ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ФОРМА КОНСТРУКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
В статье рассматриваются факторы формирования индивидуальности человека. Автор основывается на теоретической позиции, согласно которой индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности (труда, познания, общения). Поэтому одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм как интегральная характеристика человека-профессионала. Индивидуальный профессионализм обеспечивает социальную адаптацию человека и сохранение личностного здоровья.

Ключевые слова: адаптация, здоровье личности, индивидуальность, профессионализм, самосознание, субъект деятельности


PROFESSIONALISM AS A FORM OF CONSTRUCTIVE MANIFESTATION AND DEVELOPMENT INDIVIDUALITY OF THE MAN

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
The article considers the factors the formation of human personality. The author is based on the of Theoretical position according to which individuality is realized in man as the subject of activity (of labor, cognition, communicate). One of the most important aspects of human individuality is professionalism as integral characteristic of a professional human. Individual professionalism provides the social adaptation and conservation the health of personality.

Keywords: adaptation, health of personality, individuality, professionalism, self-awareness, stakeholder


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Профессионализм как форма конструктивного проявления и развития индивидуальности человека // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/32799 (дата обращения: 10.04.2024).

В современных социокультурных условиях развитие и проявление индивидуальности человека может осуществляться в различных формах. Эти формы проявления индивидуальности связываются смысловыми характеристиками и могут деструктивными (асоциальное поведение, уход от действительности, замыкание в себе и др.), либо конструктивными – самореализация человека в обществе, в профессии, активная жизненная позиция при построении своего жизненного пути [1].

Конструктивные проявления индивидуальности обеспечивают человеку адаптацию в обществе, выработку индивидуальных стилей деятельности и жизни в целом, личностное развитие, сохранение нравственного и духовного здоровья. В свою очередь, нравственное и духовное здоровье человека детерминируется его индивидуальной системой ценностей, убеждений, установок и мотивов деятельности и поведения в обществе [2].

Мир, в котором живет человек, предстает в его собственных отношениях, переживаниях и объяснениях. Но любое объяснение мира основано на предыдущем знакомстве с ним — на личном опыте и на опыте, передаваемом человеку родителями, учителями, другими людьми.

Единицей поведения человека в социуме является поступок, который с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель. Индивидуальность человека проявляется в его поступках. Когда нет жизненных ценностей — приходит отчаяние. Поступок всегда обращен к другим людям и основная его функция — выражение конкретного отношения человека как субъекта к объекту (другому человеку, социальному институту, трудовой деятельности и др.) как ценности.

В психологии индивидуальность человека рассматривается как системное образование, включающее различные уровни. По Б. Г. Ананьеву (1907–1972), компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивностей) [3]. Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. При этом следует учитывать, что индивидуальность как системное образование обладает целостностью, своей структурой составляющих ее подсистем. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов человека (и способностей, рассматриваемых как ресурсы индивидуального развития человека) и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок [4].

Известно, что индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности (труда, познания, общения). Поэтому одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм.

Профессионализм человека проявляется в способности человека выполнять эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях, преодолевая объективные и субъективные трудности. Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении.

Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека, его. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. При таком подходе профессиональная карьера может рассматриваться как многолетняя профессиональная деятельность, нацеленная на достижение высоких результатов, успеха и связанная с самосовершенствованием в избранной профессии.

Профессионализм является и результатом активности самого человека, и следствием воздействия со стороны внешних организационных факторов.

Профессионализм как психологическое явление представляется нам в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

Есть основание считать профессионализм в качестве одного из интегральных свойств человека, определяемого соответствием содержания профессиональной деятельности и способностей человека — высоких общих и определенных специальных. Профессионализм — это свойство человека, долго учившегося (в различной форме), а потом работавшего в определенной сфере труда и ставшего Мастером своего дела, профессионалом [5].

Исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности является сложившаяся, зрелая личность, т.е. человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности. Чем лучше социально интегрирован человек, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность.

Осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима и продолжается достаточно длительный промежуток времени, оказывает заметное влияние на такие элементы личности человека, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой степени характеризуется системой усвоенных (профессиональных или социальных) ролей. Каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека.

Для профессионального типа личности характерны: субъектность, сформированное профессиональное самосознание (включающая профессиональную «Я-концепцию» и профессиональную идентичность), самоэффективность как личностное качество, профессиональная мотивация, адекватная самооценка, развитая саморегуляция. Профессионала характеризует профессиональная позиция и детерминированная профессией система отношений к окружающей реальности (к себе, людям, обществу, природе).

Под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессионала) нами понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии. На основе этих представлений человек-профессионал он строит свои отношения с другими людьми, с которыми он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности, и относится к себе как представителю данной профессии. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности [6].

В общем случае состав профессионального самосознания виде можно охарактеризовать следующими положениями [7]:

1) Осознание своей принадлежности к профессиональной общности.

2) Осознание степени своего соответствия профессиональному эталону, своего места в системе профессиональных ролей.

3) Осознание человеком степени его признания в профессиональной группе.

4) Осознание своих сильных и слабых сторон, а также возможных путей профессионального самосовершенствования, вероятных зон профессиональных успехов и неудач.

5) Представление о своей работе сейчас и в будущем.

Таким образом, профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), включая индивидуально-психологические свойства и отношения личности.

Профессиональная Я-концепция является не статическим, а динамическим психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение профессиональной Я-концепции обусловлено внутренними и внешними факторами. На формирование профессиональной Я-концепции человека оказывает сильнейшее влияние профессиональная среда и профессиональная деятельность. Так как профессиональная среда является частью социальной среды, а профессиональный опыт является частью социального опыта, то на профессиональную Я-концепцию оказывает влияние вся предыдущая деятельность, общение и накопленный жизненный опыт. То есть в основе профессионального пространства лежит жизненное пространство человека, которое шире профессионального. Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей совокупности представлений человека о себе, то при ее анализе целесообразно использовать опыт психологической науки по изучении Я-концепции человека в целом.

Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца».

В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять [8].

Мы считаем, что идентификация человека (как личности, субъекта деятельности и интегральной индивидуальности) с психологической моделью профессии происходит путем соотнесения интериоризированной модели деятельности с профессиональной Я-концепцией.

Анализ идентификации как механизма профессионализации чрезвычайно актуален для нынешней ситуации в России. Моделями (или образцами) для усвоения стандартов реализации соответствующих профессиональных ролей нередко служат представители референтных групп, членом которых субъект идентификации может и не являться. В силу специфики российского вхождения в рынок зачастую такого рода модели носят полукриминальный, а то и выраженный криминальный характер (здесь речь идет главным образом о моделях экономического поведения). Но даже при отсутствии криминальной составляющей, вхождение в профессию при отсутствии идентичности субъекта с этой профессией (не отождествление человека с профессией, не принятие ее ценностей) приводит к профессиональной маргинализации человека.

Человек живет в бесконечно сложном мире, точнее множестве миров, из которых Юрген Хабермас (Jürgen Habermas, немецкий философ и социолог, род. в 1929 г.) в качестве основных предложил выделять три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в котором вместе со мной входят и другие люди) и внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования) [9].

Внешний мир — это мир природы (как нерукотворной, так рукотворной), науки, техники. Это мир, которым человек овладевает, познавая его законы и используя их в своих целях. Внешний мир — это мир целесообразной деятельности человека.

Социальный мир («наш» мир) — это мир межличностного взаимодействия. Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих субъект-объектных отношений.

Бытие личности в социальном и внешнем мире — это деятельность. С точки зрения и выживания личности в современном мире, и ее самореализации важнейшим видом деятельности является профессиональный труд.

Внутренний мир человека («мой» мир) — это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущениями личной причастности, личной соотнесенности к чему-либо.

Нам близка точка зрения, согласно которой сфера бытия индивидуальности — это «мой» (иначе — «собственный») мир, внутренний мир человека, который сформировался в ходе развития личности. По мере того как человек начинает личностно относиться к окружающему внешнему и социальному, («нашему») миру, этот внешний окружающий мир, становится частью «собственного» мира человека, мира внутреннего, «втягивается» него. Таким образом, «собственный» внутренний мир приобретает пространственное (зависящее от ширины интеризированного внешнего мира), социальное (люди, социальные институты) и временнóе измерение [10].

Человек, по мере развития своей личности, расширяет зону «собственного» внутреннего мира во временнóм, пространственном и социальном измерении. Таким образом, становление индивидуальности проявляется не только в уникальности свойств личности, но, прежде всего, в самореализации личности.

Известно, что высшей интеграцией субъектных свойств являются потенциалы и способности, которые Б. Г. Ананьев, уже упоминавшийся выше, рассматривал как ресурсы психического развития человека. Развитие субъектных структур человека исследователь видел в балансе процессов накопления опыта, усвоения знаний, умений и осуществлении новых путей и способов решения задач, что создает предпосылки не только высокой результативности в деятельности, но и для развития потенциала индивидуальности и активной жизненной позиции [3].

Социальная активность человека, расширение его социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении. При этом границы и возможности расширения этого мира, наполнения его новым содержанием — все это определяется степенью активности личности, а также способом ее интеграции в социум. А работу с содержанием этого внутреннего, «собственного» мира выполняет уже человеческая индивидуальность.

Индивидуальность человека обеспечивает его профессиональную и социальную адаптацию, включая выработку индивидуальных стилей деятельности и жизни в целом, сохранение его личностного здоровья. При этом мы исходи из понимания того, что здоровье личности (или личностное здоровье) может характеризоваться двумя интегральными критериями: 1) успешность выполнения человеком социальных функций; 2) социальная зрелость личности.


Библиографический список
  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  2. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90–102.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  4. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145–248.
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30–43.
  6. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 4. С. 299–318. URL:http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/html/4r.htm (дата обращения: 21.03.2014).
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  8. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997. 239 с.
  9. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Московские лекции и интервью). М.: ACADEMIA, 1995. 245 с.
  10.  Маничев С. А. Индивидуальность и ее проявление // Психология : учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998. С. 176–182.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация