УДК 338.43

ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Зыкова Наталья Валерьевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Аннотация
Важнейшими задачами современной российской экономики являются повышения уровня и качества жизни сельского населения, а также устойчивое развитие сельских территорий, и ведущую роль в решении этих задач может сыграть диверсификация, предполагающая расширение традиционных сфер занятости жителей сельской местности.

Ключевые слова: агротуризм., аквакультура, диверсификация сельскохозяйственной деятельности


EVALUATION OF THE STRATEGY OF DIVERSIFICATION IN RURAL DEVELOPMENT

Zykova Natalya Valeryevna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
PhD in Economics, associate professor of Accounting and Auditing Department

Abstract
The most important tasks of the Russian economy are improving the quality of life of the rural population, and sustainable development of rural areas, and a leading role in addressing these challenges can play diversification is expected to expand the traditional areas of employment in rural areas.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зыкова Н.В. Оценка стратегии диверсификации в развитии сельских территорий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41800 (дата обращения: 30.09.2017).

Функционирование сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка обостряет конкуренцию, что приводит к сокращению занятости трудовых ресурсов, и как следствие, снижению доходов, уровня и качества жизни, оттоку трудоспособного населения из сельской местности. Предотвратить массовую безработицу поможет развитие новых видов предпринимательской деятельности. Одним из важнейших направлений развития экономики сельских территорий России является стратегия диверсификации, предполагающая дополнение традиционных отраслей специализации новыми отраслями.

В настоящее время у специалистов в области стратегического менеджмента нет единого подхода к пониманию стратегии диверсификации. Существует множество различных определений этого понятия. Некоторые из них заслуживают особого внимания.

В.П. Сладкевич считает, что: «Диверсификация – приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы. [1]

Определение, данное И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих». [2]

В российской экономической литературе диверсификация определяется как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связны с основной сферой ее деятельности». [2]

Коллектив авторов (О.В. Иконникова, О.Д. Кононов, В.В. Гинтов, Н.В. Зыкова) под диверсификацией сельскохозяйственной деятельности понимает освоение новых видов продукции и услуг, направленных на создание рабочих мест и стабилизацию социально-экономической ситуации  в сельской местности. То есть это выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объективной необходимостью сегодняшнего дня. [3]

Как показывают результаты исследования Аналитического центра агропродовольственной экономики, доходы от несельскохозяйственной деятельности уже преобладают над доходами, непосредственно связанными с сельским хозяйством (несельскохозяйственный доход от работы по найму составляет 41% совокупного семейного дохода, 7% –  доход от несельскохозяйственной самозанятости, 18% – это пенсии и другие социальные трансферты. [4]

Трудно не согласиться с тем, что «сельскохозяйственный труд из-за тяжелых условий является непривлекательным для молодежи и не может конкурировать с трудом в других сферах экономики». [5, С. 152]

Как свидетельствует мировой опыт, преобладание несельскохозяйственной деятельности в сельской местности характерно для всех экономически развитых стран, и только расширение альтернативной деятельности будет способствовать повышению уровня и качества жизни селян и сохранению деревень.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы  [6] отсутствие условий для альтернативной занятости на селе было названо одной из основных причин обострения социальных проблем села.

Под альтернативной обычно понимается деятельность, не связанная с сельским хозяйством, охотой и рыболовством (наемная работа в других отраслях экономики – лесном хозяйстве, строительстве, здравоохранении, образовании; самозанятость населения  - традиционные промыслы и ремесла, заготовление и переработка дикорастущих грибов и ягод).

В современных научных исследованиях, связанных с проблемой диверсификации, важное место в этом процессе обычно отводится агротуризму. В международной практике отдых в сельской местности так же еще называют зеленым, фермерским, деревенским или  – экологическим, агротуризмом, понимая под этими определениями один и тот же вид туризма.

Особенность сельского туризма состоит в том, что гостю предлагают проживание в сельской местности, знакомство с местной жизнью, народными ремеслами и бытом. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся со спецификой местного сельскохозяйственного природопользования, культурой, прикладным искусством, песнями, танцами и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Начиная с 70-х гг. прошлого века направление сельского туризма стало выделяться в отдельную отрасль хозяйства, как правило, связанную с уборкой урожая. Постепенно это направление стало частью экономики личных подсобных хозяйств, формирующей их доход и занятость местного населения. В настоящее время применение новых информационных технологий и методов организации туристского бизнеса позволили увеличить объемы продаваемых продуктов сельского, в некоторых странах, до промышленных масштабов.

Потребителем продуктов сельского туризма стал человек среднего класса, составляющий основной сегмент платежеспособного спроса, живущий в условиях современного города в жестком временном графике, мобильный, информированный, поэтому в установках, которого превалирует ориентация на “экологичность” во всем – питании, месте проживания и т.д. и индивидуальный стиль организации досуга и автономность.

Определение сельскому туризму дают множество международных организаций и ассоциаций, занимающихся исследованиями его развития. Например, Ассоциация агротуризма  (Agro-tourism association)  (далее – Ассоциация) определяет агротуризм как вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков».[7]

Отечественный ученый А.Б. Здоров различает понятия агротуризма и сельского туризма по наличию сельскохозяйственного производства в последнем случае.

Развитие сферы туризма, влияет на состояние экономики региона. Возникает приток денежных средств, образуется бюджетный эффект за счет налоговых поступлений, появляется многоуровневый экономический эффект, являющийся  основной движущей силой для его развития. Экономические сдвиги приводят к социальным преобразованиям – появляются новые рабочие места, улучшается инфраструктура. В совокупности экономический и социальный эффекты приводят к региональному эффекту.  [8]

Таким образом, характеризуя социальную, экономическую и политическую значимость туризма, можно еще отметить, что сфера туризма:

  •  формирует около 11 % мирового валового продукта (при этом его доля в основных  мировых  фондах не превышает 7 %);
  •  обладает высоким инвестиционным мультипликатором – 1 руб. вложений приносит 4 руб.  суммарного дохода в других отраслях экономики;
  •  умножающий коэффициент по показателю занятости населения так же равен 4 (создание одного рабочего места в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в смежных отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта).Развитие агротуризма содействует не только повышению занятости сельского населения и улучшению качества его жизни, но и возрождению депрессивных сельских территорий и росту производства сельскохозяйственной продукции, а также способствует сохранению культурных, исторических традиций села.Мы поддерживаем позицию авторов [9], которые отмечают, что устойчивое развитие регионов, характеризующихся низким удельным весом отраслей, формирующих экономику сельских территорий в валовом региональном продукте, и низкой плотностью населения, в значительной степени зависит от решения проблемы кооперации сельского и лесного хозяйства, а также сельского и рыбного хозяйства.

Еще одним возможным направлением диверсификации сельского хозяйства является аквакультура. Аквакультура – вид деятельности по разведению и (или) выращиванию водных организмов – гидробионтов, осуществляемой под полным или частичным контролем человека, с целью получения товарной продукции, сохранения и пополнения запасов гидробионтов, а также улучшения экологического состояния природной водной и околоводной среды. [10]

  Разнородность подходов к определению термина «аквакультура» породило разноплановые классификации аквакультуры. Как правило, в основу классификации  многие исследователи закладывают следующие принципы: направления деятельности, тип водоема, особенности кормления и другие.

  Анализ и обобщение Стратегии развития аквакультуры Российской Федерации на период до 2020 г. и  проекта ФЗ «Об аквакультуре» [11] позволили автору выделить следующие направления развития аквакультуры в России. Первое - искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов. Второе - акклиматизация объектов аквакультуры. Третье – товарная аквакультура.

Разнообразие различных типов рыбохозяйственных водоемов определило развитие современной аквакультуры в Российской Федерации и сформировало  следующие течения товарной аквакультуры: пастбищное, промышленное, прудовое, индустриальное и рекреационное. Каждое направление товарного рыбоводства имеет свою специфику. В последние годы в России получило стремительное развитие рыбоводство на водоемах площадью до 10 гектаров рядом с крупными мегаполисами.

Эффективность ведения аквакультуры определяется многими факторами, в том числе количеством прудовых и индустриальных рыбоводных хозяйств, отлаженной системой искусственного воспроизводства, отработанными технологиями  культивирования гидробионтов, биологическими особенностями и хозяйственно полезными свойствами разводимых видов рыб. Выбор тех или иных рыб для выращивания зависит от климатических особенностей региона, направления рыбоводства, национальных особенностей и культурных  традиций по отношению к тем или иным видам рыб.

Нельзя недооценивать важную роль аквакультуры в социальном и экономическом развитии для агропромышленного комплекса России. В отличие от туризма, данная отрасль предоставляет трудовую занятость круглый год.

Формирование системы устойчивого развития региона находится в прямой зависимости от степени развития агропромышленного комплекса и крестьянских (фермерских) хозяйств. Ведь именно крестьянские (фермерские) хозяйства являются наиболее активной частью сельских предпринимателей. Перспективным в этом случае является фермерская аквакультура. Ведущую роль в данном направлении получают рыбные фермы, организованные в различных формах и размерах (прудовые, озерные, пастбищные фермерские хозяйства). Коммерческая деятельность станет более успешной, если интегрировать рыбоводство с содержанием гусей, уток, нутрий, любительской рыбалкой. По предварительной оценке рентабельность таких хозяйств может достигать 200-250%.

Следует иметь в виду, что, несмотря на высокую рентабельность данной отрасли, фермерская аквакультура относится к длинноцикловым видам производства, т.е. вложенные средства не дают быстрой отдачи. Помимо основных затрат на строительство садков, гидросооружений, текущих затрат на корма, посадочный материал, продукция, а следовательно и деньги за нее, могут быть получены не раньше чем через полгода или год после начала эксплуатации хозяйства.  

Таким образом, формирование регионального механизма развития аквакультуры, в том числе фермерской аквакультуры, объединяющего экономические интересы государства и субъекта Российской Федерации в лице органов власти, кредитных учреждений, предприятий рыбного комплекса, представителей мелкого и среднего бизнеса, должно привести к реализации общегосударственной политики в нескольких смежных отраслях и направлениях народного хозяйства; к развитию малого бизнеса, занятости сельского населения, созданию дополнительных рабочих мест, продовольственной безопасности.

В сложившихся экономических условиях эффективным и социально привлекательным путем выхода из экономического кризиса могла бы стать подготовка педагогов-экономистов, готовых внедрять в образовательный процесс информационные инновации в области расширения традиционных подходов к деятельности сельскохозяйственных производителей новыми формами хозяйствования.


Библиографический список
  1. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. – К.: МАУП, 2003. - с. 49
  2. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – с. 209
  3. Оценка эффективности мероприятий по возрождению сельских территорий Архангельской области и перспектив их развития в условиях современной государственной политики / О.В. Иконникова, О.Д. Кононов, В.В. Гинтов, Н.В. Зыкова, – М.-Архангельск: Институт управления, 2011. – 152 с.
  4. Серова Е., Лерман Ц., Звягинцев Д. Диверсификация источников дохода сельских домохозяйств и альтернативная занятость: результаты обследования [Электронный ресурс] - http://www.finanal.ru/006/diversifikatsiya-istochnikov-dokhoda-selskikh-domokhozyaistv-i-alternativnaya-zanyatost-rezultat?page=0,0
  5.  Иконникова О.В. Качество жизни населения Архангельской области и проблемы его оценки // Российское предпринимательство. 2013. № 22. С. 150-153
  6. Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446
  7. Ассоциация развития агротуризма [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www. agritourism.ru
  8. Lindberg K., Hawking D. Ecotourism: A Guide for Planners and Managers. 1993.
  9. Устойчивое развитие сельских территорий Северо-Запада России (основные положения концепции). – СПб.-Пушкин: ГНУ СЗ НИИЭСХ Россельхозакадемии, 2009. – С. 25
  10. Прибрежная аквакультура: Монография / М.Б.Шилин, Д.А.Голубев и др. – СПб.: РГГМУ, 2009. – 287с., с.10.
  11. Стратегия развития аквакультуры Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Минсельхозом РФ 10.09.2007 г.)  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=98465, Проект федерального закона № 482298-5 «Об аквакультуре»  http://www.mcx.ru/documents/document/show/16771.77.htm


Все статьи автора «Зыкова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: