УДК 334.045

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Коробкова Наталья Александровна1, Венедиктов Ирина Андреевна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, старший преподаватель кафедры маркетинга и экономическая теория
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент 2 курса

Аннотация
В статьи обоснована значимость сферы услуг для развития экономики. Отмечается, что эффективной формой развития сферы услуг является "франчайзинг". Франчайзинг позволяет адаптировать успешные бизнес-процесс работы компании сферы к услуг к различным территориальным рынкам. Франчайзинг способствует снижению рисков деятельности предприятий и позволяет изыскивать возможности инвестирования. Малый бизнес в рамках франчайзинга приобретает готовый проект, который приспосабливает к условиям территориальной бизнес-среды. Франчайзинг может быть исследован в рамках институционального подхода, в рамках которого он трактуется как совокупность формальных и неформальных отношений. Формальные отношения франчайзинга регулируются Гражданским кодексом РФ. Неформальные отношения франчайзинга требуют совершенства законодательства, обуславливает необходимость их совершенствования.

Ключевые слова: институт, сфера услуг, франчайзер, франчайзи, франчайзинг, франчайзинговые отношения


FRANCHISING AS A DEVELOPMENT INSTITUTION IN THE SPHERE OF SERVICES

Korobkova Natalia Aleksandrovna1, Venediktova: Irina Andreevna2
1Penza State University Architecture and Construction, senior lecturer of the Department of marketing and economic theory
2Penza State University Architecture and Construction, student 2 course

Abstract
In the article substantiates the importance of the services sector for economic development. It is noted that an effective form of development services is a "franchise". Franchising allows you to adapt a successful business process companies to services to different territorial markets. Franchising helps reduce the risks of doing business and allows to find investment opportunities. Small business under the franchise gets ready project that conforms to the conditions of territorial business environment. Franchising can be studied in the framework of the institutional approach, in which it is interpreted as the set of formal and informal relationships. Formal franchising relationships are governed by the Civil code of the Russian Federation. Informal relationships franchising require perfection of legislation, need to be improved.

Keywords: franchise relations, franchisee, franchising, franchisor, institute, services


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкова Н.А., Венедиктов И.А. Франчайзинг как институт развития сферы услуг // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42041 (дата обращения: 02.06.2017).

Развитие экономики России в значительной степени зависит от эффективности развития сферы услуг. Для ее развития необходимо использовать современные механизмы, такие как франчайзинг.  Как известно в развитых странах на сектор услуг приходит  до 50%  Валового национального продукта. Сектор услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, что требует от предпринимателя постоянно находиться в поиске успешных идей. При этом успешная идея бизнеса можно приносить прибыль не на ограниченном рынке, а может распространяться. В этом случае применяется технология франчайзинга.

Наиболее значимое место франчайзинг занимает в торговой сфере, стимулируя тем самым ее развитие. В настоящее время франчайзинг пользуется репутацией одной из наиболее прогрессивных и эффективных форм ведения бизнеса, так как позволяет оперативно внедрять новые идеи в бизнес процессы. Поэтому исследование франчайзинга как института развития сферы услуг представляется актуальным.

Франчайзинг – это система (а также способ) организации и развития бизнеса, при котором одна компания (франчайзер) передает другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и бизнес-систему франчайзера и реализуя аналогичный с франчайзором товар (услугу) идентичным способом [1, c. 57].

Роль института франчайзинга состоит в том, что франчайзинг создает условия для быстрого развития на существующем рынке и одновременно укрепления позиций на существующем рынке. Обращение к услугам франчайзи обосновано тем, что более точно значит особенности местного рынка, что позволяет ему эффективно реализовывать практический опыт наработанный франчайзером. Это позволяет обеим сторонам франчайзинговой сделки повышать прибыльности своего бизнеса, сокращая коммерческие риски. Повышение прибыльности франчайзера за счет отчислений одного или нескольких франчайзи формирует основу для апробирования и внедрения инноваций.

Анализ опыта франчайзинговой деятельности в России и в мире свидетельствует о топ, что франчайзинговый бизнес более устойчивый. Например, в первый год работы франчайзи закрываются в пять раз реже, чем аналогичные предприятия действующие самостоятельно. Данная особенность франчайзонговых компаний является в период экономических колебаний особо актуальной. Считается, что опыт одного более успешного предприятия во франчайзинговой сети оперативно распространяется и на другие. Это объясняется тем, что франчайзинговые предприятия являются частью отлаженной системы постоянного взаимодействия и совершенствования.  В условиях нехватки ресурсов и с учетом обострения экономического кризиса, именно франчайзинг, является реальной возможностью сохранения бизнеса и поддержания числа занятых.

Считается, что франчайзинговые компании представляют в основном малый бизнес, однако в настоящее время технологию франчайзинга применяют и сравнительно крупные предприятия. Эти компании в условиях дефицита инвестиций, вызванного оттоком иностранного капитала из России, используют франчайзинг как форму развития бизнеса.  Франчайзинг обладает и другим преимуществом  – он позволяет решить проблему снижения эффективности управления вследствие роста числа филиалов и подразделений. Выступая в роли франчайзера, средний бизнес получает дополнительные филиалы, без необходимости самостоятельной организации полного цикла их функционирования и обслуживания.

В малом бизнесе с помощью франчайзинга решается проблема поиска эффективных бизнес-идей. Снижаются риски инвестирования за счет  создания работающей и эффективной системы бизнеса, так как эту систему на определенных условиях ему предоставляет франчайзер. В рамках франчайзинговой сделки малый бизнес получает и интеллектуальные ресурсы, в виде торговых знаком, бесплатного обучения и т.д. При этом выгода от такой сделки значительно превышает  платежи франчайзеру.

Франчайзинг является системой отношений франчайзера с франчайзи, такие отношения могут быть рассмотрены в рамках институционального подхода.  Ключевой категорией институционализма  является  термин «институты». Дуглас Норт определял институты, как правила игры в обществе. Это ставшее классическим определение позволяет однозначно подвести под данную категорию все существующие институты. Но, абстрактный характер данного определения не позволяет в полной мере раскрыть его сущность. В современной экономической науке сформировался двойственный подход к термину институты. С одной стороны институт – это совокупность формальных и неформальных правил и норм поведения, а с другой стороны институт – это социальные объекты или устойчивые группы лиц.

Применительно в франчайзингу более обоснованным является применение первого подхода. Согласно ему франчайзинг можно рассматривать как совокупность формальных и неформальных отношений, складывающихся между юридическими лицами по поводу приобретения права на использование бизнес-процессов и интеллектуальной собственности (торговые знаки).

Во франчайзинговых отношениях складывающихся в Российской Федерации преобладают неформальные отношения между фрнчайзером и франчайзи. Основной причиной этого является неразвитость формальных норм их регламентирующих.

В России франчайзинговую деятельность регламентирует 54 глава Гражданского  кодекса РФ. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Правообладатель (в иностранном праве – франчайзер) – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Правообладатель должен быть предпринимателем и использовать принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности (п. 3 ст. 1027 ГК РФ)[2].

Только в 3 странах – США, Румынии и Республике Молдова – приняты специальные законы относительно этого вида деятельности. Отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых странах мира. Есть страны (Франция, Германия), где законодательная основа содержится в других законах: Гражданском кодексе; законах, связанных с предпринимательской деятельностью; различных нормативных актах, принятых Правительством или специализированными неправительственными организациями[3,106].

Анализ мирового опыта свидетельствует, чем более прозрачно регулирование франчайзинговой деятельности, тем большее развитие она приобретает.

Обороты франчайзингового рынка в США достигают почти 10% в ВВП страны. В России, конечно, данный показатель не столь высок, однако, за 2013 год эта цифра существенно выросла, составив 3,5% от ВВП[4].

За двадцатилетний опыт реализации франчайзинговых отношений в России ег рынок значительно возрос. В настоящее время франчайзинговый рынок оценивается почти в 5 млрд. долларов. Однако эти рынок не ограничен, так например по данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. То есть указанная тенденция будет продолжена. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний [5, c. 103].

Cреди представленных компаний на российском рынке первое место занимает компания McDonald’s с объемом продаж 88290 млн. долл. На втором месте компания 7-Eleven(объем продаж 84800 млн. долл.), третье место – KFCс объемом продаж 22800 млн. долл. [5, c. 102]. В среднем указанные компании демонстрирует рост в 8%, что превышает мировые темпы роста ВПН.

Несмотря на столь высокие темпы развития, отечественный рынок франчайзинга по абсолютным и относительным показателям все еще уступает рынкам других стран. По данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA), в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млнфранчайзи; объем продаж сетей составляет почти 1,5 трлн долл., а число занятых – около 12 млн человек.

Наибольшая доля на рынке франчайзинга в России сохраняется за непродовольственной розницей (43%), на втором месте услуги населению (23%), далее общепит (14%)[6].

Важное значение играет неоднородное развитие франчайзинга в России в разрезе территорий и постепенное увеличение числа региональных франшиз. На рисунке 2 представлена структура франшиз в России по федеральным округам.

Анализ данных рисунка 2 свидетельствует, что большинство регионов Российской Федерации значительно отставют от Центрального Федерального Округа по числу франчайзинговых копаний. Так,  Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа занимают 10% и 9% рынка франчайзанга соответственно, на третьем месте Уральский федеральный округ (4%).

Рисунок 1. – Структура франшиз в России по федеральным округам [7, c. 32]

В Приволжском федеральном округе сконцентрировано лишь 3% франшиз. Это объясняется тем, что для округа характерным является доминирование местных франчайзеров, не столь мощных по свои возможностям. Особенностью Юного Федерального Округа является наличие системы мелких местных предпринимателей, которые лучше адаптируются к потребностям жителей региона, различающихся по своим этническим и культурным характеристикам. Неразвитость франчайзинга в Сибирском ФО связана с небольшой плотностью населения региона

Соответственно можно предположить, что развитие франчайзинга прежде всего будет наблюдаться в густонаселенных регионах России, таких как Приволжский и Уральский ФО.

Таким образом, можно говорить о значительной роли франчайзинга в развитии торговли  в частности и предпринимательской деятельности в общем. Развития института франчайзинга в России позволит обеспечить более высокие темпы роста сферы услуг как ключевого сектора экономики развитых стран.

Однако для развития франчайзинга необходимо создания соответствующих условий. Они должны выражаться в создании нормативных актов,  регламентирующих деятельности франчайзинговых фирм. Это позволит исклюбчить наличие неформалоьных отношений в функционировании института франчайзинга и повысит тем самым его эффективность.

Кроме этого, необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Предлагаемые изменения помогут обеспечить рост сферы услуг в экономике.


Библиографический список
  1. Кибирева А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса // Вестник магистратуры. – 2014. – №5-3(32). – с. 57-59.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – Спб.: Питер, 2014. – 528 с.
  3. Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в россии: финансово-экономические и правовые аспекты // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых . 2010. №8-2. С.102-108.
  4. Емельянова А.В., Сергеева А.М. Анализ франчайзинга в России на современном этапе развития// Экономика и социум. –  №2(11).–  2014
  5. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. – №1. – с. 99-110.
  6. Портал Franshiza.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://franshiza.ru/
  7. Ашуров Ф.А. Франчайзинг – инструмент развития бизнеса // Вестник университета. – 2013. – №4. – с. 32-33.
  8. Аборвалова О.Н. Франчайзинг в торговле // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №2. – с. 57-59.
  9. Кибирева А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса // Вестник магистратуры. – 2014. – №5-3(32). – с. 57-59.
  10. Мамедова Ф.И. Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Том 20. – с. 2631-2635.


Все статьи автора «Коробкова Наталья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: