МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Гринь Наталья Владимировна
ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Аннотация
В статье представлена авторская модель процесса формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа. Осмысление понятий «профессиональные ценности», «воспитательная среда» повлияло на выделение структурных компонентов модели, а также позволило раскрыть их содержательное наполнение.

Ключевые слова: воспитательная среда, компоненты модели, модель, модель формирования профессиональных ценностей в условиях воспитательной среды колледжа, оценочно-результативный компонент., профессиональные ценности, содержательно-операционный компонент, целевой компонент


THE MODEL OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL VALUES OF THE STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

Grin Natalia Vladimirovna
Sholom-Aleichem Priamursky State University

Abstract
Author’s model of the formation process of professional values of the students in the conditions of the educational environment of the college is introduced in this article. Сomprehension of the notions «professional values», «educational environment» influenced on the detection of model’s components and also let to disclose their substantial filling.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гринь Н.В. Модель формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36634 (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время общество предъявляет к новому поколению специалистов требования конкурентоспособности, включающей сформированность профессиональных ценностей. Однако система современного профессионального образования имеет некоторые деформации в реализации подготовки высококвалифицированных специалистов, требующихся обществу.

В науке сложились определенные теоретические предпосылки для решения проблемы формирования профессиональных ценностей в условиях воспитательной среды, одной из которых является построение модели исследуемого явления.

В научной литературе смысловое поле понятия «модель» определяется как:

- устройство воспроизводящее, имити­рующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях);

- образ, аналог, схема определенного фрагмента реальности, объекта культуры или познания оригинала;

- интерпретация (в логике, математике) [1].

В педагогике модель рассматривается как система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, она является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [2].

Содержательное наполнение модели зависит от цели исследования, дающее возможность проследить какие-либо характеристики объекта исследования. В педагогической науке модель включает следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный [1]. Практическая ценность модели для исследования, по мнению Г.В. Суходольского, определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта.

Основанием разработанной модели формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа, с одной стороны, являются требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, с другой – потребность общества в специалистах нового поколения, способных и готовых к активной профессиональной деятельности в условиях современной политической и социально-экономической системы.

Методологической основой разработанной модели явился комплекс взаимосвязанных подходов компетентностного и ценностно-ориентированного.

Важным аспектом компетентностного подхода, является то, что он выступает в современном обществе основой подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных в быстроменяющихся экономических условиях. Профессиональная компетентность специалиста подразумевает не только теоретическую и практическую подготовленность в области профессиональной деятельности, но и свидетельствует о сформированности профессиональных ценностей личности, необходимых для самореализации и самосовершенствования (А.Ю. Петров, О.Е. Лебедев, Д.А. Иванов, Э.Ф. Зеер).

Ценностно-ориентированный подход (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов), описывает развитие ценностной сферы личности, ее отношению к миру, к деятельности, в том числе и профессиональной. Немаловажно то, что личность самостоятельно находит личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В логике исследования необходимо приступить к рассмотрению разработанной модели формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа, которая включает 3 взаимосвязанных компонента:

- целевой, включающий цель и задачи по формированию профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа;

- содержательно – операционный, отражающий основные направления (содержание) воспитательной деятельности, принципы, формы и методы работы педагогов со студентами;

- оценочно – результативный, включающий в себя критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных ценностей студентов колледжа.

В целевом компоненте представлена цель – формирование профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа.

С одной стороны цель актуализирована объективными процессами, протекающими в ходе профессионального образования, с другой – определяет систему задач, способствующих ее реализации:

- сформировать мотивацию к профессиональной деятельности;

- сформировать базовые представления о будущей профессиональной деятельности, а также предъявляемых к ней требований;

- создать условия воспитательной среды для активного включения студентов в деятельность, приближенную к профессиональной.

Выше изложенные задачи отражают компоненты профессиональных ценностей личности, сформулированные разными авторами [3; 4]:

- мотивационно-смысловой (включает в себя рефлексию студентом собственной системы ценностей в связи с вхождением в учебно-профессиональную среду, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в своей деятельности);

- когнитивный (обеспечивает ориентировку будущего специалиста на основе научных знаний в профессиональной сфере, направлен на формирование у студента про­фессиональных ценностей и идеалов. Условием становления этого компонента является не только овладение современными дидактическими знаниями, но и развитие интеллектуально-познавательных процессов, творческого мышления и проективного воображения, механизмов понимания, осмысления и рефлексии.);

- деятельностно-практический (предполагает свободное самостоятельное владение основными профессиональными умениями, навыками; грамотную и четкую постановку задач и проблем, их оценку и разрешение; готовность самостоятельно творчески использовать полученный практический опыт и знания в конкретной профессиональной деятельности и нести личную ответственность за их применение с пользой для окружающих и в собственных интересах).

Основными принципами реализации модели являются:

- принцип целостности и системности;

- принцип управляемости и целенаправленности;

- деятельностный принцип;

- принцип включенности в социально значимые отношения;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов при организации воспитательной среды.

Реализация содержательно-операционного компонента будет осуществляться в рамках воспитательной деятельности колледжа.

Анализируя разные точки зрения на особые характеристики воспитательной деятельности,  ряд авторов (А.Н. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.Г.  Ковалев) заостряют внимание на осуществление деятельности в двух плоскостях: с одной стороны – воспитательная деятельность педагога – формирующая (участвует в передаче опыта, накопленного человеком), с другой – самовоспитательная деятельность студента – формируемая,  направлена на приобретение общественного опыта, на трансформацию его в личное достояние самого студента, отличается высокой степенью самостоятельности и осознанности [5; 6]. В контексте сказанного, важным для нашего исследования является то, что при создании условий воспитательной среды необходимо учесть двуединость процесса формирования профессиональных ценностей студентов.

Исходя из выше сказанного положения, формирование профессиональных ценностей студентов в воспитательной среде колледжа не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависят от определенных педагогических условий.

Под педагогическим условием будем понимать внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [7].

Педагогические условия формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа заключаются в следующих положениях:

1. Содержательная направленность воспитательной среды на профессиональный компонент.

2. Образ «значимого другого».

3. Обусловленность учебно-профессиональной деятельности личностно-значимыми мотивами, потребностями студента, так как осознанное формирование ценностной сферы личности может происходить только в том случае, если складывается внутреннее стремление к освоению своей профессиональной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности представлено в виде 3 направлений: осуществляемая в рамках пространства колледжа; представляющая интеграцию «колледж-вуз» и представляющая интеграцию партнерских отношений «колледж-предприятие».

Реализация модели возможна при подборе инструментария содержательно-операционного компонента, включающий ряд методов и форм воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания, предложенная П.И. Пидкасистым, является наиболее целесообразной в рамках нашего исследования [8]:

1.    Методы, формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен ин­формацией (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, дискуссия).

2.    Методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, соревнование, познавательная игра).

3.    Методы, оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их по­ступков (индивидуальное консультирование, беседа).

Для эффективного формирования профессиональных ценностей студентов в воспитательной среде колледжа были отобраны следующие формы организации занятий:

1.    Диалоговые (В.М. Аганисян, С.В. Кондратьева, Р.П. Мильруд): групповая дискуссия, эвристические беседы, «мозговая атака», круглый стол.

2.    Ролевые (А.А. Вербицкий, С.В. Кондратьева, В.А. Сластенин): деловые игры, конкурсы профессионального мастерства.

3.    Формы проблемного обучения (А.В. Петровский, А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина): анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач (задачи-вопросы, задачи-интриги, задачи-проблемы).

Формирование профессиональных ценностей в условиях воспитательной среды колледжа включает в себя реализацию следующих этапов [9]:

1. Информационно-аксиологический – ознакомление студентов с ценностно-смысловым содержанием будущей профессиональной деятельности.

2. Реализационно-осознаваемый – переживание, осознание и принятие (непринятие) профессиональных ценностей студентом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, через реали­зацию ценностей в действии и поведении личности.

3. Результативно-личностный – в данный период времени происходит становление общей и профессиональной культуры студента, накопление опыта в про­фессиональной сфере и формирование потребности в самосовершенствовании себя как профессионала.

Оценочно-результативный компонент модели включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных ценностей студентов колледжа.

Критерии сформированности профессиональных ценностей были определены в результате системно-структурного анализа компонентов профессиональных ценностей личности, предложенные А.А. Ларионова-Кречетовой (мотивационно-смысловой, когнитивный, деятельностно-практический) [4].

Мотивационно-смысловой критерий отражается в следующих показателях:

- проявление познавательного интереса к будущей профессии;

- ориентация личности на достижение высоких результатов в учебно-профессиональной деятельности;

- понимание смысла будущей профессиональной деятельности и своего места в ней.

Когнитивный критерий определялся следующими показателями:

- наличие общих и профессиональных компетенций (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.) [10];

- широта профессионального кругозора;

- наличие творческого потенциала (творческое мышление и проектив­ное воображение).

Деятельностно-практический критерий предполагает владение основными профессио­нальными умениями и навыками и выражается в следующих показателях:

- умение применять полученные знания на практике в нестандартной ситуации (уровень профессиональных умений);

- степень самостоятельности при решении профессиональных задач;

- способность к активному взаимодействию с другими членами профессиональной общности;

- способность планировать путь своего профессионального образования, свою профессиональную карьеру.

На основе анализа критериев и показателей были выделены три уровня сформированности профессиональных ценностей студентов колледжа: высокий, средний, низкий.

Оценочно-результативный компонент является заключительным и отражает уровень достижения целевого компонента модели формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа. Результатом реализации модели является личность студента, способного находить личный смысл в профессиональном труде, проявляющего устойчивый интерес к профессии, а также способного самостоятельно проектировать и строить свою профессиональную карьеру в соответствии с выбранной специальностью.

Обобщая, следует отметить, что описанная выше модель, на наш взгляд, будет способствовать эффективному формированию профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа. Так, воспитательная среда представляет собой комплекс условий и потенций, которые являются пусковым механизмом для личностного и профессионального развития студента.


Библиографический список
  1. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/neprokina.pdf.
  2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.
  3. Лабутина С.А. Формирование профессиональных ценностей учителя безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук, Москва, 2009. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003465976.
  4. Ларионова-Кречетова А.А. Динамика ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельности в процессе становления субъекта труда: Возрастно-психологический аспект : автореф. дис. … канд. псих. наук, Москва, 2005. 34 с.
  5. Дубасенок О.А. Категория «воспитательная деятельность» в системе психолого-педагогических понятий // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 98-104.
  6. Огольцова Е.Г., Егоров В.В., Смолькина Т.П. Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. 2010. № 1. С. 71-76.
  7. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
  8. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. педаг. вузов и педаг. Колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  9. Дубовицкая С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631-638.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. №.144. М., 2010.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «NataliaG»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация