ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Филиппова Екатерина Сергеевна
Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация
Данная статья посвящена профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте. В данной статье раскрываются понятия «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», приведены примеры возможных трудностей и обстоятельств при выборе профессии. Особую роль в данной статье отводится старшему подростковому возрасту и факторам, влияющим на профессиональный выбор, т. к. именно в этот период происходит формирование представления о себе в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: внешние факторы, внутренние факторы, личностное самоопределение, образование, профессиональное самоопределение, профессия, самоопределение, старший подростковый возраст


FEATURES OF PROFESSIONAL SELF IN LATE ADOLESCENCE

Filippova Ekaterina Sergeevna
Chelyabinsk State Pedagogical University

Abstract
This article is devoted to professional self-determination in the high school age. In this article the concept of "professional self-determination", "personal self-determination", presented examples of possible difficulties and circumstances when choosing a career. Special role in this article is given late adolescence and the factors influencing the professional choice, because in this period is the formation of ideas about themselves in their professional activity.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова Е.С. Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36454 (дата обращения: 12.04.2024).

Вопрос «Кем быть?» возникает в жизни любого человека, находящегося на пути окончания школы. Особенно данный вопрос актуален для старшего подросткового возраста, т. к. именно этой возрастной категории учащихся предстоит сделать выбор: выбор профессии, выбор учебных предметов для сдачи необходимых экзаменов, выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Перед сдачей экзаменов и поступлением в профессиональное учебное заведение перед учащимися появляется главная цель — профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации (4). В этот период происходит согласование социально-профессиональных потребностей и внутриличностных особенностей и склонностей личности, который проявляются в обучении и на всем жизненного пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.

Профессиональное самоопределение всегда сопровождает личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии (4). Личностное самоопределение складывается из ценностных ориентаций (направленность личности, материальные и духовные ценности, мировоззрение). К ценностным ориентациям личности можно причислить следующее: материальные вещи, семья, творчество, здоровье, путешествие и т. д. Например, личность, увлекающаяся путешествиями, поставит перед собой цель поступить на факультет туризма. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, и именно на основе личностного самоопределения складывается профессиональное. Однако профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение – от самого человека.

Старшим подростковым возрастом называют период с 14 до 16 лет, но границы данного периода, как показывает Л. Ф. Обухова, могут отличаться в исследованиях авторов (2, с. 285). Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательны, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии.

На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины.

Многообразие мира профессий позволяет старшему подростку выбрать ту профессию, которая соответствует его личностным и профессиональным интересам, однако при таком многообразии с выбором нетрудно ошибиться. Е. А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии (3, с. 10):

  1. Отношение к выбору профессии как «раз и навсегда». В современной профессиональной деятельности произошли определенные изменения: если раньше учащиеся выбирали профессию «на всю жизнь», то на данный момент такой задачи нет.

  2. Престижность и популярность профессии. Престижность и популярность профессии зачастую может не соответствовать личностным и профессиональным интересам. В эпоху интеллектуального труда в современном профессиональном мире происходит дефицит рабочих профессий (технологи, конструкторы, строители и т. д.). Причинами недостатка рабочих профессий могут быть недостаточная заработная плата или престижность профессии.

  3. Выбор профессии под влиянием семьи, друзей. При выборе профессии могут возникать разногласия не только между внешними обстоятельствами и внутренними интересами учащегося, но и с окружающими его людьми — семья, друзья, знакомые. Подростки склонны прислушиваться к мнению окружающих людей в силу психологических особенностей возрастной категории. Старший подросток хочет оправдать ожидания родителей и выбирает профессию, в которой родители хотели бы видеть его. Другие подростки подражают своим друзьям. А третьи выбирают профессию совершенно противоположную не только родительской, но и своим возможностям.

  4. Какой человек — такая профессия. Пожалуй почти каждому человеку приходилось сталкиваться с непрофессиональной компетентностью в той или иной сфере, однако это может быть всего лишь единичный случай, который влияет на несоответствующее понимание специфики профессии.

  5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. Наглядным примером могут служить люди, добившиеся успеха по карьерной лестнице, а также публичные люди — актеры, певцы, телеведущие. Учащиеся могут иметь представление о «легкости» достижения какой-либо цели, однако достижение любой цели требует максимальную активизацию внешних и внутренних ресурсов.

  6. Выбор профессии по учебному предмету. Ссылаясь на пример выше, личность, увлекающаяся путешествиями, выберет факультет туризма – следовательно, вступительным экзаменом будет экзамен по географии. Но экзамен по географии может потребоваться и будущему экономисту, например. Иными словами, один учебный предмет не может соответствовать только одной профессии, но может ряду профессий.

  7. Незнание, недооценивание или переоценивание своих физических возможностей и способностей. При выборе профессии необходимо изучить ее влияние на физическое самочувствие и здоровье.

  8. Незнание специфики трудовых действий выбираемой профессии или поверхностное представление о ней. Например, пилот самолета или стюардесса считаются «красивыми» профессиями. Однако нельзя исключать обратную сторону данного выбора (физическая, эмоциональная, дисциплинарная подготовленность).

Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» (1, с. 213).

Таким образом, выбор профессионального пути — одна из ключевых задач старшего подросткового возраста. При выборе профессии необходимо иметь четкое представление о своих способностях и возможностях, о возможностях обучения, о положении профессии на рынке труда и трудоустройства, а также о перспективах профессионального и карьерного роста. Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  позволяет обезопасить от возможных ошибок, делает трудовую деятельность увлекательной и интересной, позволяет достичь профессиональных и карьерных успехов.


Библиографический список
  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.352 с.
  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология.М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с
  3. Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Ростов : Феникс, 2006. 288 с.
  4. А. Я. Психология [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/handbook/p/prof26.html (дата обращения: 30.06.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ekaterina Filippova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация