответственности, инициативе и добровольности. В российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза. Профессиональное волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность), будет способствовать формированию мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности. Это особенно ценно для будущих педагогов и психологов, юристов и социологов, медицинских и социальных работников, выбирающих путь волонтерского движения не только по зову сердца, но и для приобретения профессиональных навыков [24].

В рамках данного исследования нас интересует большинство индивидов, регулярно спонтанно откликающихся на жесты и мимику других людей, не успевая задуматься о своей реакции. Это актуализирует проблему дальнейшего применения знаний о механизмах работы зеркальных нейронов в процессе гуманизации и гуманитаризации науки и образования. В процессе социализации личности студента важную роль играет развивающее пространство, то есть та социальная среда вуза, в которой созданы оптимальные условия для: 1) усвоения студентом социального опыта и 2) воспроизводства его в практической деятельности. Эффективный результат этого двустороннего процесса может быть достигнут при условии активного использования в аудиторной и внеаудиторной деятельности вуза воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин посредством воздействия на молодежь механизмов зеркального отражения.

В условиях духовно-нравственного кризиса личности и общества перед наукой стоит задача проработать пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия отечественных ученых: философов, нейрофизиологов, социологов, политологов, педагогов, психологов – и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации и гуманитаризации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Это предполагает интеграцию накопленных в науке знаний и создание условий для развития комплексных междисциплинарных исследований человека с целью изучения роли зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества.


Библиографический список
  1. Риззолатти Д. Зеркальные нейроны (интервью) // Психологическая газета 26.06.2006. URL:http://psy.su/interview/1924/ (дата обращения 11.11.2014).
  2. Нейроэстетика: как мозг видит красоту. URL: http://www.elitniy.ru/article/show/836/ (дата обращения 11.11.2014).
  3. Как исследования мозга изменят жизнь в 21 веке? URL: http://www.voanews.com/russian/news/Brain-Study-2011-11-22-134368628.html (дата обращения 11.11.2014).
  4. Mirror neurons and imitation learning as the driving force behind “the great leap forward” in human evolution. URL:http://www.edge.org/3rd_culture/ramachandran/ramachandran_index.html (дата обращения 11.11.2014).
  5. Режабек Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ). – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 304 с.
  6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: становление греческой философии. – М.: Мысль, 1972. – 312 с.
  7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: Инфра-М, 1998. – 408 с.
  8. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. … канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2004. – 112 с.
  9. Бехтерева Н.П. Воспоминания о будущем // Наука и религия. – 1990. – № 3. – С. 4–6.
  10. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 6. – С. 100–108.
  11. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  12. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  13. Агеева Н.А. Нравственный императив ученого как показатель эффективности его инновационной деятельности // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XX. – С. 57–60.
  14. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  15. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
  16. Крамская С.В. Роль регионального компонента образования в процессе социализации студентов-медиков // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XX. – С. 57–60.
  17. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 3. – С. 67–70.
  18. Агеева Н.А. Аксиологическое измерение науки и образования // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XXI. – С. 41–44.
  19. Камалова О.Н. Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 378–381.
  20. Гуничева Е. Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 7. – С. 12.
  21. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  22. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 37–42.
  23. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117-122.
  24. Агеева Н.А. Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации молодежи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: