МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования мотивации обучения в вузе. Выделяется доминирующий мотив учебной деятельности. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, мотивация обучения, Университетский учебный комплекс, формирование профессиональной мотивации


MOTIVATION OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to the analysis of research results of motivation of training in higher education institution. The dominating motive of educational activity is allocated. Research was conducted in control (traditional educational institutions) and experimental groups (educational institutions of the University complex) entrants, students of various courses, young specialists.

Keywords: formation of professional motivation, higher education institution, motivation of training, the University educational complex


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (дата обращения: 19.04.2024).

На исследование профессиональной мотивации направлена методика «Мотивация обучения в вузе» [1, с. 433], предложенная Т.И. Ильиной. Данная методика имеет три шкалы:

– «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

– «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

– «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Методика позволяет выразить доминирование того или иного мотива количественно.

Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах начинающих обучение в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства по данной методике показывает закономерность, выраженную в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирования с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» в группах начинающих обучение в ПГУАС

Шкала

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Максимальный результат

«приобретение знаний»

7,6 балла

11,3 балла

12,6 балла

«овладение профессией»

5,9 балла

8,1 балла

10 баллов

«получение диплома»

9 баллов

4,6 балла

10 баллов

В контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС преобладает число баллов по шкале «Получение диплома» (9 баллов из 10 возможных). Меньшее количество баллов по шкале «Приобретение знаний» (7,6 баллов из 12,6 возможных). Минимальный результат по шкале «Овладение профессией». Количественные результаты по данной методике подтверждают результат, полученный в контрольной группе начинающих обучение в ПГУАС с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности», разработанной А.А. Реаном и В.А. Якуниным: доминирующим мотивом в указанной группе является мотив получения диплома. При этом абитуриенты мало задумываются о необходимости получения знаний и практически не связывают свое обучение в вузе с овладением будущей профессией.

В экспериментальной группе максимальное внимание уделяется приобретению знаний (11,3 балла из 12,6 возможных). При этом, под влиянием профессиональной мотивации в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс», получение знаний учащиеся связывают с приобретением профессии (8,1 балла из 10 возможных). Минимален результат в баллах по шкале «Получение диплома» –  4,6 балла из 10 максимально возможных. Полученный результат, как и в контрольной группе, соответствует результату, полученному по предыдущей методике определения ведущих мотивов обучения в вузе.

Аналогичная методика была предложена студентам выпускных курсов (4-5 курсы) ПГУАС (см. таблицу 2)

Таблица 2. Результаты тестирования с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» в группах выпускников ПГУАС

Шкала

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Максимальный результат

«приобретение знаний»

6,1 балла

10,6 балла

12,6 балла

«овладение профессией»

7,8 балла

9,4 балла

10 баллов

«получение диплома»

8,1 балла

5 балла

10 баллов

В контрольной группе выпускников ПГУАС произошли значительные изменения:

1) Увеличился результат в баллах по шкале «Овладение профессией» –  с 5, 9 баллов в группе начинающих обучение в вузе до 7,8 баллов у выпускников вуза. Это стало возможным благодаря профессиональной мотивации и профессионально ориентированному обучению в высшем учебном заведении Ассоциации УУК.

2) Снизился средний количественный результат по шкале «Приобретение знаний» –  с 7,6 баллов в группе абитуриентов до 6,1 балла в группе выпускников. Студенты больше внимания стали уделять непосредственно практике овладения профессией, а не только теоретическим знаниям.

3) Несколько снизился количественный показатель по шкале «Получение диплома» –  с 9 баллов в группе начинающих обучение до 8,1 балла в группе выпускников. Но результат по этой шкале превосходит результаты по двум другим шкалам.

Следовательно, несмотря на все положительные тенденции в контрольной группе выпускников (увеличение позиций по шкале «Овладение профессией», снижение показателей по шкале «Получение диплома»), доминирующим мотивом учебной деятельности в контрольной группе был изначально и остался вплоть до окончания вуза мотив «Получение диплома», что свидетельствует о ложности мотива выбора данной конкретной специальности и вуза. Этот же результат, но без количественных показателей, был получен предыдущей тестовой методикой.

В экспериментальной группе также произошли изменения:

1) Снизился показатель по шкале «Приобретение знаний» с 11,3 баллов в группе начинающих обучение до 10,6 баллов в группе выпускников. Как и в контрольной группе это является свидетельством переноса внимания с получения теоретических знаний, умений, навыков, на непосредственное овладение профессией.

2) В результате профессиональной мотивации в вузе, продолжающем традиции учебных заведений Университетского учебного комплекса, увеличился средний результат в баллах по шкале «Овладение профессией» –  с 8,1 до 9,4 баллов.

3) Несколько возрос результат по шкале «Получение диплома». Незначительность увеличения – с 4,6 баллов в группе начинающих обучение до 5 баллов в группе выпускников – позволяет связать данный прирост с приближающимся моментом окончания вуза, волнением, связанным с защитой диплома.

В экспериментальной группе превалирующим является результат по первым двум шкалам, что подтверждает истинность выбора специальности и вуза, совершившимся еще в стенах довузовского учебного заведения Ассоциации УУК [2].


Библиографический список
  1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер. – 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. Каргина, Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2004.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация