ГАРМОНИЧНЫЙ ОБРАЗ В ГОБЕЛЕНЕ. ВЫХОД В ПРОСТРАНСТВО

Мереняшева Марина Анатольевна1, Митина Виталина Олеговна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья рассматривает историю гобелена как историю развития его связи с пространством, анализирует творческие составляющие и пространственные возможности гобелена в дизайне. Образ-символ Гармонии, раскрывающий сущность этого эмоционального искусства найден средствами формальной композиции и метода метафоры.

Ключевые слова: Гармония, гобелен, инсталляция, образ-символ


THE HARMONIOUS WAY IN THE TAPESTRY. ACCESS TO THE SPACE

Merenyasheva Marina Anatolievna1, Mitina Vitalina Olegovna2
1Penza state University of architecture and construction, associate Professor of the chair of design and art design of interior
2Penza state University of architecture and construction, student of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article examines the history of tapestry as the history of its relationship with space, analyzes creative components and spatial features of tapestry in design. The image is a symbol of Harmony, revealing the essence of this emotional art found by means of formal composition and method of metaphor.

Keywords: Harmony, image and symbol, installation, tapestry


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А., Митина В.О. Гармоничный образ в гобелене. Выход в пространство // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33721 (дата обращения: 19.04.2024).

Традиционный гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей из цветных шёлковых или шерстяных нитей. Он, как один из пластических видов искусства, отличается своими, только ему присущими  выразительными качествами в создании художественных образов, в решении их композиции. Каждая работа – это художественный эксперимент, попытка выработать новые принципы организации его пластики. Но в дизайне возможности гобелена еще далеко не исчерпаны, их осмысление должно «идти рука об руку» с практикой.

Форма, цветосочетания, соединение непривычных моментов в форме и поверхности – все это является целью дизайна и проектирует видение образа гобелена в пространстве.

Главные цели проекта:

На основе изучения истории и теории гобелена рассмотреть процессы становления и развития искусства гобелен, его творческие составляющие и пространственные возможности использования в дизайне.

Главные задачи проекта:

ü   Исследовать возможности гобелена в создании гармоничного образа.

ü   Рассмотреть современные тенденции «пространственного» гобелена

ü   Предложить инсталляцию[1] образа-символа Гармонии, раскрывающего сущность этого искусства.

Новизна настоящей работы состоит в том, что в ней предпринята попытка систематизации материалов по теме исследования с демонстрацией преимуществ метода дизайн – проекта в познании основ языка дизайна и его популяризации.

Анализируя  историю развития гобелена, можно сказать, что она представляет собой  историю развития его  связи с пространством.

Так, классический гобелен определялся размерами и конфигурацией архитек­турного пространства. Это была картина, выполненная средствами ткацкого ремесла и за­полняющая плос­кость стены. Композиция гобелена, колористическое решение и характер стилизации рисунка определялись живописью своего времени. Такое влияние пространства можно характеризовать как сюжетно-композиционное. Гобелен здесь использовался только в качестве декоративного пятна или композиционного акцента. Элементы син­теза проявлялись слабо или отсутствовали. Гобелен имел традиционные формы прямоугольника и незначи­тельные размеры. Общее эмоциональное воздействие гобелена – декоративной плоскости - зависело от правильно выбранного масштаба композиции и ее ориентации в пространстве.

Позже усиление эмоцио­нального воздействия гобелена стало достигаться отступлением от классического прямоугольника в его композиции и введением активного силуэтного решения — круга, круга в сочетании с прямоугольником, не­скольких полос. А также путем пластического развития самой пло­скости.

Рисунок 1 - Гобелен – декоративная плоскость: пятно или композиционный акцент.

Следующий этап развития: гобелен-кулиса, гобелен-пластика – случай, когда  гобелен, теряет непосредствен­ную связь с ограждающей поверх­ностью интерьера, в качестве декоративного пятна участвует в декоративном построении пространства.

Пластика – важнейшая характеристика, формирующая образ формы, наряду с конструкцией. Под пластикой мы понимаем качества поверхности формы, которые можно воспринимать зрительно.  Это ее силуэт,  фактура, рельеф, цвет, характер членений, отверстий.

Растения, живые организмы учат нас скульптурной пластике, которая воспринимается эмоционально. Отдельные элементы их форм не имеют между собой отчетливых границ, переходят друг в друга плавно, естественно.

Красоч­ным праздником в пространстве можно назвать гобелен – структуру.

Следующая ступень развития гобелена – гобелен-среда. Про­странство целиком организовывается средствами декора­тивного ткачества. Среда выступает катализатором чувства причастности зрителя к художественному произведению, она возбуждает все формы его сопереживания и сотворчест­ва.

Можно сказать, что вся исто­рия искусства, художественных традиций  – это история работы ху­дожника с проблемой восприятия. Само произведение является своего рода исследованием, выра­женным образным языком искусства.

Петров-Водкин писал: «Человече­ство «слепнет», принимая «на сло­во» видимое, разучи­вается осмысливать до конца, ощу­пывать сущности, поступающие через глаз.». [4, с. 15]

Дизайн, учитывая эту прогрессирую­щую «слепоту» зрителя, сознательно использует разно­образные приемы привлечения и организации внимания наблюдате­ля.

Корни образной содержательности гобелена лежат в постановке творческих задач, в способе творческого мышления, которые, вплетаясь в художественную ткань гобелена, «работают» на образ, на его содержательность. Красота найденной декоративной формы оказывается вплавленной в эту образную сущность. [4, с. 17]

Язык гобелена эмоционален, современный гобелен  – один из самых «контакт­ных» жанров декоративного искусства. Эмоциональность автор находит в принципах построения декоративной композиции, в от­боре цветосочетаний, в неповторимости той или иной технической новации.

В раскрытии замысла одни мастера прибегают к конкретно-изобразительному языку, повествовательности. При этом содержание раскрывается сразу, лежит на поверхно­сти и понятно любому воспринимающему.

Другой способ построения образа гобелена — усложнение его художественной формы, при котором зритель постигает сущность работы лишь в процессе вниматель­ного «прочтения» образа.  К такому способу можно отнести использование поэтической метафоры, ал­легории, которые вовлекают зрителя в процесс сопереживания, заставляют размышлять.

К современному гобелену можно отнести декоративную форму, выходящую за рамки традиционного по­нятия «гобелен»,— это «рельефные» и объемные гобе­лены, «текстильная пластика».  Они работаю­т на синтез искусства, на форми­рование гармоничной среды. Их образы сложные, неоднозначные, глубина и многоплановость ассоциаций опи­раются не только на духов­ный мир зрителя, но и на его развитый интеллект.

Такие гобелены относят и к миру монументального ис­кусства. Сохраняя все особенности декоративного про­изведения, они получают возможность обращаться к языку обобщен­ности, к символам и аллегории.

Рисунок 7 –  «Египет», «Индия» – «рельефные», объемные гобелены – синтез искусства, формирование гармоничной среды

Образы гобелена приобретают философское содержание, становятся емкими и возвышенными.

Современный гобелен – молодой вид декоративного искусства. Со старым класси­ческим гобеленом его связывает только мате­риал и техника исполнения. Его теория находится в процессе становления, обогащает практику современного дизайна.

В своем проекте мы поставили задачу создания образа-символа искусства гобелена.[2] Это значит, что искомый образ должен обладать свойствами, которые наиболее точно характеризуют данный вид искусства.

Гармония – эстетическая[3] категория, спутница красоты. Любое законченное произведение должно обладать цельностью, что и делает его гармоничным. Гармонии в дизайне костюма можно достигнуть использованием правил композиции, которая объединит все его элементы в единое целое, в образ. [5,6]

Здесь не обойтись без знания основ формальной композиции и метода метафоры, основанного на привлечении ассоциаций. [7,8] Метафоричность форм в дизайне основывается на геометрическом подобии. Проанализировав свойства гобелена, как вида искусства, сравним их с аналогичными свойствами ассоциативного образа, создадим синтезированный образ, выражающий эстетические свойства искусства гобелен через символ.

Здесь важна выразительная структура (тектоника), которая формирует образ. [9,10] Свойства гобелена определяются технологией его изготовления, зависят от свойств нити  (пластична, упруга) и  тканого полотна (жесткое, фактурное, фиксирующее заданную форму).

Свойства нити совпадают с характером молодой женской фигуры. А вот жесткость полотна может быть передана в найденном силуэте костюма, который может стать  ключом к раскрытию художественного образа.

Рисунок 8 –  Поиск образа-символа Гармонии.  Митина Виталина. 17 лет

Рисунок 9 –  Аналоги: Рождение бабочки – ЭМАГА  (Инсталляция). Цветущая ветка (Роспись по шелку).

В нашем случае олицетворением гармонии является женская фигура, мы назовем ее Гармонией.[4] Законы композиции и одухотворенность образа, как мифологические герои, способствовали тому, чтобы наш образ-символ получился цельным, сложился. Его мы и предлагаем Вашему вниманию.

В сюжет инсталляции, «текстильной пластики» вошел также станок и гобелен-кулиса, как напоминание о традициях данного искусства, которые тоже не должны исчезнуть.

Рисунок 10 – Образ-символ искусства гобелен – Гармония.  Митина Виталина. 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Итак, рассмотрены процессы становления и развития искусства гобелен, его творческие составляющие и пространственные возможности использования в дизайне. Предложен авторский  образ-символ Гармонии, олицетворяющий этот совершенный вид искусства, эмоциональный и возвышенный.

Наш проект – начало постижения тайн будущей профессии. Дизайн-творчество и его ос­мысление должны «идти рука об руку». А дизайн-концепция позволила «пробудить художественный образ» Гармонии благодаря сочетанию чувственной практики, работы с выразительными средствами искусства гобелен и профессионализма, опирающегося на формализованные знания. [11]


[1] Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж). Главная художественная цель И. — создание в определенном объеме экспозиционного пространства особого художественно-смыслового пространства [3]

[2]Символ художественный (греч symbolon – опознавательная примета) – знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. [2]

[3] Эстетика (от др.-греч. — aisthëtikos — воспринимаемый чувствами)- наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая опыт ее освоения, в процессе которого человек ощущает, свою органическую причастность, нераздельность с Универсумом, с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.

[4] Гармония – дочь древнегреческих богов – Ареса (бога войны) и Афродиты (богини красоты), объединяющей сердца и вдохновляющей поэтов [1]


Библиографический список
  1. Баранов Н. «Искусство стран народов мира». Краткая художественная  энциклопедия.- М.: 1981
  2. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.- , 1982
  3. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс] – 2003. – Режим доступа: http:// http://www.terme.ru
  4. Стриженова Т. Гобелен и образ.//М., ДИ СССР,1975, №9, с.31-34
  5. Мереняшева М. АМетод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайн. /Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
  6. Мереняшева М. А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852(дата обращения: 25.03.2014)
  7. Мереняшева М. АДизайн как феномен Культуры. Его воплощения в шахматном дизайне/ Перспективы науки и образования, Май-июнь 2014, №3 [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/(дата обращения:14.04.2014)
  8. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы как инварианты метода художественно-композиционного моделирования в контексте дизайн-образования./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.03.2014).
  9. Мереняшева М. АХудожественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и  инновации./ Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
  10. Мереняшева М.А. Феномен клетчатого рисунка в дизайне одежды. Образно-семиотический аспект // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33683 (дата обращения: 16.04.2014).
  11. Мереняшева М.А. Дизайн-концепция как художественно-композиционная модель в контексте дизайн-образования. Вербальная и визуальная составляющие./ Международный научно-исследовательский журнал, ISSN2303-9868 No3 (22) 2014 Часть 2.  [Электронный ресурс]. URL:http://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/04/3-2-22.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация