УДК 159.9

СЕЛФИ – ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Гринькова Екатерина Андреевна
Южный федеральный университет

Аннотация
Селфи - культурный феномен ХХI века, история которого уходит в конец XIX - начало ХХ века. В статье рассматривается становление данного феномена, современные тенденции.

Ключевые слова: автопортрет, интернет, культура, селфи, снимок, социальная сеть, феномен


SELFIE - A LOOK AT THE HISTORY OF A CULTURAL PHENOMENON

Grinkova Ekaterina Andreevna
Southern federal university

Abstract
Self - cultural phenomenon of the twenty-first century, the history of which goes to the end of XIX - early XX century. The article deals with the emergence of this phenomenon, the current trend.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гринькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 03.06.2017).

Феномен селфи захлестнул интернет пространство в 2005-2011 году, хотя первое упоминание относят к 2002 году (интернет-форум в Австралии), а в 2013 было введено в  Оксфордский словарь, а сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «фотографический автопортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram.

Как мы уже отмечали ранее [7- 13] заголовки ряда зарубежных изданий (NewYork Magazine, The Telegraph, Time и др.), все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека («у автора нет друга, который мог бы сделать его портрет»). Так J.Wortham отмечает, что selfie – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [19]. Кроме того N. Berlatsky [14] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.

Кроме того, история фотографического автопортрета значимо глубже феномена селфи. Можно отметить, что одни из первых автопортретов относятся к началу 20 века. Хотя одно из первых селфи было сделано Робертом Корнелиусом в 1839. Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица. Так существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом, так в  письме, которое сопровождало фотографию, 13 летняя Анастасия написала: «Я сделала эту картину смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали». В целом, начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала). В 1955 году Борис Полевой, ездивший в США, побывал у Поля Робсона. Писатель, не расстававшийся с аппаратом «Зоркий 3-С», беседуя, запечатлел самого себя и сидевшего рядом с ним гостеприимного хозяина. Существуют селфи выполненные Дж. Ленноном, папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории селфи-фото, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана.

Некоторые авторы отмечают, что «доступность» себя в качестве модели автопортрет становится весьма популярным жанром. Однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами – вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. В тоже время за последний год в Instagram появилось более 34 миллионов фотографий с тегом «selfie», такие автопортреты размещают в сети как подростки, так и звезды эстрады разных стран и даже космонавты. И M.Garber говорит о том, что существует «Национальная галерея Selfie» [16], поскольку практически у каждого пользователя социальной сети есть хотя бы один – автопортрет.

О.В. Конфидерат  [2] отмечает, что «фотография есть результат отношения, по крайней мере, трех взглядов или трех субъектов созерцания: камеры, фотографа, зрителя, кроме того есть модель которая пытается предугадать каким выйдет кадр. В случае «селфи» модель является и фотографом, а результат можно увидеть до нажатия кнопки спуска.

Феномен селфи получает все новые формы и названия. Так, в зависимости от того где и как сделан селфи существуют релфи (relfie relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком был так назван социологами из Гарвардского университета; felfie (farmer selfie)

Кроме того существует сайт http://selfiemeter.com/ который помогает оценить свое селфи. А самыми популярными хэштегами января-февраля 2014 года были #selfiegame и #selfieolympics. А в 2011 году Скарлетт Йохансон опубликовала селфи из ванной отеля, где во втором зеркале за ней была видна ее обнаженная спина, на этой волне открылся сайт  http://scarlettjohanssoning.com/ где все желающие могли повторить данное селфи и выложить на общее обозрение. Также существует селфи-полиция, которые собирают «самые ужасные селфи снимки» – так лидером весны 2014 года стало селфи девушки на фоне только что умершей бабушки.

В современной литературе посвященной селфи выделяют 6 основных типов: селфи со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); селфи с едой; селфи в примерочной (сюда также относятся фотографии сделанные дома в момент примерки разных нарядов); селфи на пляже (или другом месте отдыха) и селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами).

На волне интереса к селфи в 2014 году вышел молодежный сериал «Селфи» описывающий все проблемы современной молодежи, который каждый шаг своей жизни  фиксируют в социальных сетях сопровождая их снимком.

В целом можно отметить, что существует целый поток интернет публикаций связанных с селфи – снимки, шутки, фильмы. Все они формируют культурный пласт, новый тип мышления. И даже новый тип фобии – селфифобия (боязнь сделать плохой автопортрет). Однако научных публикаций на эту тематику крайне мало и затрагивают лишь некоторые аспекты селфи, а не создают целостный образ данной характеристики. На наш взгляд – данный феномен не заслужено остается за пределами научных исследований, и требует более глубокого изучения.


Библиографический список
  1. Апасова И.М. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 268-273.
  2. Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета.  Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 82–88.
  3. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  4. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
  5. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006, №4. С. 96-104
  6. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67.
  7. Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.
  8. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  9. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  10. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  11. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 25.05.2014).
  12. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
  13. Погонцева Д.В.Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  14. Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (дата обращения: 25.05.2014).
  15. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/
  16. Glăveanu V. P.,  Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology Volume 34, August 2014, Pages 12–21
  17. Larsen G., Lawson  R., Todd  S.  The consumption of music as self-representation in social interaction // Australasian Marketing Journal (AMJ), Volume 17, Issue 1, May 2009, Pages 16–26
  18. McAndrew F. T., Jeong H. S. Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use// Computers in Human Behavior Volume 28, Issue 6, November 2012, Pages 2359–2365
  19. Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 25.05.2014).
  20. Yang Q., Li C. Mozart or metallica, who makes you more attractive? A mediated moderation test of music, gender, personality, and attractiveness in cyberspace // Computers in Human Behavior Volume 29, Issue 6, November 2013, Pages 2796–2804


Все статьи автора «pub.ivanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: