СТРАТЕГИЯ ОЦЕНКИ В УЧЕБНО-НАУЧНОМ МЕДИЦИНСКОМ ДИСКУРСЕ

Куриленко В.Б.1, Щербакова О.М.2, Макарова М.А.3, Шаталова Л.С.4
1Российский университет дружбы народов, зав.кафедрой русского языка медицинского факультета, кандидат пед.наук, доцент
2Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета, кандидат фил.наук, доцент
3Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета
4Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка медицинского факультета, кандидат пед.наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается сущность и структура дискурсивной стратегии оценки. Анализируется специфика ее использования в учебно-научном медицинском дискурсе. Обосновывается необходимость включения данной стратегии в содержание профессионально-коммуникативной подготовки иностранных студентов – будущих врачей.

Ключевые слова: дискурсивная стратегия, дискурсивная тактика, дискурсивный анализ, медицинский дискурс, профессионально ориентированная лингводидактика, русский язык как иностранный, учебно-научный дискурс


STRATEGY OF ESTIMATION IN THE ACADEMIC MEDICAL DISCOURSE

Kurilenko V.B.1, Shcherbakova O.M.2, Makarova M.A.3, Shatalova L.S.4
1Peoples' Friendship University of Russia, head of Russian language chair
2Peoples' Friendship University of Russia, Ass. Prof of Russian language chair
3Peoples' Friendship University of Russia, Ass. Prof of Russian language chair
4Peoples' Friendship University of Russia, Ass. Prof of Russian language chair

Abstract
The article deals with the problems of the essential characteristic and structure of discourse strategy of estimation. The specific aspects of its usage in the medical academic discourse are also under analyses. The necessity of its including into educational content of the professional and communicative preparartion of the foreign students of medical specialties is proved.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куриленко В.Б., Щербакова О.М., Макарова М.А., Шаталова Л.С. Стратегия оценки в учебно-научном медицинском дискурсе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33355 (дата обращения: 15.03.2024).

В современной лингводидактике категория стратегии относится к наиболее точным, адекватным, эффективным инструментам измерения, описания и методической интерпретации профессионального дискурса. Как справедливо замечает В.И. Шляхов, «стратегии организуют общение людей, придают им смысл и форму, поскольку стратегия – это план в начале общения, в то же время – это план в процессе реализации, вектор движения общения от замысла до завершения. Функционирование языка в реальном времени – это дискурс, стратегии придают направленность и связность дискурсу» [5, с. 134]. Стратегия оценки обладает высокой степенью репрезентативности в учебно-научном медицинском дискурсе (УНМД). Целостную стратегию в УНМД выражает соответствующий класс текстовых произведений, но ее отдельные тактики, выраженные посредством простых и сложных предложений-высказываний весьма частотны в текстах с разной функционально-целевой направленностью. Проведенный нами анализ  [4] свидетельствует о том, что оценка способна усиливать дискурсивную силу любой стратегии учебно-научного медицинского дискурса, поэтому тактики оценки часто сопровождают стратегии инструкции, аргументации,  экспликации: Запрещаются табакокурение, прием алкоголя, поскольку они отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему [8, с, 203]. Ферментативный контроль. Срез обрабатывают в растворе рибонуклеазы в концентрации 0,1 – 0,5 мг/мл в термостате при 37˚ С в течение 4 – 8 часов. Участки клетки, содержащие РНК, после такой обработки пиронином не окрашиваются. Реакция на РНК по Браше не подходит для количественного анализа. Значительно надежнее выявление нуклеиновых кислот с помощью галлоцианина и хромовых квасцов по Эйнарсону [10, с. 33].

Наши наблюдения показывают, что любая информация в учебно-научном медицинском дискурсе пропускается через «оценочный фильтр», ценностные суждения пронизывают медицинский текст. Как показал проведенный нами анализ, в учебно-научном медицинском дискурсе стратегия оценки включает следующие компоненты: а) субъект оценки; б) объект оценки; в) оценочное отношение; г) параметры оценки; д) объектная область оценки; е) мотивировка оценки. Рассмотрим основные тактики, которые представляют в дискурсе данные компоненты. Как показал анализ, субъект оценки в УНМД чаще всего представляется с помощью следующих тактик:

1. Тактики прямого указания на собственное авторство оценочной характеристики: По моему мнению, по своим заслугам перед медициной Кох далеко превосходит всех своих конкурентов [9, с. 21].

2. Тактики имперсональной (бессубъектной, обезличенной) оценочной характеристики: Большое значение следует придавать гематогенному пути распространения инфекции [8, с. 38]; Особенное значение следует придавать данным рентгенологического исследования [8, с. 41].

3. Тактики указания автора оценочной характеристики (в роли которого выступает представитель научно-профессионального сообщества: ученый, врач и т.д.):  И.Е. Дядьковский одним из первых указал на огромное значение нервной системы в развитии заболеваний, а также подчеркнул значение влияния внешней среды на организм здорового и больного [8, с. 5].

4. Тактики указания коллективного субъекта  общепринятой, общепризнанной оценки объекта: Большинство практикующих врачей считает  биомицин ценным лечебным препаратом [8, с. 47].

Вторая составляющая оценочной стратегии –  оценочное (ценностно-квалифицирующее)  отношение между субъектом и объектом. Содержательное разнообразие тактик выражения оценочного отношения определяется тем, что оценка «колеблется между логическим восприятием и эмоцией… И хотя эти два элемента могут соединяться в самых различных пропорциях,… можно утверждать, что в каждом данном случае преобладает что-то одно: или логическое восприятие или чувство… Каждый речевой факт обладает … логической или эмоциональной доминантой» [1, с. 182-183]. В этой связи тактики представления оценочной характеристики можно подразделить на:

1. Тактики эмоциональной оценки: К сожалению, эти высокоинформативные методы еще не вошли в клиническую практику [6, с. 41].

2. Тактики рациональной оценки: При лечении пневмонии наиболее рациональны следующие комбинации антибиотиков: пенициллин + аминогликозиды, оксациллин + ампициллин и др. [8, с.108].

Основанием разграничения этих тактик может служить ответ на вопрос: что лежит в основе оценочной квалификации –  логическое суждение или эмоциональная реакция. В естественном языке фиксируются разнообразные виды эмоциональных оценок (которые классифицируют по  экспрессивности, интенсивности, направлению, типу эмоциональной реакции: радость, гнев, страх и т.д.) [2]. В УНМД эмоциональная оценка фиксируется, но, безусловно, намного более частотны тактики рационально-оценочной характеристики. Рассмотрим основные варианты тактик этой группы.

2.1. Тактики  нормативной оценки:  При некоторых заболеваниях наблюдается неправильное (аритмичное) дыхание: то учащается, то становится редким, с большими паузами [8, с. 28];

2.2. Группу тактик телеологической (от греч. telos – завершение, цель; teleos – достигший цели) оценки. Эти тактики подразделяются на:

2.2.1. тактику положительной телеологической оценки: Хороший эффект получается при использовании комбинированных методов исследования [8, с. 45];

2.2.2. тактику отрицательной телеологической оценки: Реакция на РНК по Браше не подходит для количественного анализа [10, с. 5].

Наконец, «точкой отсчета» выражения оценочного отношения может служить параметр пользы для субъекта, поэтому в УНМД можно также выделить:

2.3. Тактики утилитарной оценки. Если точкой отсчета в нормативной оценке является норма, в телеологической оценки – цель (применения, использования), то для утилитарной оценки эту роль выполняет оценочный стереотип –  принятое медицинским сообществом представление о «полезном – бесполезном – вредном». Стереотипы утилитарной оценки для разных классов объектов различны, их значения не совпадают. Так, полезный лекарственный препарат – это «хорошее» лекарство, а полезный для диагностики заболевания симптом по своей природе положительным не является, т.к. может привести к негативному исходу заболевания.

Как показывает анализ, в УНМД оценка объекта с точки зрения пользы и вреда обычно сопровождается указанием человека или предмета, для которого эта характеристика является значимой. Этот компонент в тактиках утилитарной оценки имеет статус тактического хода и может быть назван субъектом пользы / вреда: Значение белкового обмена для организма определяется прежде всего тем, что основу всех его тканевых элементов составляют именно белки [9, с. 134].

По степени представленности в учебно-научном медицинском дискурсе все перечисленные выше тактики выражения оценочного отношения можно подразделить на:

1. Явные (прямые, эксплицитные): Важным методом фармакологического лечения сердечной недостаточности является применение селективных блокаторов ß-адренорецепторов [9, с. 378].

2. Неявные (косвенные, имплицитные): Этот метод уже не применяется в современных условиях [9, с. 36].

Тактики выражения оценочного отношения также можно подразделить на:

  1. Тактики абсолютной оценки: Общее торможение ЦНС угнетающе сказывается на деятельности дыхательного процесса [9, с. 131];
  2. Тактики сравнительной оценки, которые имеют два основных варианта:

2.1. Тактика компаративной оценки (устанавливается сравнительно-оценочное отношение между двумя объектами): (а) Животные белки, содержащие больше незаменимых аминокислот, чем (б) растительные, биологически (в) более ценны [9, с. 134].

Тактика компаративной оценки включает такие тактические ходы: а) объект оценки; б) объект сравнения; в) сравнительно-оценочное отношение.

8.2.  Тактика суперлативной оценки (дается оценка одному объекту из группы сравниваемых): Из группы артериальных гипертензий наиболее важной нозологической формой является гипертоническая болезнь [9, с. 381].

Эта тактика включает такие тактические ходы: а) группа сравниваемых объектов; б) объект сравнительно-оценочной характеристики; в) сравнительно-оценочная характеристика объекта:  Из (а) лекарственных мероприятий, воздействующих на измененную реактивность организма, (в) наиболее эффективным явилось (б) применение кортизона и его производных [8, с. 24].

Объекты оценки в УНМД разнообразны, и для каждого из них характерен специфический набор тактик выражения оценочного отношения. Рассмотрим в качестве примера объекта оценки предметы  неживой природы и организмы как биологические объекты, которые составляют самую большую группу объектов оценки в УМНД. Эта группа включает:

– орган  (система органов): Значительную роль в компенсации метаболического ацидоза играют почки [9, с.131];

– органоид:  Многие гормоны весьма существенно влияют на транспорт через клеточную мембрану [9, с.  139];

– микроорганизм: Некоторые паразиты почти безвредны или совершенно безвредны для хозяина [7, с. 150];

– лекарственное средство, медицинский инструмент и т.д.: Из лекарственных мероприятий, воздействующих на измененную реактивность организма, наиболее эффективным явилось применение кортизона и его производных [8, с. 24].

Для таких типов объектов, как орган, система органов характерна нормативная оценка, микроорганизмы оцениваются с позиции пользы и вреда, а для лекарственного средства,  медицинского инструмента других объектов этого подкласса типичны телеологическая и утилитарная оценки.

Совокупность параметров позволяет оценить объект как полезный или вредный, нормальный или атипичный и т.д. Системы параметров оценки указанных типов объектов образуют оценочно-параметрические сетки, которые необходимо формировать в когнитивной системе будущих врачей, важной методической задачей является также обучение иностранных студентов-медиков способам их вербального представления в учебно-научном медицинском дискурсе. Рассмотрим в качестве примера параметры оценки патологического состояния:

а) степень тяжести (негативного влияния на организм человека): Наиболее серьезные нарушения наблюдаются со стороны белкового обмена [9, с.137];

б) степень выраженности симптома: При объективном исследовании бросается в глаза сильно выраженный цианоз кожи [9, с. 150];

в) интенсивность проявления симптома: При переходе от тепла к холоду или обратно нередко возникают приступы сильного сухого или со скудной мокротой кашля [9, с. 14];

г) клиническое значение (роль симптома в развитии клинической картины заболевания): Диспротеинозом, имеющим большое клиническое значение, является амилоидоз [9, с.140];

д) диагностическое значение симптома (важность для постановки правильного диагноза): Изменение формы и  величины головы имеет известное диагностическое значение [9, с. 24];

е) прогностическая значимость симптома (важность для определения исхода заболевания): Дыхание Чейна-Стокса возникает как следствие тяжелого повреждения головного мозга и является плохим прогностическим симптомом [9, с. 28].

В разных областях медицинской науки (физиологии, анатомии, хирургии, десмургии и т.п.) и практики (диагностика, лечение, профилактика) значимыми становятся разные характеристики одних и тех же классов объектов. Поэтому в оценочных суждения нередко встречаются компоненты, указывающие, в какой конкретно области данная оценка является правомерной. На этом основании в стратегии оценки можно выделить еще один компонент, который мы назвали объектной областью оценочной характеристики: В диагностике заболеваний сердца изменение тонов имеет большое значение [9, с. 40].

В заключение рассмотрим еще один важный компонент дискурсивной стратегии оценки – мотивировку –  «ту позицию или те доводы, которые склоняют субъектов к одобрению, порицанию или выражению безразличия в связи с разными вещами» [3, с. 27]: Точное определение какого-либо патологического состояния или нозологической формы имеет исключительно важное значение, так как от смысла, который вкладывается в это определение, зависит и диагностика, и разработка наиболее эффективных путей терапии данного заболевания [9, с. 373].

Как мы видим, стратегия оценки является многокомпонентной, достаточно сложно устроенной категорией профессионального дискурса. Ее глубокое изучение и всестороннее описание, несомненно, позволит повысить качество профессионально-коммуникативной подготовки иностранных студентов – будущих врачей и, как следствие, будет способствовать более качественному освоению профильных дисциплин в российском вузе.


Библиографический список
  1. Балли,  Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка [Текст] / Балли Ш.  М., 2001.  416 с.
  2. Вольф, Е.М. Грамматика и семантика прилагательного[Текст] / Вольф Е.М.  М., 1978.
  3. Ивин, А.А. Логика [Текст] / Ивин А.А.  М., 2002.  347с.
  4. Куриленко, В.Б. Обучение иностранных студентов стратегиям медицинского дискурса [Текст] / Куриленко В.Б.// Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: Сборник статей Международной  научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования РУДН. Москва, РУДН, 22 – 24 октября2009 г. – М.: РУДН, 2009. – 508 с. – С. 280 – 284.
  5. Шляхов, В.И. Сценарии русского речевого взаимодействия [Текст] / Шляхов В.И.  М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2007.  283 с.
  6. Копейкин, В.Н. Ортопедическая стоматология: учебник [Текст] / Копейкин В.Н., Пономарева В.А., Миргазизов М.З. и др. М.: Медицина, 1988. 512 с.
  7. Слюсарев, А.А. Биология с общей генетикой: учебник [Текст] / Слесарев А.А.  М.: Медицина, 1978. 472 с.
  8. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: учеб.пособие [Текст] / Федюкович Н.И.  Минск, 1999.  560
  9. Фролов, В.А. Патологическая физиология: учебник [Текст] / Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П., Демуров Е.А. М., 1997.  568 с.
  10. Юрина, Н.А. Гистология: учебник [Текст] / Юрина Н.А., Радостина А.И. М.: Медицина, 1995.  256 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Kurilenko Viktoria»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация